Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить применять два варианта подбора родственных слов тренировать в различении форм слова и однокоренных слов расширять словарный запас учащихся

Оборудование:

  • иллюстрация вороны
  • карточки для учащихся
  • толковый словарь

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Откройте книгу по закладке и прочитайте тему урока.

В каком блоке эта тема?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Сегодня мы будем говорить о корне слова.

Что вы знаете о корне слова?

Сегодня на уроке мы будем учиться применять два варианта подбора родственных слов.

2. Подбор однокоренных слов.

А начнём работать с упр. 1.

Прочитайте задание.

О каких двух условиях подбора однокоренных слов вы должны помнить?

Кто забыл, посмотрите на страницу 71. Там вы найдёте подсказку.

Работать будем по колонкам.

-гор- -нос- -ран-

Выпишите родственные слова с данным корнем. Придумайте слово с этим корнем.

3 ученика работают у доски с карточками.

Гора, нос, рана, горка, ранить, горы, ранний, носик, носилки, горе, носовой, горный, раненый.

Проверка:

Прочитай слова, которые ты выбрал.

Почему эти слова - однокоренные?

Какие слова с таким же корнем ты не выписал?

Почему?

Какие ещё слова с таким же корнем ты можешь подобрать?

Что вам понравилось в ответах детей?

Какие два условия подбора слов вы использовали для выполнения этого задания?

Кто забыл, обратитесь к правилу на с. 71.

3. Работа с текстом.

На доске иллюстрация вороны.

Кто это?

Каково прямое значение этого слова?

Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Подберите родственные слова.

Каково переносное значение этого слова?

Обратимся к толковому словарю.

Из упр. 2 прочитайте скороговорку, в которой говорится об этой птице.

Как надо читать скороговорку?

Прочитай своему соседу.

Кому понравилось своё чтение?

Чем?

Прочитай вслух.

Стерегла цыплят Варвара,
А ворона - воровала.
Всех цыплят поворовала!
Проворонила Варвара!

Подчеркни с соседом родственные слова.

Выдели в них корень.

Какое слово используется в переносном значении?

Какие слова называются родственными?

4. Физ. минутка.

Руки на пояс,
Наклонись вперёд,
Наклонись назад,
Вправо, влево,
Чтобы ничего не болело.
Раз, два, три, четыре –
Набираемся мы силы,
Наклонись, повернись
И соседу улыбнись.

5. Работа в группах.

Прочитайте задание к упр. 3.

Это задание мы будем выполнять в группах.

Какие правила работы в группах необходимо соблюдать?

Каждая группа получает слово, к которому подбирает однокоренные слова.

Сигнал о помощи – поднятая рука.

У учителя – конверт, в котором лежат части слова, из которых можно составить слова.

Дети работают.

Проверка:

Выходит представитель команды и читает слова.

Почему эти слова – родственные?

Какие ещё родственные слова можно подобрать?

Прокомментируйте работу данной группы, помня, что начинать надо с положительного.

Запишите слова в тетрадь.

Какие слова называются родственными?

Для чего нужно подбирать родственные слова?

6. Отработка алгоритма выделения корня.

На доске: травинка, слонёнок, грибочек.

Выделите корень.

3 ученика работают у доски, а остальные – в тетради.

Дети читают слово и называют корень

Кто выполнил задание без ошибок?

Как вы находили корень в словах?

Можно ли найти корень без подбора родственных слов?

Какие слова называются родственными?

7. Дифференцированная работа.

Прочитайте слова в упр. 7.

Морской, водный, светлый, песчаный, южный.

Какой частью речи они выражены?

Я попыталась к данным словам подобрать родственные.

А вот как я с этим справилась, решите вы.

Каждый из вас выберет 2 столбика слов и вычеркнет слова, которые не являются родственными.

Выделите в родственных словах корень.

Наиболее трудное задание отмечено *.

морской водный светлый
море вода свет
морским водичка светить
морях водитель светло
приморский проводник светлячок
* *
песчаный южный
песок юг
южанин
песочный вьюжный
песочница южанка
пёс

Дети работают с карточками.

С каким столбиком я справилась и все слова подобрала правильно?

Какие слова в остальных группах ошибочны?

Почему?

Кто выполнил это задание быстро и правильно?

Кто допустил ошибки?

О чём надо помнить, чтобы не допускать ошибок?

8. Подведение итогов.

Какие слова называются родственными?

Как найти корень слова?

Какое задание на уроке показалось наиболее интересным?

Кто остался доволен своей работой на уроке?

Почему?

У кого есть к своей работе пожелания?

Какие?