Компилятивная программа "Наше здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. А т.к. “нашим” детям в большинстве своём не посещают детские сады, перед начальной школой стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по организации физического воспитания как основы здоровья.

Цель курса: приобщение к здоровому образу жизни и воспитание культуры здорового образа жизни учащихся.

Задачи курса:

  1. Изучение состояния здоровья учащихся;
  2. Воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
  3. Развитие двигательных способностей;
  4. Развитие кругозора детей.

Т.к. в нашей школе создана единая образовательно-оздоровительная система физического воспитания и уже введены элементы оздоровления школьников в учебно-воспитательный процесс (уроки здоровья, беседы во внеурочное время с медиками, оздоровительные минутки, деловые игры, утренние зарядки, общешкольные “Дни здоровья” и т.д.). В нашем курсе проблему ЗОЖ мы решаем посредством:

  • просветительской деятельности;
  • изучения особенностей своего организма;
  • изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности.
  • формирования позиций познания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Программа включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы он научился любви к себе, к людям, к жизни.

Занятия здоровья (мы их так назвали) требуют творческого подхода. Они могут быть разных видов: беседа, оздоровительная минутка, деловая игра, комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д.

Оздоровительные минутки включают физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. задача оздоровительных пауз - дать знания, сформировать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Занятия о пище, питание можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).

Чтобы занятия здоровья детям нравились, важно обеспечить успех первого занятия. Задать детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесёт им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям.

Невозможно воспитать ребёнка словами без личного примера. Только личный пример рождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу и т.д. в конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятия снова.

Мы предлагаем проводить занятия здоровья один раз в месяц, подводя итоги в конце учебного года.

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование темы Кол-во часов Теоретические Практические
2 класс
1 Введение 1 1  
2 Зачем нужен режим дня? 1 1  
3 Советы доктора Воды. 1 1  
4 Друзья Вода и Мыло. 1 1  
5 Глаз - главный помощник человека. 2 1 1
6 Работа над осанкой. 2 1 1
7 Итоговое занятие. 1 1  
3 класс
8 Зубы и ухо за ними. 3 2 1
9 Работа над осанкой. 2 1 1
10 В здоровом теле - здоровый дух. 2 2  
11 Как сделать сон полезным 1 1  
12 Итоговое занятие. 1 1  
4 класс
13 Закаливание и оздоравливание организма человека 2 2  
14 Работа над осанкой. 2 1 1
15 Экологический спектакль. 1   1
16 Я познаю себя. 1 1  
17 Я и моя семья. 1 1  
18 Моё дыхание. 1 1 1
19 Итоговое занятие. 1 1 1
5 класс
20 Я познаю себя. 1 1  
21 Работа над осанкой. 2 1 1
22 Как победить простуду? 1 1  
23 Как побороть страх? 1 1  
24 Моё питание. 2 2  
25 Как работает сердце. 1 1  
26 Итоговое занятие. 1 1  
6 класс
27 Мой характер. 1 1  
28 Вредные привычки. 2 2  
29 Семейный альбом. 1 1  
30 Физкультура - это жизнь (праздник). 1   1
31 Понятие об эмоциях. 1 1  
32 Членство в семье. 1 1  
33 Типы темпераментов. 1 1  
34 Итоговое занятие. 1 1  
7 класс
35 Кровь. 1 1 1
36 Кожа 1   1
37 Гигиена кожи. 1 1  
38 Зрение. 1 1  
39 Народная медицина. 1 1  
40 Я болею. 1   1
41 Стрессовые ситуации. 2 1 1
42 Итоговое занятие. 1 1  

 

8 класс

43 Опорно-двигательная система. 1   1
44 Питание. 2 1 1
45 Экология и здоровье. 2 1 1
46 ЗОЖ 2   2
47 Духовно-нравственное здоровье. 1 1  
48 Итоговое занятие 1 1  
9 класс
49 Психическое здоровье человека. 2 1 1
50 Режим дня. 1 1  
51 Питание. 1 1  
52 Вирусные заболевания. 1 1  
53 Лекарства. 1 1  
54 Экология и здоровье. 1 1 1
55 Итоговое занятие. 1 1  

Содержание курса.

2 класс (9 часов, 7 теоретических, 2 практических)

1. Введение (1 час).

Здоровье - это одна из главных ценностей человеческой жизни. Компоненты здоровья человека и их взаимосвязь. Общие вопросы о человеке и его здоровье.

2. Зачем нужен режим дня? (1 час)

Верный помощник тех, кто всё успевает - режим дня. Он помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. Примерный режим дня младшего школьника.

3. Советы доктора Воды. (1 час) Зачем нужно умываться? Советы доктора Воды. Как нужно заботиться о чистоте тела?

4. Друзья Вода и Мыло (1 час) Микробы. Как их победить? Правильно моем руки чистота твоего дома.

