Сформированность компетенций выпускника начальной школы как одно из условий некризисного перехода в школу второй ступени

Разделы: Администрирование школы


В 2002 году нашему учебному заведению был присвоен новый вид - школы с углубленным изучением предметов образовательной области “Технология”. Область "Технология" входит в базовое ядро общего образования, обеспечивающее минимально необходимые технико-технологические требования к уровню подготовки обучающихся, основанные на соблюдении инвариантных принципов создания единого образовательного пространства; существенно влияет на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

Возникла необходимость в пересмотре концепции развития начальной школы, в создании новой системы отслеживания результатов деятельности, во внесении и корректировке портрета выпускника начальной школы, и исходя из этого, определение вопросов, подборе диагностик для проведения внутрикафедрального мониторинга учителями, входящими в состав предметно-методической кафедры начальной школы .

Предыдущий положительный опыт работы в рамках концепции развития “Гражданской школы” позволил взять за основу составления портрета выпускника воспитательные доминанты, характерные для учащихся 7-11 летнего возраста. Особенно для работы по формированию социальной компетенции. Мы остановили свой выбор на трех основных компетенциях, которые мы формируем в начальной школе и которые решают вопросы преемственности при переходе из школы первой ступени в основную школу.

___________________
"образовательная компетенция" – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит качественное освоение – определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, на основе концепции и комплексно – целевой программы развития школы с углубленным изучением предметов образовательной области ''Технология'' началась работа по созданию (модели) портрета выпускника – начальной, основной и старшей школы.

В 2003 году на педагогическом совете ''Программа мониторинга качества образования в школе № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области ''Технология'' за основу деятельности педагогического коллектива учителей начальных классов был принят портрет Выпускника начальной школы.

Формирование параметров развития личности выпускника начальной школы, является конечным результатом и основной целью, проводимой начальной школой образовательной деятельности.

Задача всех участников учебно-воспитательного процесса (учителей, служб школы, родителей) направить свою работу на формирование параметров развития личности выпускника начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы является первой составной частью, на базе которой созданы портреты выпускников основной и старшей школы с соблюдением принципа преемственности.

В портрете выделены три основных компетенции: самостроительная, технологическая, социальная.

В процессе работы по формированию параметров компетенций, по проведению диагностик, возникла необходимость изменения и, в некоторых случаях, исключения некоторых параметров из компетенций. Такая необходимость возникла в связи с изменением подходов к вопросу социализации учащихся на первой ступени обучения. В настоящее время компетенции состоят из следующих параметров.

Самостроительная компетенция предполагает формирование следующих параметров:

  • Сформированность произвольности психических процессов,
  • Сформированность базовых общеучебных умений и навыков,
  • Умение выявлять причинно-следственные связи между изучаемыми учебными и житейскими явлениями, выделять существенные признаки, обобщать, классифицировать, систематизировать знания,
  • Принимать смысл изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику.
  • Физическое здоровье, как фактор успешного овладения знаниями.

Социальная компетенция:

Соблюдение социальных и этических норм:

  • Развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе,
  • Принятие и выполнение школьных норм поведения и общения,
  • Добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно полезном труде;
  • Интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни.

Владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:

  • Дружеские отношения,
  • Готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности; способность к эмоциональной привязанности, дружбе.
  • Уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.

 Параметры технологической компетенции значительно изменены и дополнены. Это связано с реализацией концепции модернизации российского образования в части профилизации и направлены на решение задач школы по ранней профилизации учащихся первой ступени обучения, а также подготовки их к предпрофильному обучению в школе 2 ступени.

В настоящее время технологическая компетенция включает следующие параметры:

1. Сформированный высокий уровень самостоятельности, то есть умение самостоятельно ориентироваться в любой работе,

2. Активная позиция ''Я хочу все сделать – сам'',

3. Осознанность практической (проектной деятельности:

  • анализ конструкции изделия,
  • анализ технологии его изготовления,
  • сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами,
  • знание названий используемых материалов и ряда их свойств)
  • владение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

4. Соблюдение технологической дисциплины:

  • использование более рациональных приемов работы;
  • соблюдение последовательности и правил выполнения технологических операций в соответствии с маршрутными или операционными картами;
  • умение организовывать свое рабочее место;
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
  • умение применять эффективность трудовой деятельности.

5. Владение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий.

Для отслеживания сформированности компетенций у выпускников начальной школы, нами разработан пакет диагностик и определены ответственные за проведение диагностик и подведение итогов, а также ответственные за анализ полученных результатов и внесение данных в диагностические таблицы.

Представляем пакет диагностик по отслеживанию параметров трех компетенций и методики, которые используем, а также примеры разработанных нами таблиц для внесения пилотажных исследований и последующих данных диагностики:

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

1.1. Сформированность произвольности психических процессов.

