Урок математики по теме: "Сумма длин сторон квадрата. Решение задач". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Формировать представление о геометрических фигурах и их свойствах.
  2. Выработать необходимые графические умения, а также умения пользоваться измерительными и чертежными инструментами.
  3. Ознакомить с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата – периметра.
  4. Расширять познавательный интерес у детей, использовать занимательный материал для активизации мышления.

1. Орг.момент.

2. Повторение пройденного и актуализация знаний.

Решить пример удобным способом. Расположить ответы в порядке возрастания, узнать название страны, куда мы отправимся путешествовать.

Т (26 + 97) + 3 =
Е 193 – (3 + 8) =
Е (54 + 12) – 44 =
Г (41 + 18) + 9 =
И 87 – (27 + 15) =
П 62 + (17 + 8) =

22 68 75 87 98 126
Е Г И П Е Т

3. Беседа, которая сопровождается иллюстрациями.

Хочу вам рассказать о стране Египет. Страна на жарком африканском континенте. Яркое солнце. Пустыня. И стоят в этой пустыне каменные гиганты – ПИРАМИДЫ – гробницы правителей живших здесь многие века назад. В те давние времена люди считали, что после смерти человек переходит в другой мир. И для того чтобы жить там счастливо, нужно было к этому готовиться очень хорошо. Поэтому фараоны (правители) еще при жизни начинали строить себе пирамиду – дом , в котором они будут жить после смерти.

Этим пирамидам около 5000 лет. Сначала строили небольшие прямоугольные гробницы. Потом стали строить большие пирамиды. Самая высокая пирамида Хеопса (146,6 м). Одна пирамида строилась около 30 лет. Чтобы ее построить надо было 2,5 миллиона каменных блоков. Каждый блок весил 2,5 тонны. Соединялись эти блоки без раствора, но были пригнаны друг к другу так плотно, что в стык не войдет “ни иголка, ни волос”. Строили их рабы.

Вот вам несколько задач, рассказывающих о пирамидах.

  • На строительство пирамиды в первый день утром прислали 50 рабов, вечером 30 рабов, а на следующий день еще 17 человек. Сколько всего рабов прислали за два дня?
  • Пирамиды строились из больших каменных блоков, которые вытесывались из горного камня и перетаскивались к месту строительства. Чтобы вытесать такой блок требовалась работа раба в течение трех месяцев. Сколько времени он тратил, чтобы вытесать 5 блоков?
  • При сборке пирамиды в один ряд положили 16 блоков, а в другой ряд 14 блоков. 2 блока при установке лопнули. Сколько целых блоков осталось в стене пирамиды?
  • Около пирамиды было установлено18 сфинксов, по 2 у каждой. У скольких пирамид стояли эти грозные стражи?

4. Постановка задач урока. Определение проблемы.

Я не зря завела разговор об этом чуде света, так как в основании каждой пирамиды лежит фигура, о которой мы с вами сегодня будем говорить. К каким фигурам она относится, вы узнаете, решив задачу:

- Какая фигура лишняя?

- Почему?

Все остальные фигуры четырехугольники. Назовите их отличия от других фигур. (4 вершины, 4 стороны, 4 угла).

Задание. Карточка 1.

- Назовите среди данных фигур прямоугольники, обведите номера.

- Назовите свойства прямоугольника.

- По какой формуле мы находим периметр этой фигуры?

- Еще какую фигуру из разряда четырехугольников мы знаем? (квадрат)

- Перечислите свойства квадрата.

Задание. Карточка 2.

- Почему данные фигуры нельзя назвать квадратами?

Задание.

- Работаем в тетради. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см.

- Проведите одну линию так, чтобы получился квадрат.

- Про всякий квадрат можно сказать, что он прямоугольник?

- Можно ли наоборот, про всякий прямоугольник сказать, что он квадрат?

Физминутка.

Сложите два квадрата из 7 спичек.

Сложите из спичек такую фигуру

Сколько квадратов?

Уберите 2 спички, чтобы осталось 3 квадрата.

5. Решение проблемы.

- Мы с вами говорили о квадрате. Эта фигура лежала в основании пирамиды. Длина стороны квадрата пирамиды 27 метров.

- Как найти периметр такого квадрата?

- Как мы можем решить эту задачу, используя действие сложение? (27 + 27 + 27 + 27)

- В буквенном обозначении? (а + а + а + а)

- Чем мы можем заменить сумму одинаковых слагаемых? (умножением)

- В буквенном обозначении? (а * 4)

- Это будет правилом нахождения суммы длин сторон квадрата или периметра.

Давайте запишем нашу задачу и решим ее, используя данную формулу.

6. Самостоятельная работа.

У каждого из вас есть карточка с задачей. Решите эту задачу, используя формулу для нахождения периметра квадрата. (работа по вариантам)

Проверка.

Чему равен периметр квадрата со стороной 10 см, 7 см, 1 см, 8 см, 9 см, 2 см?

7. Подведение итогов.

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- Что понравилось на уроке?

- Что запомнилось?

- В современной жизни очень часто встречаются вещи, которые имеют форму квадрата. Приведите примеры.

- Давайте попробуем составить синквейн, в котором отразиться ваше впечатление о квадрате.

Составление синквейна.

Квадрат.

Идеальный, удобный, вместительный.

Держит, строит, украшает.

Идеальная форма.

Удобство.

8. Оценка работы детей на уроке.

9. Домашнее задание.