Тема урока: "Кукла-берегиня"

Разделы: Технология


Тема урока: “Кукла-берегиня”.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

Образовательные

  1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма.
  2. Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой.

Воспитательные

  1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.
  2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Развивающие

  1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.
  2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол.

Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).

“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Вступительная часть. Тема, цель.
  3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.
  4. Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.
  5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.
  6. Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.
  7. Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1).

Рис. 1

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.

В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).

Рис. 2

Рис. 3

Мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом (рисунок 4).

Рис. 4

Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.

- А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини.

3. Звучит музыка. Рассказ о берёзе, о природном памятнике родного города – берёзовой роще (выступление ученицы).

Береза считает символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свернутой в трубочку из берестяной коры изготавливали незатейливых куколок.

Березовых рощ на свете много, особенно на Урале, особенно в Красноуфимском районе. Рощи, как рощи: грибы да ягоды. Но все-таки одной Березовой роще удалось прославиться. Расположена она в Красноуфимске, в районе Горняка и Нового поселка. А прославили ее жители города еще в начале прошлого века, когда собирались там на маёвки, чтобы решить важные вопросы, касающиеся свержения старого (царского) режима и установления нового светлого будущего под названием коммунизм.

А ведь мало кто знает, что эта, всем известная, Березовая роща – памятник природы. Об этом свидетельствует камень, установленный на постаменте при входе в лес.

4. Конкурс пословиц и примет о берёзе (опережающее домашнее задание).

Тесно связан образ березы в народных приметах о сельском хозяйстве:

  • Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  • Когда береза перед ольхой лист пустит – лето будет сухое.
  • Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны песни, пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой:

  • Береза – не угроза, где она стоит, там и шумит.
  • Бела береста – да деготь черен.
  • Для врага и береза – угроза.
  • Зелена, а не луч, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

5. Стихотворение о березе (читает ученица).

6. Рассказ учителя.

Мало того, ее очень ценят и в медицине как общеукрепляющее, тонизирующее и противовоспалительное средство. Во флоре России встречается около 40 видов березы.

Береза на Руси – это и символ, и поэтический образ страны.

Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала.

Вопрос: Какие способы украшения берестяных изделий вы знаете?

  1. Гравировка и теснение.
  2. Прорезная резьба.
  3. Роспись морилкой, красками.
  4. Аппликация или интарсия.
  5. Отделка народных костюмов и игрушек.

7. Практическая часть урока.

- А теперь прошу вашего внимания, т.к. мы переходим ко II части нашего урока – декоративное оформление кукол-берегинь, изготовленных из бересты (тип - конусная кукла).

Наша задача – завершить работу по изготовлению кукол.

Работа будет проводиться в мини-группах. В целях экономии времени мы оставляем без внимания технологический процесс, т.к. вы им владеете достаточно (инструкционная карта).

У каждой группы на столе заготовки кукол и все необходимое (раздаточный материал образцов, материал, инструменты для выполнения оформления).

- Каждая группа уже определилась, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини и монтажу всех деталей в группах.

8. Заключительная часть урока.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведем хоровод, как в старину,
Пеню русскую споем, да не одну!

Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце урока создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь.

9. Организация домашнего задания: Подобрать колыбельные песни.

Литература:

1) В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 1999 г.

2) “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г.

3) В.В. Финягин “Изделия из бересты”, АСТ “Астрель”, Москва, 2001 г.

4) О.В. Фликова, М.В. Макарова, Е.Н. Чайковская и др. “Конспекты уроков по народной культуре” Гуманитарный издат. Центр “Владос”, Москва, 2003 г.