5. Глаз - главный помощник человека. (2 часа)

Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки. Защита глаз. Гимнастика для глаз (практическая).

6. Работа над осанкой (2 часа)

Правильное отношение к осанке. Последствия плохой осанки. Упражнения на формирование осанки (практическое). Где у человека позвоночник и зачем он нужен?

7. Итоговое занятие (1 час)

3 класс (9 часов, 7 теоретических, 2 практических)

8. Зубы и уход за ними (3 часа)

Строение зубов и их значение в жизни организма, распределение зубов по челюсти. Правила ухода за зубами. Привитие навыков личной гигиены. Воспитание веры в себя, убеждение, что при выполнении гигиенических правил и тренировок каждый может быть здоровым, сильным, выносливым.

9. Работа над осанкой (2 часа)

Упражнения по формированию осанки (пр.). Значение правильного дыхания во время упражнений. Что заставляет человека сгибаться и разгибаться? Как правильно сидеть при чтении и письме.

10. В здоровом теле - здоровый дух (2 часа) Как предупредить кариес. Кожа - орган защиты. Социальное здоровье.

11. Как сделать сон полезным (1 час)

Сон - это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Нужен ли дневной сон? Как правильно спать? Какой должна быть постель?

12. Итоговое занятие (1час)

4 класс (9 часов, 5 теоретических, 4 практических)

13. Закаливание и оздоравливание организма человека (2 часа)

Действие природных факторов оздоровления. Формы закаливания. Правила закаливания организма человека.

14. Работа над осанкой (2 часа)

Способы наблюдения за осанкой. Тягачи и силачи в нашем организме. От чего зависит осанка? Мне нравится быть спокойным. Упражнения на формирование правильной осанки (пр.).

15. Экологический спектакль (1 час)

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей?

16. Я познаю себя (1 час)

Я учусь регулировать свои эмоции. Отрицательные и положительные эмоции в моей жизни. Как выразить их при помощи мимики, жестов, слов, позы? Мы все похожие и разные.

17. Я и моя семья (1 час)

Как появилась моя семья? Моя родословная. Зачем мы вместе? Что для меня мои близкие? В нашей семье есть традиции. Что такое традиции и для чего они нужны в семье? Какие обязанности у каждого члена семьи?

18. Моё дыхание (1 час)

“Удивительное путешествие Воздушного пузырька”. Для чего нужен воздух? Виноградное дерево с поющим корнем - это лёгкие. Воздушный и пищевой тоннели.

19. Итоговое занятие (1 час)

5 класс (9 часов, 8 теоретических, 1 практическое)

20. Я познаю себя (1 час)

Я наблюдаю, что во мне и со мной происходит. От чего портится настроение, почему болит голова. Я учусь умению словами выражать своё настроение, мимикой, жестами выражать свои эмоции, чувства, испытываемые при различных действиях.

21. Работа над осанкой (2 часа)

Разучивание специальных упражнений на формирование осанки (практическое). Способы контроля за осанкой.

22. Как победить простуду (1 час) Почему простуде подвержены органы дыхания? Как следует заботиться о горле и лёгких?

23. Как побороть страх? (1 час) Когда я чего-то боюсь, почему это плохо для моего здоровья? Что меня отвлекает от страха?

24. Моё питание (2 часа)

Как путешествует пища? Питательные вещества и их значение для роста и развития. Производство, хранение и распространение продуктов питания.

25. Как работает сердце? (1 час)

Путешествие по рекам организма. Враги и защитники. Почему кровь красная? Как тренировать сердце?

26. Итоговое занятие (1 час)

6 класс (9 часов, 8 теоретических, 1 практическое)

27. Мой характер (1 час)

Я становлюсь увереннее, когда учусь настаивать на своём, если на меня оказывают давление. Мои права и обязанности.

28. Вредные привычки (2 часа) Курение вредно для здоровья. Курение и спорт не совместимы. Наркотики сокращают жизнь.

29. Семейный альбом (1 час)

Что значит слово “Семья”? Мои мама и папа - что я знаю о них? Мои бабушка и дедушка - что я знаю о них? Душевный человек. Что это? Какими качествами он должен обладать?

30. Физкультурный праздник (1 час) Спорт и его разнообразие.

31. Понятие об эмоциях (1 час) Умение владеть собой. Здоровье семьи, здоровье одинокого человека.

32. Членство в семье (1 час)

Семейные традиции. Взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями. Отношение к себе, к своему внутреннему миру.

33. Типы темпераментов (1 час)

Типы темпераментов. Духовно - нравственное здоровье человека.

34. Итоговое занятие (1 час)

7 класс (9 ч.: 5 теория ,4 практика)

35. Кровь (1 ч)

Её значение в организме. Характеристика пульса. Определение пульса частоты пульса в различных условиях.

