Тема урока: “Кукла-берегиня”.
Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи:
Образовательные
- Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма.
- Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой.
Воспитательные
- Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.
Развивающие
- Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.
- Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.
Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая.
Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол.
Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).
“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).
План урока:
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Вступительная часть. Тема, цель.
- Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.
- Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
- Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
- Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.
- Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.
“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.
Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.
Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1).
Рис. 1
Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.
Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.
В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом (рисунок 4).
Рис. 4
Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.
- А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини.
3. Звучит музыка. Рассказ о берёзе, о природном памятнике родного города – берёзовой роще (выступление ученицы).
Береза считает символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свернутой в трубочку из берестяной коры изготавливали незатейливых куколок.
Березовых рощ на свете много, особенно на Урале, особенно в Красноуфимском районе. Рощи, как рощи: грибы да ягоды. Но все-таки одной Березовой роще удалось прославиться. Расположена она в Красноуфимске, в районе Горняка и Нового поселка. А прославили ее жители города еще в начале прошлого века, когда собирались там на маёвки, чтобы решить важные вопросы, касающиеся свержения старого (царского) режима и установления нового светлого будущего под названием коммунизм.
А ведь мало кто знает, что эта, всем известная, Березовая роща – памятник природы. Об этом свидетельствует камень, установленный на постаменте при входе в лес.
4. Конкурс пословиц и примет о берёзе (опережающее домашнее задание).
Тесно связан образ березы в народных приметах о сельском хозяйстве:
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Когда береза перед ольхой лист пустит – лето будет сухое.
- Когда береза станет распускаться, сей овес.
Бесчисленны песни, пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой:
- Береза – не угроза, где она стоит, там и шумит.
- Бела береста – да деготь черен.
- Для врага и береза – угроза.
- Зелена, а не луч, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
5. Стихотворение о березе (читает ученица).
6. Рассказ учителя.
Мало того, ее очень ценят и в медицине как общеукрепляющее, тонизирующее и противовоспалительное средство. Во флоре России встречается около 40 видов березы.
Береза на Руси – это и символ, и поэтический образ страны.
Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала.
Вопрос: Какие способы украшения берестяных изделий вы знаете?
- Гравировка и теснение.
- Прорезная резьба.
- Роспись морилкой, красками.
- Аппликация или интарсия.
- Отделка народных костюмов и игрушек.
7. Практическая часть урока.
- А теперь прошу вашего внимания, т.к. мы переходим ко II части нашего урока – декоративное оформление кукол-берегинь, изготовленных из бересты (тип - конусная кукла).
Наша задача – завершить работу по изготовлению кукол.
Работа будет проводиться в мини-группах. В целях экономии времени мы оставляем без внимания технологический процесс, т.к. вы им владеете достаточно (инструкционная карта).
У каждой группы на столе заготовки кукол и все необходимое (раздаточный материал образцов, материал, инструменты для выполнения оформления).
- Каждая группа уже определилась, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.
- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини и монтажу всех деталей в группах.
8. Заключительная часть урока.
Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведем хоровод, как в старину,
Пеню русскую споем, да не одну!
Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.
В конце урока создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь.
9. Организация домашнего задания: Подобрать колыбельные песни.
Литература:
1) В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 1999 г.
2) “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г.
3) В.В. Финягин “Изделия из бересты”, АСТ “Астрель”, Москва, 2001 г.
4) О.В. Фликова, М.В. Макарова, Е.Н. Чайковская и др. “Конспекты уроков по народной культуре” Гуманитарный издат. Центр “Владос”, Москва, 2003 г.