У каждого молодого человека в начале жизненного пути предстоит очень важный, может быть, самый главный в жизни выбор. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся наше собственное тело, историческая эпоха и страна, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Всё остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.
На современном этапе развития общества проблема выбора профессии среди молодёжи, стала наиболее актуальней:
- сменились многие приоритеты в престижности профессий;
- расширился рынок труда;
- произошли изменения в социальной сфере и сфере образования, культуры и науки;
- возрос объём информации о профессиях и возможностях трудоустройства.
Возникает естественный вопрос – где и как получить наиболее полную и исчерпывающую информацию о той или иной профессии. Конечно, есть специальные организации по профессиональной ориентации, в школах ведётся большая работа по предпрофильной или допрофессиональной подготовке старшеклассников, но практического применения по какому либо направлению в школах мало. Возможность на практике применить свои знания и проверить свой выбор профессии может дать дополнительное образование. На его базе старшеклассник может получить не только профессиональную информацию и активизацию, но и начальное профессиональное образование или учебно-производственную деятельность.
На базе эколого-биологической станции, которая является структурным подразделением центра дополнительного образования детей, была разработана программа допрофессиональной подготовке старшеклассников.
Цель данной программы: учебно-производственная деятельность по профессии зоолаборант.
Задачи:
- формирование основных знаний, навыков и умений в профессии - зоолаборант;
- воспитание трудолюбия и осознанного отношения к выбранной профессии;
- приобщение детей к практической деятельности;
Содержание и организация программы:
Программа рассчитана на детей старших классов и состоит из 3 блоков:
1 блок – “Я и моя профессия”
2 блок – “Особенности профессии зоолаборант”
3 блок – “ Правила содержания животных в неволе”
Группа состоит из 5-8 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Курс составляет 34 часа.
Формы и методы:
Основными формами и методами работы со старшеклассниками являются: лекции, профессиональные встречи, ролевые и деловые игры, создание проблемных ситуаций, практические работы.
Ожидаемые результаты:
Появление у ребят профессионального интереса, профессионального самоопределения, адаптация к избранной профессии, получение знаний, умений и навыков по профессии зоолаборант.
Обеспечение:
Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями и специальным оборудованием, видео, аудио обеспечением, специальной литературой.
Литература
- Бендюков М.А., Соломин И.Л.: Твой компас на рынке труда Санкт-Петербург 2000г.,335с.
- Вегер З. Разведение волнистых попугаев: Пер. с чешск./ под ред. Е.В. Малаханова. – М.: лесная промышленность, 1987. – 1175с.
- Всё о животных: Птицы. – Мн.: Хорвест, 2000. – 672с.
- Детская энциклопедия. Царство животных/ пер. с англ. С.В. Чудова. – М.6 ЗАО “Издательский Дом ОНИКС”, 2000. – 256с.
- Домашний зоопарк – М.: Издательство “Букмен”, 1998. – 160с.
- Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 192с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272с.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 304с.
- Козер В.Т. Аквариум: (справочное пособие). – Мн.: Ураджат, 1982. – 96с.
- Каденкова Н.В., Корнилова О.А. японские перепела. – М.: “Аквариум БУК”, 2003. – 48с.
- Лернер Г.И. уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия “Как сдать экзамен””./ - М.: Лист-Нью, 1998. – 496 с.
- Морские свинки. Текст Д. Альтман./ пер. с нем. Е. Захарова. – М.: ООО “Аквариум ЛТД”, 20000. – 64с.
- Мохлин М.Д. Черепахи у вас дома. – М.: Дельта М, 2000. – 96с.
- Остапенко В.А. Птицы в вашем доме. Справочное пособие. – М.: “Аркадия”, 1996. – 543с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. – 384с.
- Сикорская Г.Н, Кушникова Г. И. Экологическая экспедиция “ На воздушном шаре в заповедные места Югры”. В 3 книгах. ООО Издательский дом “Аква - Пресс”, - 2004.- 32с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс):практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ под науч. Ред. Л. А. Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).