Разработка урока математики во 2-м классе по теме: "Решение задач в два действия"

Разделы: Начальная школа


ТИП УРОКА: урок повторения, закрепления изученного, имеет форму нестандартного урока

(урок-путешествие по сказкам).

ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепить навыки устного счёта, письменных вычислений, умения решать задачи изученных видов, составлять к ним краткую запись различных видов (с помощью опорных слов и схематически), продолжить подготовительную работу к введению умножения, продолжить работу над геометрическим материалом;
  • развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание; развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе, родному краю; аккуратность, усидчивость; сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок замка, карточки – ключи, картинка печки и Емели, поленья с заданиями, кочки с заданиями, рисунки с изображением царевны Несмеяны, Водяного, Кая и Герды, слезинки с заданиями, геометрический материал.

ЛИТЕРАТУРА:

Библиотека “Первое сентября”, “Я иду на урок в начальную школу”, журнал “Начальная школа” №11 1997 год , №6 2003 год, №12 1993 год, Е. Ю. Сухаревская “Природа и история родного края”.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА К УРОКУ.

- Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Садитесь.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

(СЕМЁНОВА ТАНЯ ЧИТАЕТ СТИХ)

- Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика! - (все)

- Итак, у нас урок математики. Но урок необычный. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия, которые мы должны преодолеть.

- Мы будем решать задачи, примеры, уравнения, вспомним сказочных героев.

- Ну а самое главное – мы закрепим умение решать задачи и составлять к ним краткую запись.

3. УСТНЫЙ СЧЁТ.

- Все готовы к путешествию?

- Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы попадём, вы узнаете, если откроете замок на сказочном замке.

(НА ДОСКЕ ЗАМОК И КЛЮЧИ С ПРИМЕРАМИ)

24x5 27x5 62x7 43x6 56x3 36x4 75x5

- Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка – 92.

Итак, быстрее за счёт.

(ДЕТИ УСТНО СЧИТАЮТ)

- Ключ мы подобрали. Открыли замок. В какую сказку попали?

(НА ДОСКЕ ЕМЕЛЯ И ПЕЧКА)

- Да, мы попали в сказку “По щучьему велению”.

- Кто автор сказки?

- На чём путешествовал Емеля?

- Мы тоже будем путешествовать на печке.

- Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать?

- Правильно, давайте затопим печь, а для этого нарубим дрова.

(ПОКАЗЫВАЮ ПОЛЕНЬЯ С ЗАДАЧАМИ)

- На каждом полене задача и её нужно решить.

1. Дядя Фёдор написал папе с мамой в Крым 15 писем, а в Простоквашино – в 8 раз больше.

Сколько писем написал дядя Фёдор в Простоквашино?

2. Курочка Ряба, за год снесла 160 простых яиц, а золотых – в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба?

3. Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую рыбку. Сколько лет ему надо рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки?

(Я ЧИТАЮ, ДЕТИ РЕШАЮТ)

(А …. РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО КАРТОЧКАМ)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (ЧИСЛО, КЛ. РАБОТА).

- Итак, мы растопили печь, теперь отправляемся в путь, в царство царевны Несмеяны.

(НА ДОСКЕ ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА)

- Ой, что это там такое?

(НА ДОСКЕ ВОДЯНОЙ)

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ВОДЯНОГО)

- Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
По кочкам печку не пущу
В болоте всех я утоплю.

Решение уравнений.

- Ребята, давайте решим уравнения, записанные на болотных кочках, тогда Водяной нас пропустит.

Два человека работают у доски, а остальные на местах.

(ДЕТИ РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Проверяем.

- Вот наша печка к речке подходит
Где же здесь плот? Его не находим.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу скорее решить.

Решение задачи.

- Откроем учебник на странице …. Задача …

-… читай задачу, а остальные попытаются представить ситуацию, описанную в задаче.

- О ком эта задача?

- А каких аквариумных рыб вы знаете?

- Таня нам сейчас более подробно расскажет о некоторых аквариумных рыбках.

