Урок – презентация книг С.Я. Маршака

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
  • учить воспринимать содержание произведения;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать стремление хорошо учиться;
  • прививать любовь к чтению книг.

Оформление:

  • на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака;
  • книжки, рисунки детей.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы урока.

– Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством С.Маршака. (Входит растрепанный ученик)

– Можно войти?

Учитель: Да ты уже вошел, Алмаз…

Ученик: Извините за опоздание.

– Хорошо садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркало видел?

– Не успел. Спешил на урок. Торопился в школу.

– Посмотрите, на кого Алмаз похож…

Дети: На человека рассеянного…

– Сама ты рассеянная.

– Действительно! Вы к уроку читали стихи Самуила Яковлевича Маршака, в том числе и стихотворение “Вот какой рассеянный”.

– Я не помню…

– А мы тебе сейчас напомним.

У: Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Д: Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.

У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.

Д: Надевать он стал пальто-
Говорят ему: “Не то”,
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: “Не ваши”.

У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.

Д: Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Д: Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

У: Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.

– А дальше ответьте на вопросы по этому стихотворению:

1. На какой улице жил рассеянный? (На улице Бассейной.)

2. Что Рассеянный надел вместо рубашки? (Брюки.)

3. А что надел вместо шапки и валенок? (Сковороду и перчатки.)

4. Что хотел остановить рассеянный у “трамвала”? (Вокзай.)

5. Что рассеянный отправился покупать в буфет? (Билет.)

6. А что он хотел купить в кассе? (Бутылку квасу.)

7. В какой вагон он сел? (В отцепленный.)

8. Сколько суток сидел он в вагоне? (Двое.)

9. Что рассовал под диваны в вагоне? (Узлы и чемоданы.)

– Молодцы! А теперь повторим некоторые буквы алфавита. Это мы учили в первом классе. Стихотворение “Весёлая азбука”. (Учитель показывает буквы, дети вспоминают стихи и отвечают.)

2. Рассказ учителя о писателе.

– Ребята, сейчас я расскажу немного о Маршаке.

С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”.

Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель.

В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:

“Признаться, я очень редко бывал “хорошим мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал”.

Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы.

Сейчас некоторые произведения его мы и представим.

3. Презентация книг С.Я. Маршака

– Вот на выставке его книги. По его произведениям учащиеся нашего класса оформили книгу. Эта книга называется “Разноцветная книга”. В ней страницы волшебные, а стихи превратились в живые картинки. (Читают стихи и показывают нарисованные картинки.)

– А вот Алсу оживила цифры. (Читает стихотворение “Веселый счет” и показывает книжку, которую сама сделала.)

– Так, про буквы мы читали, про цифры читали стихи. А у Маршака есть стихи про знаки препинания. Давайте и их прочитаем. (Инсценировка стихотворения “Знаки препинания”.)

– Какие еще стихи о школе Маршака знаете? (Ученики читают стихи о школе.)

“Первое сентября”.
“Угомон”.

– Какой совет дал Угомон? Это и нам надо запомнить.

4. Физкультминутка.

(Исполняется песня “Школьному товарищу” с движениями.)

– Слова этой песни написал С.Я. Маршак, музыку А.Александров

– О чем эта песня?

– Мы с вами живем в нелегкое время. Россия испытывает огромные трудности, в то же время старается их преодолеть. В этом помогают люди, те, кто добросовестно работает, кто охраняет нас от врагов, кто просто любит свою родину.

Вот и вам, ребята, надо так учиться, так жить и трудиться, чтобы, когда вы вырастите, страна могла поручить вам любую работу и вы бы с ней справились.

А чтобы вы запомнили об этом, писатель С.Я.Маршак написал для вас стихотворение “Школьнику на память”.

Задание:

– чтение про себя;

– чтение по цепочке;

– работа по содержанию;

– понравилось стихотворение;

– о чем оно?

– Какие школьные правила здесь описаны? Прочитайте из текста.

А еще Маршак написал для вас загадки. Сейчас я буду их читать, а вы отгадывать.

– Какие еще стихи его вы читали?

5. Работа парами по карточкам.

– Сейчас поиграем. Перед вами шахматная доска. Вы напишите на этой доске название произведение Маршака, которое вам больше всего понравилось, выбираем ход слона, коня или ладьи.

Потом меняемся и отгадываем.

– А сейчас попробуйте отгадать стихотворение, которое мне понравилось? (На доске.)

Чтение учителем стихотворения Маршака “Урок родного языка”

6. Итог урока

– Произведения какого писателя читали?

– О чем он писал?

– Какие его стихи?