Урок по окружающему миру по теме: "Здоровый образ жизни"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Тема: Здоровый образ жизни

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами здорового образа жизни.

Задачи:

  • Формировать знания детей о здоровом образе жизни.

  • Развивать самостоятельность, речь, память, мышление.

  • Воспитывать ответственное отношение к здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, карточки-инструкции, кроссворд, калейдоскоп здоровья, памятки, открытки.

Содержание урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

– Ребята, а кто из вас знает, что такое калейдоскоп? ( Ответы детей)

– В словаре Ожегова дается такое определение этому слову.

Калейдоскоп

1. Оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры.

Детский калейдоскоп (игрушка)

2. Переносное значение. Быстрая смена разнообразных явлений.

Калейдоскопический узор.

Калейдоскопическая смена впечатлений.

– А мы с вами на уроке закрутим свой калейдоскоп – секретов.

Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

– Каждый из нас хочет быть здоровым и крепким. Для этого, нужно заботиться о своем здоровье.

2. Проверка домашнего задания

– А сейчас, разгадаем кроссворд и узнаем о чем, вы говорили на прошлом уроке.

1. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.

2. Жесткая щетинка, гладенькая спинка.
Кто со мной не знается, тот от боли мается.

3. Частый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый.

4. Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку, быстро делаю…………

5. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Дело ясное вполне – пусть помоет руки мне.

6. Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим.

7. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять.

8. Сперва, с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.

9. Светит, сверкает, всех согревает.

10. Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.

11. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою – что это такое?

– Какое ключевое слово у нас получилось? ( ЗАКАЛИВАНИЕ)

– Правильно, на прошлом уроке вы говорили, как правильно закалять свой организм воздухом, водой и солнцем.

– Ребята, а кто может ответить, для чего нужно заниматься закаливанием?

– Как правильно закалять свой организм? ( Ответы детей)

– Молодцы!

– Чтобы настроиться на дальнейшую работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведем оздоровительную минутку.

Предлагаю вам поудобней встать.

Физминутка “На зарядку становись!”

3. Введение в тему

– Послушайте историю.

Живет по соседству со мной один мальчик. Я заметила, что он очень редко выходит на улицу после школы, его часто можно увидеть в неопрятном Риде, с грязными руками. Дома он много времени проводит за просмотром телевизора и за играми на компьютере. Да и мама однажды пожаловалась мне, что у сына плохой аппетит вечером ему не заснуть, а утром его невозможно поднять с постели, часто жалуется на головную боль. Тогда я решила поговорить с Костей и поняла, что он не знает главные правила здорового образа жизни. (Приложение 1)

И сегодня на уроке об этом мы будем говорить.

Цель нашего урока – ознакомление с главными правилами здорового образа жизни.

4. Работа в группах

– Сейчас вы будите работать самостоятельно в группах. Каждая группа получила карточку-инструкцию, в которой четко расписаны все этапы работы. Работая в группах, вы должны будите подготовить рассказ, опираясь уже на полученные знания, жизненный опыт и текст учебника. Для этого командиры групп, распределят обязанности, а после звукового сигнала мы заслушаем представителей каждой группы.

1 группа

Карточка – инструкция

1. Прочитайте текст под цифрой 1 в учебнике.

2. Расскажите о том, с чего начинается здоровый образ жизни?

3. Объясните, почему необходимо выполнять эти правила.

4. Подготовить рассказ о правилах личной гигиены и гигиены жилища.

2 группа

Карточка – инструкция

1. Прочитайте в учебнике текст под цифрой 2.

2. Повторите материал учебника “Как правильно питаться”.

3. Расскажите о правилах питания, опираясь на вопросы:

а) Как вы думаете, зачем человек питается?

б) Назовите органы пищеварения?

в) Какое питание можно считать здоровым?

3. Объясните, чем полезно разнообразное и регулярное питание?

3 группа

Карточка – инструкция

1. Прочитать в учебнике текст № 3.

2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:

а) Для чего нужно чередовать труд с отдыхом?

б) Какие виды отдыха вы предпочитаете?

3. Объясните, чем вреден долговременный просмотр телевизора и работа на компьютере?

4 группа

Карточка – инструкция

1. Прочитать в учебнике текст № 4.

2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:

а) Почему нужно много двигаться?

б) Чем полезны зарядка, занятие спортом, игры на свежем воздухе?

