Тема: Здоровый образ жизни
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами здорового образа жизни.
Задачи:
Формировать знания детей о здоровом образе жизни.
Развивать самостоятельность, речь, память, мышление.
Воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, карточки-инструкции, кроссворд, калейдоскоп здоровья, памятки, открытки.
Содержание урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
– Ребята, а кто из вас знает, что такое калейдоскоп? ( Ответы детей)
– В словаре Ожегова дается такое определение этому слову.
Калейдоскоп
1. Оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры.
Детский калейдоскоп (игрушка)
2. Переносное значение. Быстрая смена разнообразных явлений.
Калейдоскопический узор.
Калейдоскопическая смена впечатлений.
– А мы с вами на уроке закрутим свой калейдоскоп – секретов.
Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.
– Каждый из нас хочет быть здоровым и крепким. Для этого, нужно заботиться о своем здоровье.
2. Проверка домашнего задания
– А сейчас, разгадаем кроссворд и узнаем о чем, вы говорили на прошлом уроке.
1. Через нос проходит в грудь и обратный
держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.
2. Жесткая щетинка, гладенькая спинка.
Кто со мной не знается, тот от боли мается.
3. Частый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый.
4. Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком
румяным.
Заправляю сам кроватку, быстро делаю…………
5. Ускользает, как живое, но не выпущу
его я.
Дело ясное вполне – пусть помоет руки мне.
6. Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим.
7. В морях и реках обитает, но часто по небу
летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять.
8. Сперва, с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
9. Светит, сверкает, всех согревает.
10. Две новые кленовые подошвы
двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам
беги.
11. Вафельное и полосатое, гладкое и
лохматое,
Всегда под рукою – что это такое?
– Какое ключевое слово у нас получилось? ( ЗАКАЛИВАНИЕ)
– Правильно, на прошлом уроке вы говорили, как правильно закалять свой организм воздухом, водой и солнцем.
– Ребята, а кто может ответить, для чего нужно заниматься закаливанием?
– Как правильно закалять свой организм? ( Ответы детей)
– Молодцы!
– Чтобы настроиться на дальнейшую работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведем оздоровительную минутку.
Предлагаю вам поудобней встать.
Физминутка “На зарядку становись!”
3. Введение в тему
– Послушайте историю.
Живет по соседству со мной один мальчик. Я заметила, что он очень редко выходит на улицу после школы, его часто можно увидеть в неопрятном Риде, с грязными руками. Дома он много времени проводит за просмотром телевизора и за играми на компьютере. Да и мама однажды пожаловалась мне, что у сына плохой аппетит вечером ему не заснуть, а утром его невозможно поднять с постели, часто жалуется на головную боль. Тогда я решила поговорить с Костей и поняла, что он не знает главные правила здорового образа жизни. (Приложение 1)
И сегодня на уроке об этом мы будем говорить.
Цель нашего урока – ознакомление с главными правилами здорового образа жизни.
4. Работа в группах
– Сейчас вы будите работать самостоятельно в группах. Каждая группа получила карточку-инструкцию, в которой четко расписаны все этапы работы. Работая в группах, вы должны будите подготовить рассказ, опираясь уже на полученные знания, жизненный опыт и текст учебника. Для этого командиры групп, распределят обязанности, а после звукового сигнала мы заслушаем представителей каждой группы.
1 группа
Карточка – инструкция
1. Прочитайте текст под цифрой 1 в учебнике.
2. Расскажите о том, с чего начинается здоровый образ жизни?
3. Объясните, почему необходимо выполнять эти правила.
4. Подготовить рассказ о правилах личной гигиены и гигиены жилища.
2 группа
Карточка – инструкция
1. Прочитайте в учебнике текст под цифрой 2.
2. Повторите материал учебника “Как правильно питаться”.
3. Расскажите о правилах питания, опираясь на вопросы:
а) Как вы думаете, зачем человек питается?
б) Назовите органы пищеварения?
в) Какое питание можно считать здоровым?
3. Объясните, чем полезно разнообразное и регулярное питание?
3 группа
Карточка – инструкция
1. Прочитать в учебнике текст № 3.
2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:
а) Для чего нужно чередовать труд с отдыхом?
б) Какие виды отдыха вы предпочитаете?
3. Объясните, чем вреден долговременный просмотр телевизора и работа на компьютере?
4 группа
Карточка – инструкция
1. Прочитать в учебнике текст № 4.