(Отв. психолог)

  • Методика “Логические задачи” ( А.З.Зак )
  • Опросник “Атрибуция ответственности” ( Белякова Е.Г.)
  • “Групповой интеллектуальный тест” ( М.К.Акимовой )

1.2. Сформированность базовых общеучебных умений и навыков.

(Отв. учителя1-4 кл.)

  • Индивидуальная карта учеников ________ класса (обучаемость)

1.3. Учебно-познавательные умения и навыки

 

Ф.И.ученика

Показатели

   
Умение выделять главное в учебной информации, составлять план    
Умение выделить признаки для сравнения процессов, явлений    
Умение сопоставлять, сравнивать    
Умение использовать полученные знания в новых условиях    
Умение в темпе подаваемой учителем информации слушать, соотносить с основами источников знаний, писать    
Навыки беглого чтения (по возможности указать скорость чтения)    
Умение осуществлять самоконтроль в учебной работе    

2 – в полной мере 1 – средне 0 – не проявляется (отв. учителя 4 класса)

1.4. Карта результатов обучения учащегося ______за 1-4 классы.

Вносятся итоги обучения по годам (своеобразный табель)

1.5. Мониторинг учебных возможностей учащихся ___________ класса.

Вносятся результаты проверок выполнения практической части программ (итоги контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений и дт.)

1.6. Карта личностного развития учащихся. Здоровье.

Фамилия, имя

Класс

Группа здоровья

Хронические заболевания

(да, нет)

Сколько раз болел

Количество дней, пропущенных по болезни

1

2

3

4

5

Учебные четверти

1

2

3

4

1

2

3

4

1

 

1

       

2

       

(Отв. учителя 1-4 кл, мед.работник)

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

2.1.Уровень развития социальных качеств учащихся начальной школы

учащихся _____________ класса

Учащиеся патриотизм товарищество уважение к старшим дисциплинирова-нность трудолюбие любознательность любовь к прекрасному стремление быть сильным, ловким
                   

2 – в полной мере; 1 – средне; 0 – не проявляется.

(Автор Н.И. Монахов) (Отв. учителя 1-4 классов)

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

3.1. Учебно-исследовательские и проектировочные умения, технологическая дисциплина.

Учебно-исследовательские умения
    • Выполнять инструкции при решении учебных задач
  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами
  • Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях)
  • Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу
  • Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам
  • Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия
  • Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
  • Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.)
  • Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий
  • Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу
  • Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы
  • Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера
  • Вести поиск информации с использованием простейших запросов
  • Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере
  • Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека
  • Ориентироваться в распространенных видах профессий (с учетом региональных особенностей)
  • Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
  • Определять область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров)
  • Ориентироваться в основных источниках информации
  • Определять назначение основных устройств компьютера
  • Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе компьютером)

2 - усвоил в полной мере; 1- усвоил, но не всегда применяет; 0- не усвоил.

(Отв. учителя 1-4 кл.)

Диагностические таблицы навыков проектирования по технологии

Вид и характер навыков

Вырабатывать идеи на основе своего опыта
Пояснять свои идеи в процессе обсуждения
Разрабатывать свои идеи в процессе деятельности (посредством придания формы различным материалам, сборки компонентов и т.д.)
Вносить предложения по процессу изготовления
Рассматривать проект-идеи по мере их развития и определять их сильные и слабые стороны
Использовать информационные ресурсы в процессе своей деятельности
Вырабатывать идеи, учитывая назначение изделия и его будущих пользователей
Пояснять свои идеи, разрабатывать критерии для проектирования, предлагать пути реализации своих идей
Принимать во внимание внешний вид, функциональность, безопасность и надежность в процессе разработки предложений
Исследовать, прорабатывать и пояснять различные аспекты своего проекта при помощи моделирования различными способами
Иметь четкое представление о том, каков должен быть результат деятельности, предлагая последовательность действий для его достижения и альтернативные методы изготовления, в случае, если что-то не будет получаться в соответствии с планом
Оценивать свои проект-идеи по мере их развития, учитывая потребителя и назначение разрабатываемого объекта, а также определять пути дальнейшего улучшения своих предложений

2 - усвоил в полной мере; 1- усвоил, но не всегда применяет; 0- не усвоил.

(Отв. учителя 1-4 кл.)

3.2.Карта наблюдений (мотивы, интересы, склонности)

(Отв. учителя 1-4 кл.)

Проводимая в начальной школе работа, прежде всего, направлена на создание условий для успешного плавного некризисного перехода учащихся из начальной школы на основную ступень обучения и решает вопросы более тесного сотрудничества учителей начальной и основной школ. При переходе в среднее звено материал, который помогал учителю начальных классов, передается классному руководителю 5 класса, как одна из составляющих Портфолио класса.