Средь множества пытливых глаз
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас
Всегда он требует вниманья.Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.
В настоящее время возвращается былая актуальность творческой деятельности. На проблемы развития творчества направлено внимание психологов, философов, социологов, педагогов и других специалистов.
Наша творческая группа, созданная в коррекционной школе VIII вида, в течение ряда лет работает над этой проблемой. Мы ставили перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности.
Среди большинства людей далеких от коррекционной педагогики, распространено мнение, что творчество и фантазия у детей с низким интеллектом отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса - это и есть , по нашему мнению, зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. На протяжении всей своей работы с детьми, мы стремимся научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей социальной адаптации. В большинстве случаев, помимо недостатков умственного и физического развития, у наших детей нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств. Мы предлагаем им принять участие в работе творческих объединений “Секретов нет” и “Нескучная мастерская”.
При наборе детей в объединения, мы провели диагностическое анкетирование на выявление творческих способностей учащихся и выяснили, что 25% детей имеют ярко выраженные творческие способности, у 60% - имеются их зачатки, и у 15% способности отсутствуют.
В течение первых трех лет работы нашей группы мы стремились привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания оставались ребята группы риска. А ведь именно этих детей необходимо было занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого были разработаны новые программы, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности подростков.
Сегодня в связи с расширением разделов программ у нас увеличилось общее количество детей и значительно изменились категории детей, занятых творческой деятельностью. В настоящее время мы работаем с детьми группы риска, детьми, имеющими проблемы психофизического развития, подростками, стоящими на внутришкольном учете. Но мы не оставляем без внимания и детей, желающих заниматься интересным делом.
В основу составленных программ были положены следующие принципы:
Принцип коррекции
Принцип событийности
Принцип развития творческих способностей.
Какие же цели мы ставим перед собой:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;
- формирование организационных умений в труде.
Наряду с этими общими задачами решаются задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности. Мы стремимся научить детей
- ориентироваться в задании (анализ и условия работы);
- планировать ход работы (последовательность, приемы работы, материалы и инструменты);
- контролировать свою работу (правильность действий, анализ качества изделия).
Хотим рассказать о своих программах подробнее.
Представляем программу “Нескучная мастерская”. Особенность ее в том, что она дает широкий выбор направлений и возможность участия в деятельности детей с различными интересами. Программа направлена на подготовку учащихся к самостоятельному изготовлению работ и включает в себя 3 блока по различным направлениям: аппликация соломкой, работа с бисером и элементы декоративного искусства. Каждым видом работ ребята занимаются одну четверть. Последняя четверть посвящена закреплению полученных знаний и навыков и работа в наиболее интересном направлении.
Работа с соломкой вновь стала одним из популярных видов деятельности. При изучении техники, дети узнают о строении растений, способах подготовки материала, учатся сами заготавливать соломку. Освоив технику изготовления орнамента из геометрических фигур, мы с детьми увлеклись изготовлением шкатулок. За основу взяли использованные упаковочные коробки, баночки из-под кремов. Эти вещи получили вторую жизнь и сегодня это прекрасный сувенир.
Бисероплетение – работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она была вначале по силам. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. Можно использовать в этой деятельности соединение лоскутной пластики, вышивки и бисероплетения. Работы получаются необычные.
На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей –процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Поэтому перед любым педагогом часто встает вопрос- как помочь ученику в выборе своего профессионального будущего.
И мы считаем, что занятия этого факультатива – это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Ведь декоративное искусство – неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества.
Объединение “Секретов нет” создавалось для привлечения детей к внеклассной работе. В процессе работы объединения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности у учащихся, их наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации и недостатков развития мелкой моторики рук. Существует ряд программ начального технического моделирования, разработанных для детей с нормальным интеллектом. Но это программы, в основном, для малышей. Для детей среднего возраста таких программ нет. Поэтому разработанная методика опирается на программу по ручному труду для специальных школ.
Программа объединения предусматривает следующие виды труда:
- работа с природным материалом;
- работа с бумагой и картоном;
- роспись по дереву и работа с соленым тестом.
Наибольшее внимание мы уделяем работе с бумагой и картоном, так как этот вид работы наиболее доступен. Изготовление поделок из бумаги не является для нас самоцелью, а служит лишь средством реализации поставленных задач.
Мы считаем, что каждой поделке необходимо придать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием ,или выставочным экспонатом, или подарком к празднику или любимой игрушкой.
Чистый лист бумаги белой
Ты согнешь рукой несмелой
Начиная волшебство
Спутники и самолеты
Вдруг отправятся в полеты
Поднимаясь на крылоЧтобы сделать это чудо
Нужно взять шаблонов груду
Чтобы выбрать свой один
Помогать тебе я буду
Помогать во всем, повсюду
Вот тогда мы полетим.
Мы стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить ее еще не раз.
Успешность развития трудовых действий ребенка определяется положительной мотивацией. А мотивация зависит от трудовой умелости. Дело, которое хорошо получается, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Каждый педагог хочет знать, почему дети занимаются именно в его кружке. Нами было проведено анкетирование членов кружка с целью выявления мотивов выбора кружков.
Результаты этой анкеты показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются:
- это может пригодиться в будущем
- нравится делать красивые вещи
- здесь занимаются мои друзья.
Занятия в объединениях помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка . Мы считаем, что главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
Каких же результатов мы достигли? Если оценивать результативность работы кружков только по участию в выставках, это будет односторонняя оценка. Поэтому мы видим результат своей работы в 3-х направлениях: оценка результативности участия в выставках, развитие мелкой моторики и развитие мышления детей. Наиболее показательны результаты участия в выставках, что позволяет сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Для учащихся нашей школы характерна слабо развитая моторика рук. Поэтому одно их важных направлений работы - развитие мелкой моторики, что совершенствует речевой аппарат, устную и письменную речь, координацию движений и формирует знания и навыки.
Следующее направление – развитие мышления, что позволяет корректировать познавательные процессы и развивать творческий потенциал учащихся. Логическое мышление способствует усвоению морально-этических норм. Сознательная дисциплина, адекватное поведение, соблюдение принятых в обществе правил ведет к тому, что у учеников вырабатывается нужный стереотип поведения, что ведет к снижению уровня правонарушений.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в кружках и объединениях , развития творческого потенциала и как конечная цель-воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И мы в этом стараемся им помочь.
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.