Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Правила подготовки к спектаклю:
не перегружать детей;
Этапы работы над спектаклем
- Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.
- Деление на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами ( выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях).
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля.
- Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.
- Повторный показ спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, а также стенда или альбома с фотографиями.
Сценарий сказки “Снегурушка и лиса”
Действующие лица:
Сказочница, Снегурушка, Дед, Баба, Подружки, Волк, Медведь, Лиса, Ёлки, Мухоморы.
(на сцене стоит домик, возле домика скамеечка, рядом пенёк и топор)
Сказочница:
Посмотри чесной народ:
В гости сказка к нам идёт.
Про Снегурушку девицу
Да про умницу лисицу
Про подружек удалых
Да про всех зверей лесных
Жили-были дед да баба
(выходит из домика бабка, садится на скамейку, начинает вязать, дед рубит дрова, хватается за спину “Ох, Ох, Ох!”, садится рядом с бабкой),
И была у них внучка Снегурушка.
(вбегают девочки, встают кружочком, шепчутся,
Снегурушка подходит к деду с бабкой)
(Рисунок 1)
Снегурушка:
Дедушка, Бабушка.
Отпустите меня в лес с подружками
За грибами. За ягодами.
Дед и Баба:
Ладно внученька ступай
От подруг не отставай !
А то заблудишься, потеряешься!
Снегурушка:
Ладно бабушка, хорошо дедушка.
Сказочница:
Идут подружки по лесу,
Грибы да ягоды собирают, песенку поют.
ПЕСЕНКА ПОДРУЖЕК
(на мелодию песни “Марыся” муз. Варламова, сл. пер. с белорусского В. Приходько)
(Рисунок 2)
Куплет.
Побежим скорей в лесочек
Рвать грибочки в кузовочек.
Много в нём груздей, волнушек,
Сыроежек и свинушек.
Если счастье улыбнётся,
То белянка попадётся
Или статен и велик
Гриб красавец боровик.
Припев
Мы попросим белы росы
Не студить нам ножки босы.
И попросим: “Эй, репей,
Будь, пожалуйста, добрей!”
Нам сегодня очень нужно
Всем набрать грибов на ужин,
Спелых ягод и цветов.
Вот уже букет готов.
Сказочница:
Увидала Снегурушка невдалеке полянку,
Кустик за кустиком, деревце за деревцем,
Так и отстала она от подружек своих
А вокруг, ёлки да мухоморы одни.
ТАНЕЦ ЁЛОЧЕК И МУХОМОРОВ
(Песня “Мухоморы” сл. и муз. К. Костина)
Рисунок 3
Сказочница:
Как увидала Снегурушка, что осталась в лесу она одна, влезла на дерево и горько-горько заплакала.
Снегурушка:
Ау! Ау! Подруженьки!
Ау Ау! Голубушки!
Была у дедушки, у бабушки,
Внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Сказочница:
Идёт по лесу медведь, услыхал Снегурушку,
Подошёл к дереву и спрашивает:
Рисунок 4
Медведь:
О чём ты, Снегурушка, плачешь?
Снегурушка:
Как же мне, Мишенька, не плакать,
Одна я у дедушки у бабушки внучка Снегурушка.
Меня подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Медведь:
Садись на меня, я тебя домой отнесу.
Снегурушка:
Нет, нет, я тебя боюсь, ты меня съешь.
Медведь:
Ну как хочешь.
Сказочница:
Ушёл медведь от неё, а она опять заплакала:
Снегурушка:
Ау! Ау! Подруженьки!
Ау Ау! Голубушки!
Была у дедушки, у бабушки,
Внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Сказочница:
Бежал по лесу волк.
Услыхал нашу Снегурушку,
Подбежал к ней и спрашивает
Волк:
О чём ты, Снегурушка, плачешь?
Снегурушка:
Как же мне, серый волк, не плакать,
Одна я у дедушки у бабушки внучка Снегурушка.
Меня подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Волк:
Садись на меня, я тебя домой отнесу
Снегурушка:
Нет, нет, я тебя боюсь, ты меня съешь, вон у тебя какие зубы.
Волк:
Ну как хочешь.
Сказочница:
Убежал волк от неё, а она опять заплакала:
Снегурушка:
Ау! Ау! Подруженьки!
Ау Ау! Голубушки!
Была у дедушки, у бабушки,
Внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Сказочница:
Мимо лисонька бежала и Снегурушку нашу услыхала.
Подошла к ней и спрашивает
Лиса:
О чём ты, Снегурушка, плачешь?
Снегурушка:
Как же мне, лисонька , не плакать,
Одна я у дедушки у бабушки внучка Снегурушка.
Меня подружки в лес заманили,
Заманивши - покинули.
Лиса:
Садись на меня. Я тебя домой отнесу.
Сказочница:
Не испугалась Снегурушка лисоньки,
Спустилась с дерева, села ей на спинку
И помчались они в деревню, к дедушке, к бабушке.
(Снегурушка и лиса подбегают к домику, стучатся)
Дед:
Кто там?
Лиса:
Это я, лиса Лизавета, принесла вашу внучку Снегурушку.
(Из домика выходят дед и баба)
Дед:
Здравствуй, внученька, живёхонька, здоровёхонька,
Баба:
Спасибо тебе, лисонька, за нашу внученьку,
Где же нам тебя усадить, чем же нам тебя угостить,
Сказочница:
И стали дед да баба лисоньку разными вкусностями потчевать,
(угощают лису)
А потом простились они с лисонькой, да в дорогу дали ей ещё курочку.
(лиса убегает)
А дед с бабой и внучкой Снегурушкой долго ещё жили-поживали,
И вам привет передавали.
(все артисты выходят на поклон)
ХОРОМ:
Тут и сказочке нашей конец, а кто слушал - молодец.
Литература
Чурилова Э.Г. “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников” - Москва, 2001.