36. Кожа (1 ч)

Роль в защите организма от воздействий внешней среды. Составление индивидуального комплекса закаливающих упражнений.

37. Гигиена кожи (1ч)

Кожные образования (волосы и ногти). Родимые пятна, угри.

38. Зрение (1ч)

Основные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и их профилактика). Гимнастика для глаз. Обобщение материала темы.

39. Народная медицина (1ч)

Лекарственные растения. Мёдолечение.

40. Я болею (1ч)

Внешние и внутренние признаки заболевания: изменение температуры тела, кожные высыпания, покраснение, отек, боли, нарушение пульса, тошнота, головокружение…

41. Стрессовые ситуации (2ч)

Стресс и его воздействие на человеческий организм, на душевное равновесие. Пути выхода из стрессовых ситуаций. Отношение к себе, к окружающим людям и здоровье. Правила общения. “Все люди разные и уникальные…”, “Я нужен людям, а люди нужны мне…”.

42. Итоговое занятие (1ч)

8 класс (9ч.: 4 теория, 5 практика)

43. Опорно-двигательная система (1ч)

Возрастные особенности. Физические упражнения и их влияние на формирование осанки. Условия совершенствования движений. Сохранение правильной осанки при стоянии, в положении сидя при ходьбе.

44. Питание (2ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Профилактика ожирения, различные системы питания (голодание, вегетарианство). Диета. Голод и посты. Пища как причина заболеваний. Авитаминозы. Сокотерапия. Рациональное питание. Профилактика гастрита.

45. Экология и здоровье (2ч)

Окружающая среда и здоровье человека. Квартира и здоровье. Предметы домашнего быта как источник нарушения здоровья (бытовая химия, отделочные материалы, мебель). Комнатные растения, домашние животные и здоровье человека. Транспорт и здоровье человека.

46. Здоровый образ жизни (2ч)

Тревожность. Преодоление тревожности. Как начать разговор? Как его поддерживать и завершать? Предупреждение наркомании и токсикомании. Тренинг: как сказать “нет”?

47. Духовно-нравственное здоровье (1ч)

Его взаимосвязь с другими компонентами здоровья. Отношение к себе, окружающим людям и здоровье. Твое поведение и здоровье окружающих. Вера и здоровье. Роль религии в здоровье человека.

48. Итоговое занятие (1ч)

9 класс (9ч.: 8 теория, 1 практика)

49. Психическое здоровье человека (2ч)

Навыки, привычки, эмоции. Умение владеть собой. Кризисные состояния у подростков. Конфликты, их влияние на состояние здоровья. Правила общения. Построение модели поведения в конфликтных ситуациях (со сверстниками, родителями, учителями). Практическая работа.

50. Режим дня (1ч)

Основные компоненты режима дня с учетом возрастных особенностей. Биоритмы и их влияние на человека. Утомление и работоспособность.

51. Питание (1ч)

Система пищеварения. Нарушения пищеварительной системы. Заболевания. Рациональное питание.

52. Вирусные заболевания (1ч)

Грипп, гепатит, герпес и их профилактика. Понятие об эпидемии.

53. Лекарства (1ч)

Токсические вещества, их влияние на организм. Сохранение здоровья. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.

54. Экология и здоровье (2ч)

Содержание воды в организме человека. Водный и питьевой режим. Источники загрязнения воды. Способы очистки. Бытовые электрические приборы как источник опасности для здоровья человека. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусах животных. Экологическая обстановка в Омской области.

55. Итоговое занятие (1ч)

Требования к уровню подготовки.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • должна появиться положительная мотивация на ведение здорового образа жизни;
  • ценность здоровья должна преобладать над материальными ценностями;
  • соблюдение режима дня (выполнение основных обязанностей ребёнка, регулярное питание, отдых в виде игр, двигательная активность на свежем воздухе, полноценный сон);
  • высокий уровень физической подготовленности в сочетании с физическим развитием и состоянием здоровья;
  • ведение здорового образа жизни, повышенная потребность в совершенствовании физической, духовной, нравственной и социальной культуры;
  • уметь самостоятельно планировать режим нагрузок и отдыха;
  • уметь распознавать такие состояния, как страх, высокая тревожность, агрессия, депрессия;
  • иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях;
  • демонстрировать навыки общения – уметь слушать, начинать и прекращать разговор;
  • иметь осознанную потребность содержать свое тело и одежду в чистоте;
  • уметь организовать рациональное питание;
  • знать способы предупреждения инфекционных вирусных заболеваний;
  • владеть навыками отказа от употребления психоактивных веществ;
  • уметь выявлять ситуации группового давления и противостоять.

Библиографический список.

  1. Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
  2. Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
  3. Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
  4. Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
  5. Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
  6. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
  7. Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
  8. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
  9. Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – СПб., 1997.
  10. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
  11. Щелчкова Л. А. Наша программа здоровье // Нач. шк., №10, 2000.