3. Объясните, что, по-вашему, активный образ жизни?

5 группа

Карточка – инструкция

1. Прочитать в учебнике текст № 5.

2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:

а) Как вы думаете, чем опасно курение для молодого организма?

б) Чем опасен алкоголь и наркотики для детского организма?

3. Выполните задание: придумать и нарисовать знаки, запрещающие курение и употребление алкоголя и наркотиков.

5. Отчет групп

– Все ребята, время работы в группах истекло. Давайте внимательно послушаем, что подготовили ребята каждой группы. Все остальные слушают выступление, затем будем вместе формулировать правила здорового образа жизни. ( Ответы детей по группам)

– Ребята, вы прослушали выступление, давайте подумаем, какие правила можно вывести.

– Мы с вами открываем пять секретов нашего калейдоскопа.(Приложение 2)

1 Содержи в чистоте свое тело, одежду и жилище.

2 Правильно питайся

3 Правильно сочетай труд и отдых

4 Больше двигайся!

5 Не заводи вредных привычек

Физминутка на расслабление “Деревце”

6. Закрепление

– Давайте еще раз повторим все правила здорового образа жизни. ( Дети читают правила)

– Ребята, а кто из вас знает пословицы о чистоте, здоровье. Предлагаю вам задание. Я буду начинать пословицы, а вы заканчивайте.

  • Чистота – залог ………. здоровья!
  • Чисто жить – здоровым …….. быть
  • Кто аккуратен – тот людям …………..приятен
  • Грязь и неряшливость – путь………. к болезням!
  • Чистая вода – для хворобы ……….. беда

– Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите, какие правила правильного питания нарушили дети.. (Приложение 3)

– Посмотрите, какой отдых и развлечения полезны для здоровья, а к каким нужно относиться с осторожностью. (Приложение 4)

Гимнастика для глаз.

– Ребята 5 группы рисовали знаки, Давайте посмотрим, какие запрещающие знаки придумали ребята. ( Ребята рассматривают предложенные знаки)

– Ребята, а как вы думаете, достаточно ли только знать правила здорового образа жизни.

– Я рассказала своему соседу Косте эти правила, но как оказалось, он эти правила знал, но никогда не выполнял, то ленился, то забывал, то откладывал все на завтра. И так повторялось каждый день.

– Ребята, как вы думаете, будет ли Костя здоровым? ( Ответы детей)

– Эти правила только тому приносят пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведет здоровый образ жизни.

Калейдоскоп здоровья

– А чтобы вы не забыли правила и выработали в себе привычку регулярно выполнять их, давайте зажжем калейдоскоп здоровья. (Приложение 5)

ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ – то, что поможет человеку вести здоровый образ жизни.

ЖЕЛТЫМ КРУЖКОМ – то, к чему нужно относиться осторожно.

КРАСНЫМ КРУЖКОМ – то, что вредит здоровью.

– Итак, проверим, что же вредит здоровью, к чему нужно относиться осторожно, а то, что вы отметили зеленым кружком – помогает человеку вести здоровый образ жизни.

– Возьмите эти калейдоскопы здоровья домой, повесьте их на видном месте и пусть они напоминают вам, что нужно постоянно выполнять главные правила здорового образа жизни.

– Ребята, а вы знаете, после того как я подарила Косте калейдоскоп здоровья и объяснила ему, что если он хочет быть здоровым, то нужно жить по этим правилам. Я увидела, как сильно он изменился. (Приложение 6 )

– Я думаю, что вы тоже не забудете о том, что важно не только знать эти правила, но и выполнять их постоянно.

Рефлексия

– Ребята, мы с вами открыли пять секретов здорового образа жизни, зажгли калейдоскоп здоровья, а сейчас возьмите каждый свой калейдоскоп (Приложение 7), раскрутите и остановитесь на

ЖЕЛТОМ ЦВЕТЕ – если урок вам понравился, вам было интересно и у вас было прекрасное настроение.

ЗЕЛЕНОМ ЦВЕТЕ – если вы были не совсем довольны уроком и у вас было грустное настроение.

СИНЕМ ЦВЕТЕ – если вы были недовольны уроком и у вас было мрачное настроение.

7. Оценивание детей

8. Итог урока

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.  И. Брехман.

– Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины.

– А на память о нашем уроке я подарю вам открытки с загадками о здоровье.