ЦЕЛЬ:
- познакомить с образованием и составом числа 5;
- с цифрой 5.
ОБОРУДОВАНИЕ:
у учителя: предметные картинки,
наборное полотно.
ХОД УРОКА
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1. Активизация знаний о последовательности чисел 1, 2, 3, 4.
Игра в мяч.
Учитель бросает мяч ученикам и дает задания вида:
а) назови число, следующее за числом 1, 2, 3;
б) какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;
в) какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4;
г) сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 2;
д) сколько надо отнять от 4, чтобы получить 2;
е) к какому числу прибавили 1, если получили 2;
ё) от какого числа отняли 1, если получили 3?
2. Соотношение числа с соответствующей группой предметов и сравнение чисел 1, 2, 3, 4.
Игра “Покажи сколько”.
Учитель выставляет на доске несколько предметов или предметных картинок, 4 воздушных шарика, и спрашивает: “Сколько воздушных шариков?”. Дети находят карточку с соответствующим числом и показывают ее.
3. Образование чисел 2–4. Порядковые отношения.
– К нам на урок пришел быстрый, резвый зверек, по деревьям скок-поскок. Кто это? (Белочка.)
(Учитель показывает игрушечную белочку или выставляет картинку с ее изображением.)
– Белочка в лесу нашла сначала 2 грибочка.
(Учитель выставляет на наборное полотно 2 предметные картинки с изображением грибов.)
– Потом белочка нашла еще один грибок.
(Учитель выставляет еще одну предметную картинку.)
– Сколько грибочков стало у белочки? Как получили 3 грибочка? Сколько грибов станет у белки, если она найдет еще один? Как получилось число 4? Нарисуйте в тетради столько кружочков, сколько грибочков нашла белочка. Раскрасьте их так, чтобы синий кружок был между красным и желтым, а зеленый – рядом с красным.
(Один ученик выполняет задание у доски.)
II. Физкультминутка: “Помощники”.
Лопата копала (3 раза).
Потом улеглась – видно, очень устала.
Плясала, плясала, по дому метла,
Полы подметала от угла до угла.
III. Работа над новым материалом.
1. Игра: “В гостях у Зайки”.
– К Белочке в гости пришли Зайка, Мишутка и Волчонок.
(Учитель выставляет на доске зверей, а дети на партах – квадратики, заменяющие зверей).
– Белочка разложила свое угощение. На доске против каждого зверя по 1 ореху. Дети против квадратиков раскладывают кружки.). Всем ли хватило орешков? Сколько гостей? (И гостей и орешков поровну – по 4).
– Потом к Белочке пришел еще Лисенок. (На доске выставляется фигура, на парте – квадратик.)
– На сколько увеличилось число зверей? (На один.)
– Сколько их стало? (Пять.) Как это записать? (4+1=5)
– Хватит ли всем орешков? Как сделать поровну?
(Добавить один орешек: 4+1=5. Выполняются соответствующие предметные действия.)
– Мишутка убежал играть в футбол и забрал свой орех. Сколько стало зверей? Сколько стало орехов? (5–1=4)
2. Знакомство с цифрой 5.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать.
3. Путешествие по числовому отрезку.
– Угостившись, зверята отправились гулять по числовому отрезку.
1 —> 2 —> 3 —> 4 —> 5
Дошли до цифры 4. А что дальше? Как им прийти в точку 5?
(Надо сделать 1 шаг вправо – тогда число 4 увеличится на 1 и получится 5.)
– Как им вернуться в точку 4?
(Надо сделать 1 шаг влево – число 5 уменьшится на 1 и получится 4.)
Для каждого шага дети подбирают одно равенство, выставленных на доске: 4+1=5 и 5–1=4.
4. Состав числа 5.
а) Дети рассматривают кости домино и предлагают различные варианты разбиения 5 точек на группы.
б) “Веселые задачки”. Для ответа на поставленные в стихах вопросы дети выкладывают на партах фигуры геометрического лото.
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек.
Сколько было в них лягушек?
Четыре краски есть у Сани,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами,
Ну, постарайтесь-ка, ребята!
Возле грядки две лопатки.
Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать –
Сколько будет? Ровно… (пять)
5. Работа по учебнику на с. 32.
а) Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько желтых яблок на дереве? Сколько красных? Как записали, что всего яблок 4 да еще 1? Всего на дереве 5 яблок, 1 из них – красное. 5 без 1 будет 4. Как это записали? Сколько мальчиков на картинке? Как записали, что всего детей 3 да 2? Всего на картинке 5 детей. 2 из них – девочки, значит, мальчиков – 5 без 2. Как это записали?
б) Сколько перед вами кукол (пирамидок, матрешек)?
(Дети выкладывают перед собой карточки с соответствующими числами).
– Каких игрушек больше (меньше): кукол, пирамидок, матрешек, мячей)? Какое число больше (меньше) 5 или 4 (5 или 2; 1 или 3)?
в) Какие монеты нарисованы в учебнике на стр.32? Сравните их: чем они похожи, чем отличаются? (Все монеты одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера). Почему монета в 5 рублей больше, чем монета в 1 рубль? (Потому что 5 больше 1). Сколько монет по 1 рублю надо взять, чтобы получить 2 (3,4,5) рублей?
IV. Соотнесение математических записей и картинок.
– Посмотрите на левую верхнюю картинку на с.33. Сколько пчелок сидит на цветочке? Сколько еще пчел летит к ним? Как записать, что было 3 и к ним летит еще 1 пчела?
– Посмотрите на картинку с божьими коровками. Сколько насекомых сидело на листе? Сколько божьих коровок улетает с листа? Как записать, что было 4 божьих коровки и 2 улетели? (3-1). Проиллюстрируйте сами этот пример с помощью предметных картинок.
V. Подготовка к введению единой мерки для измерения длины. Сравнение длин полосок с помощью произвольной мерки.
Учитель дает каждому ребенку по две бумажные ленты разных цветов: синюю и красную. С помощью полосок одинаковой длины, дети определяют, какая лента короче, а какая длиннее. Например, вдоль красной полоски уложилось 5 полосок одинаковой длины, а возле синей – 6. Значит, синяя полоска длиннее красной, а красная короче синей. Затем дети выполняют сравнение полосок по длине, используя рисунок учебника на с.33.
– Какие вы знаете способы сравнения длин? (На глаз, приложением, наложением, с помощью одинаковых полосок-мерок).
VI. Формирование умения работать в тетради.
- Показ учителем образца написания цифры 5, сопровождающийся следующими пояснениями: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо верхнего угла клетки.
- Перед детьми карточки с цифрами: 3, 2, 1, 4, 5. Перепишите числа по порядку, начиная с самого большего.
- Зрительный диктант.
– Запомни и нарисуй.
VII. Итог урока.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– С каким новым числом познакомились?
– Покажите пять пальчиков. Покажите рукой цифру, которая обозначается число 5. Молодцы!