2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:
а) Почему нужно много двигаться?
б) Чем полезны зарядка, занятие спортом, игры на свежем воздухе?
3. Объясните, что, по-вашему, активный образ жизни?
5 группа
Карточка – инструкция
1. Прочитать в учебнике текст № 5.
2. Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:
а) Как вы думаете, чем опасно курение для молодого организма?
б) Чем опасен алкоголь и наркотики для детского организма?
3. Выполните задание: придумать и нарисовать знаки, запрещающие курение и употребление алкоголя и наркотиков.
5. Отчет групп
– Все ребята, время работы в группах истекло. Давайте внимательно послушаем, что подготовили ребята каждой группы. Все остальные слушают выступление, затем будем вместе формулировать правила здорового образа жизни. ( Ответы детей по группам)
– Ребята, вы прослушали выступление, давайте подумаем, какие правила можно вывести.
– Мы с вами открываем пять секретов нашего калейдоскопа.(Приложение 2)
1 Содержи в чистоте свое тело, одежду и жилище.
2 Правильно питайся
3 Правильно сочетай труд и отдых
4 Больше двигайся!
5 Не заводи вредных привычек
Физминутка на расслабление “Деревце”
6. Закрепление
– Давайте еще раз повторим все правила здорового образа жизни. ( Дети читают правила)
– Ребята, а кто из вас знает пословицы о чистоте, здоровье. Предлагаю вам задание. Я буду начинать пословицы, а вы заканчивайте.
- Чистота – залог ………. здоровья!
- Чисто жить – здоровым …….. быть
- Кто аккуратен – тот людям …………..приятен
- Грязь и неряшливость – путь………. к болезням!
- Чистая вода – для хворобы ……….. беда
– Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите, какие правила правильного питания нарушили дети.. (Приложение 3)
– Посмотрите, какой отдых и развлечения полезны для здоровья, а к каким нужно относиться с осторожностью. (Приложение 4)
Гимнастика для глаз.
– Ребята 5 группы рисовали знаки, Давайте посмотрим, какие запрещающие знаки придумали ребята. ( Ребята рассматривают предложенные знаки)
– Ребята, а как вы думаете, достаточно ли только знать правила здорового образа жизни.
– Я рассказала своему соседу Косте эти правила, но как оказалось, он эти правила знал, но никогда не выполнял, то ленился, то забывал, то откладывал все на завтра. И так повторялось каждый день.
– Ребята, как вы думаете, будет ли Костя здоровым? ( Ответы детей)
– Эти правила только тому приносят пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведет здоровый образ жизни.
Калейдоскоп здоровья
– А чтобы вы не забыли правила и выработали в себе привычку регулярно выполнять их, давайте зажжем калейдоскоп здоровья. (Приложение 5)
ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ – то, что поможет человеку вести здоровый образ жизни.
ЖЕЛТЫМ КРУЖКОМ – то, к чему нужно относиться осторожно.
КРАСНЫМ КРУЖКОМ – то, что вредит здоровью.
– Итак, проверим, что же вредит здоровью, к чему нужно относиться осторожно, а то, что вы отметили зеленым кружком – помогает человеку вести здоровый образ жизни.
– Возьмите эти калейдоскопы здоровья домой, повесьте их на видном месте и пусть они напоминают вам, что нужно постоянно выполнять главные правила здорового образа жизни.
– Ребята, а вы знаете, после того как я подарила Косте калейдоскоп здоровья и объяснила ему, что если он хочет быть здоровым, то нужно жить по этим правилам. Я увидела, как сильно он изменился. (Приложение 6 )
– Я думаю, что вы тоже не забудете о том, что важно не только знать эти правила, но и выполнять их постоянно.
Рефлексия
– Ребята, мы с вами открыли пять секретов здорового образа жизни, зажгли калейдоскоп здоровья, а сейчас возьмите каждый свой калейдоскоп (Приложение 7), раскрутите и остановитесь на
ЖЕЛТОМ ЦВЕТЕ – если урок вам понравился, вам было интересно и у вас было прекрасное настроение.
ЗЕЛЕНОМ ЦВЕТЕ – если вы были не совсем довольны уроком и у вас было грустное настроение.
СИНЕМ ЦВЕТЕ – если вы были недовольны уроком и у вас было мрачное настроение.
7. Оценивание детей
8. Итог урока
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И. Брехман.
– Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины.
– А на память о нашем уроке я подарю вам открытки с загадками о здоровье.