Цели:
- пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
- учить воспринимать содержание произведения;
- развивать поэтический слух;
- формировать стремление хорошо учиться;
- прививать любовь к чтению книг.
Оформление:
- на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака;
- книжки, рисунки детей.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы урока.
– Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством С.Маршака. (Входит растрепанный ученик)
– Можно войти?
Учитель: Да ты уже вошел, Алмаз…
Ученик: Извините за опоздание.
– Хорошо садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркало видел?
– Не успел. Спешил на урок. Торопился в школу.
– Посмотрите, на кого Алмаз похож…
Дети: На человека рассеянного…
– Сама ты рассеянная.
– Действительно! Вы к уроку читали стихи Самуила Яковлевича Маршака, в том числе и стихотворение “Вот какой рассеянный”.
– Я не помню…
– А мы тебе сейчас напомним.
У: Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Д: Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Д: Надевать он стал пальто-
Говорят ему: “Не то”,
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: “Не ваши”.
У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Д: Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Д: Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
– А дальше ответьте на вопросы по этому стихотворению:
1. На какой улице жил рассеянный? (На улице Бассейной.)
2. Что Рассеянный надел вместо рубашки? (Брюки.)
3. А что надел вместо шапки и валенок? (Сковороду и перчатки.)
4. Что хотел остановить рассеянный у “трамвала”? (Вокзай.)
5. Что рассеянный отправился покупать в буфет? (Билет.)
6. А что он хотел купить в кассе? (Бутылку квасу.)
7. В какой вагон он сел? (В отцепленный.)
8. Сколько суток сидел он в вагоне? (Двое.)
9. Что рассовал под диваны в вагоне? (Узлы и чемоданы.)
– Молодцы! А теперь повторим некоторые буквы алфавита. Это мы учили в первом классе. Стихотворение “Весёлая азбука”. (Учитель показывает буквы, дети вспоминают стихи и отвечают.)
2. Рассказ учителя о писателе.
– Ребята, сейчас я расскажу немного о Маршаке.
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”.
Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель.
В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:
“Признаться, я очень редко бывал “хорошим мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал”.
Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы.
Сейчас некоторые произведения его мы и представим.
3. Презентация книг С.Я. Маршака
– Вот на выставке его книги. По его произведениям учащиеся нашего класса оформили книгу. Эта книга называется “Разноцветная книга”. В ней страницы волшебные, а стихи превратились в живые картинки. (Читают стихи и показывают нарисованные картинки.)
– А вот Алсу оживила цифры. (Читает стихотворение “Веселый счет” и показывает книжку, которую сама сделала.)
– Так, про буквы мы читали, про цифры читали стихи. А у Маршака есть стихи про знаки препинания. Давайте и их прочитаем. (Инсценировка стихотворения “Знаки препинания”.)
– Какие еще стихи о школе Маршака знаете? (Ученики читают стихи о школе.)
“Первое сентября”.
“Угомон”.
– Какой совет дал Угомон? Это и нам надо запомнить.
4. Физкультминутка.
(Исполняется песня “Школьному товарищу” с движениями.)
– Слова этой песни написал С.Я. Маршак, музыку А.Александров
– О чем эта песня?
– Мы с вами живем в нелегкое время. Россия испытывает огромные трудности, в то же время старается их преодолеть. В этом помогают люди, те, кто добросовестно работает, кто охраняет нас от врагов, кто просто любит свою родину.
Вот и вам, ребята, надо так учиться, так жить и трудиться, чтобы, когда вы вырастите, страна могла поручить вам любую работу и вы бы с ней справились.
А чтобы вы запомнили об этом, писатель С.Я.Маршак написал для вас стихотворение “Школьнику на память”.
Задание:
– чтение про себя;
– чтение по цепочке;
– работа по содержанию;
– понравилось стихотворение;
– о чем оно?
– Какие школьные правила здесь описаны? Прочитайте из текста.
А еще Маршак написал для вас загадки. Сейчас я буду их читать, а вы отгадывать.
– Какие еще стихи его вы читали?
5. Работа парами по карточкам.
– Сейчас поиграем. Перед вами шахматная доска. Вы напишите на этой доске название произведение Маршака, которое вам больше всего понравилось, выбираем ход слона, коня или ладьи.
Потом меняемся и отгадываем.
– А сейчас попробуйте отгадать стихотворение, которое мне понравилось? (На доске.)
Чтение учителем стихотворения Маршака “Урок родного языка”
6. Итог урока
– Произведения какого писателя читали?
– О чем он писал?
– Какие его стихи?