(ТАНЯ СЕМЁНОВА РАССКАЗЫВАЕТ)

- А какие ещё рыбы бывают, кроме аквариумных?

(ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКИ РЫБ)

- А где обитают речные рыбы?

- Какие вы знаете реки в Ростовской области?

(ОЛЯ УВАРОВА ЧИТАЕТ СВЕДЕНИЯ О РЕКАХ)

- Итак, вернёмся к нашей задаче.

- Прочитайте задачу ещё раз про себя и подумайте, какую краткую запись мы сделаем к этой задаче.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ ПРО СЕБЯ ЗАДАЧУ)

Итак, ваши предложения по краткой записи.

(ОДИН РЕБЁНОК ИДЁТ К ДОСКЕ)

- Сколько было аквариумов?

- Что сказано о количестве рыб в 1 аквариуме?

- Что сказано о количестве рыб во 2 аквариуме?

- Что сказано о количестве рыб в 3 аквариуме?

- Каков вопрос задачи?

- Можем сразу ответить на вопрос задачи ?

- Почему?

- Можем найти сколько было рыб во 2 аквариуме?

- Кто запишет выражение?

- Пишем ответ.

- Ребята, а можно ли схематически записать условие задачи?

- Как?

(РЕБЁНОК У ДОСКИ ДЕЛАЕТ ЧЕРТЁЖ С ОБЪЯСНЕНИЕМ )

- Ребята, измените, условие задачи так, чтобы 1 действие решалось с помощью другого знака.

5. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

- Речку мы разом все переплыли.
Вот пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.

(РЕБЁНОК ПРОВОДИТ ФИЗ. МИНУТКУ)

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

- Дальше на печке всем классом мы едем
В царство Несмеяны никак не доедем.
Что это?
Солнце исчезло, посыпался снег,
Нас занесло на заснеженный брег.
Мальчик по имени Кай здесь сидит
Герда рядышком с Каем стоит
И остановку нам сделать велит.

(НА ДОСКЕ КАЙ И ГЕРДА)

- Ребята, из какой сказки эти герои?

- Кто автор?

- Что вы о нём знаете?

Нахождение периметра.

- Кай из льдинок сделал котёнка, посмотрите, из геометрических фигур.

(НА ДОСКЕ КОТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР)

- Какие фигуры вы знаете?

- А что это за фигура?

(НА ДОСКЕ КВАДРАТ)

- Длина сторон квадрата – 5 сантиметров. Нужно найти периметр.

- Что такое периметр?

- Как найдём ?

(ДЕТИ ГОВОРЯТ, А УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ)

- Какая цифра повторяется при записи?

- Сколько раз?

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Вот мы и к царству уже подошли,
Но Несмеяну никак не нашли.
Наплакала речку,
Наплакала море

Давайте поможем царскому горю.

- И решим примеры записанные на слезинках, они у вас на столах.

(ДЕТИ РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Сделайте самопроверку и оцените свою работу.

- Царевна Несмеяна перестала плакать, но чтобы она улыбнулась нужно выполнить дополнительное задание на большой слезинке.

Составление задачи по чертежу.

(НА ДОСКЕ ЧЕРТЁЖ)

- Как двигались дети?

- Как обозначено место встречи?

- Сколько проехал велосипедист?

- Сколько прошёл пешеход?

- Можем найти весь путь?

- Как?

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

- Чем мы занимались на уроке?

- Как можно сделать краткую запись к задаче?

- Мы попали в замок царевны Несмеяны?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Царевна Несмеяна и Емеля были очень рады встретиться с вами.

- Большое спасибо всем вам, ребята,
Все так решали, все отвечали
Сколько препятствий смогли вы пройти.
- В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать
И все примеры, и все задачи
Будет всегда помогать вам решать.

- На этих карточках Емеля написал для каждого из вас домашнее задание.

10. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

- За время путешествия вы получили такие оценки…………….. .

- На этом сказке конец, а кто слушал, работал, тот молодец.

- Спасибо, ребята, за хорошую работу.

На этом урок окончен.

Приложение