Цели проекта:
- Создание проекта на английском языке с целью более глубокого изучения темы “Транспорт. Транспортные проблемы в Москве”.
- Совершенствование ранее приобретенных коммуникативных навыков говорения, письма, чтения, лексико-грамматических навыков.
- Формирование навыков работы по проектной методике с использованием информационных технологий.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- систематизация новых лексических единиц на уровне слова, предложения, высказывания по теме “Транспорт. Транспортные проблемы в Москве”;
- формирование навыка написания отчёта о проделанном исследовании;
- формирование навыков работы по проектной методике и оформление проектов с использованием информационных технологий.
2. Развивающие
- актуализация и совершенствование навыков монологического и диалогического высказывания по теме “Транспорт. Транспортные проблемы в Москве”;
- актуализация навыков описания и сравнения графических изображений;
- актуализация и совершенствование навыков группового обсуждения, умения делать выводы, приходить к общему решению;
- формирование навыка написания короткого сочинения, выражающего собственное мнение по теме “Транспорт. Транспортные проблемы в Москве”;
- актуализация применения навыков и умений, полученных на уроке информатики, для обработки результатов исследований и оформления проекта: совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, используя информационные технологии.
3. Воспитательные
- создание условий для развития мотивации к самостоятельному добыванию знаний;
- развитие независимости и самостоятельности суждений;
- создание условий для развития мотивации к созданию индивидуальных творческих работ;
- формирование позитивного взгляда на проблему;
- поиск способов решения проблемы;
- формирование чувства ответственности за выполнение части коллективной работы:
- развитие отношений учитель-ученик как равных партнеров образовательного процесса.
Практическая работа над проектом осуществлялась в несколько этапов:
- обсуждение проекта, составление первоначального плана, распределение заданий;
- работа над основными разделами проекта с обсуждением промежуточных результатов;
- обсуждение исследовательской части проекта;
- оформление разделов проекта в виде компьютерной презентации (MS PowerPoint);
- презентация проекта учащимися в компьютерном классе.
Обсуждение проекта привело к составлению
первоначального плана:
Means of transport;
Разработка первого пункта плана “Транспортные средства” (“Means of transport”) осуществлялась в следующем порядке:
- Means of transport (a table);
- Focus: we learn to speak about pros and cons of different means of transport;
- Students’ projects;
- Moscow transport system – advantages;
- Moscow transport system – disadvantages;
- Traffic problems in Moscow (a collage);
- Possible ways to solve the problems;
- Focus: we learn to speak about ways of solution transport problems;
- Focus: we learn to write an article.
Первоначально для обсуждения была дана таблица “Транспортные средства”, где столбцы – это непосредственно средства передвижения, а горизонтальные строки – их характеристики, такие как степень безопасности, уровень загрязнения окружающей среды и т.д. (рис. 1). Обсуждая характеристики видов транспорта, учащиеся составили таблицу, данные которой использовали в мини-проектах по видам транспорта в Москве.
Рис. 1. Сравнительная характеристика транспортных средств.
Пример мини проекта учащегося “Новый вид транспорта города Москвы – монорельсовая дорога” представлен на рис. 2.
Рис. 2. Мини проект “Новый вид транспорта города Москвы – монорельсовая дорога”
Следующим шагом работы явилось обсуждение преимуществ и недостатков московской транспортной системы. Дискуссии учеников, проводимые на уроках, привели к созданию учащимися двух схем: “Преимущества транспортной системы Москвы” (рис. 3) и “Недостатки транспортной системы Москвы” (рис. 4). Данные таблицы, применяемые на уроках, явились прекрасным наглядным пособием и кратким тезисным планом для устных высказываний учащихся.
Рис. 3. Преимущества транспортной системы города Москвы.
Рис. 4. Недостатки транспортной системы города Москвы.
Дискуссии о недостатках московской транспортной системы, поднявшие большое количество вопросов, вызвали оживленное обсуждение, так как эти проблемы непосредственно связаны с повседневной жизнью учащихся. Данные схемы учат логически выстраивать устные высказывания, заставляют задуматься о проблемах города, формируя правильную гражданскую позицию.
Обсуждение вышеперечисленных проблем вплотную подвело учащихся к возможным путям решения транспортных проблем столицы. Результаты были представлены на рис. 5 и рис. 6.
Рис. 5, 6 Возможные пути решения транспортных проблем города Москвы.
Дальнейшая работа по данному проекту заключалась в проведении исследований по данной теме. Учащиеся в группе разработали перечень вопросов по проблеме транспорта в Москве. Исследование проводилось участниками проекта среди учеников десятых классов. Результаты мини исследований были занесены в таблицу (рис. 7). Обработав результаты исследований с помощью программного пакета MS Excel, участники проекта составили восемь диаграмм, две из них представлены на рис. 8. По итогам исследований был написан отчет.
Рис. 7. Исследования по проблемам транспорта.
Рис 8. Примеры диаграмм.
Наибольший интерес вызвало составление мини проекта по теме “Моя любимая марка автомобиля”, где все учащиеся аргументированно обосновывали свой выбор. Пример мини проекта дан на рис. 9.
Рис 9. Любимые марки автомобилей.
Работа по созданию проекта была представлена в виде компьютерной презентации. Отличительной особенностью этого проекта явилось то, что он органично вписался в учебный процесс. Создание проекта по данной теме позволило учащимся более глубоко подойти к данной проблеме, провести исследование-опрос, проанализировать его результаты. Работая над проектом, ученики совершенствовали навыки дискуссии с использованием новой лексики, написания коротких сочинений, выражающих собственное мнение; научились писать отчет о проделанном исследовании, проявили замечательные творческие способности, иллюстрируя проект собственными рисунками и фотографиями. Необходимо отметить осознание учащимися актуальности предмета информационные технологии. Создание проекта происходило в условиях тесного сотрудничества с учителями.
Список использованной литературы
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2000, № 2, с. 3–10.
- Душенка Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2003, № 5, с. 38–41.
- Evans V., Milton J. Listening and Speaking Skills 1. // Express Publishing New edition 2002