План урока
До урока:
- Доска. Открытый файл на машине №1 "Цены 2006 (корзина).xls.
- На столах бланки с наименованием продуктов и товаров, описание "Практическая работа №6"
- В каталогах ПК c:\Excel файл-бланк "Корзина 2006.xls", файл "Нормативы.xls".
Учащиеся перед уроком заполняют таблицу цен файла "Цены 2006 (корзина).xls" на № 1.
Урок. Вопросы:
- Что такое относительная ссылка? Как записывается?
- Что такое абсолютная ссылка? Как записывается?
- Как открыть файл на удалённом компьютере по локальной сети?
- Как сослаться на ячейку, находящуюся на другой странице? В другой книге? Какую роль играет пункт меню ОКНО?
- Два способа работы с книгами? (1 - копирование листа целиком в свою книгу, 2 - каждый раз ссылаться на определённую ячейку другой книги).
- Что такое Автосумма? Где найти значок этой функции?
С 1 января 1997 г. Госкомстат для расчётов использует условный набор основных продуктов питания. Нормы предложены Министерством труда. Потребительская корзина служит инструментом для расчёта изменения цен и показателей инфляции. Один из вариантов такого набора мы сегодня и рассмотрим. Для полной картины в нашу с вами корзину включены непродовольственные товары, коммунальные платежи и платежи за электроэнергию. Нормы также предложены Мин.труда.
Наша задача построить модель такой потребительской корзины. Мы рассчитаем стоимость корзины (условной), не совсем, правда, сегодняшней, но кое-какие выводы можно будет сделать и по этой модели. Эти выводы вы сделаете дома, после окончания расчётов.
Перед Вами лежат: бланк - копия электронного документа, который вы загрузите себе после начала работы, описание пр.работы №6. Там всё достаточно подробно написано, но несколько штрихов. (Работа таблицей на доске. Проговариваем получение ссылок в ячейки, начиная с D5). Ставки платежей за коммунальные услуги возьмёте из документа "Нормативы.xls".
Особое внимание ячейкам D30:G30, D41:G41, D43:G43. Для убыстрения работы используем Автосумму.
Результатом вашей работы будет файл "Корзина 2006.xls" в вашем каталоге. Для полной идентификации подпишите внизу на строчке 45-46 свои фамилии.
В конце урока распечатаем файлы. (Кто успеет. Не успеем сегодня - жизнь сегодня не заканчивается, успеем завтра).
Итак, файл Цены сохраняем и тихо-тихо за работу. Время пошло.
Приложение №1
Инструктивная карта для учащихся
Практическая работа № 6
Тема: Расчёт потребительской корзины.
Цели работы:
- научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов потребительской корзины;
- научиться применять абсолютные и относительные ссылки на документы, находящиеся на удалённых компьютерах по локальной сети;
- закрепить приобретённые навыки по заполнению и форматированию таблиц;
- получить представление о стоимости реальной потребительской корзины.
Постановка задачи: создать таблицу для расчёта потребительской корзины, которую используют для расчета индекса цен и расчёта процента инфляции, используя заранее подготовленные файлы.
Ход работы:
1. Откройте файл Корзина 2006.хls, находящийся в корневом каталоге c:\Excel и содержащий бланк с наименованием товаров, входящих в потребительскую корзину, и годовые нормы потребления.
2. Откройте файл Нормативы.xls, находящийся в том же каталоге и содержащий временные тарифы на коммунальные услуги для населения с 1.03.06 г.
3. Откройте файл Цены 2006 (корзина).xls, находящийся в каталоге Excel на машине №1. (Файл был создан перед началом урока. Он содержит цены на товары, входящие в потребительскую корзину). Его можно открыть только в режиме чтения!, т.к. пользователей, работающих с этим файлом, много.
4. В ячейку D5 (см. рис.1.) вставьте ссылку на цену, находящуюся в файле Цены 2006 (корзина).xls, открыв Окно меню. Ссылка на этот файл должна выглядеть так {=’[Цены 2006 (корзина).хls]Цены'!$Р$5).
5. Снимите защиту с номера строки.
6. Распространите (или скопируйте) эту ссылку на ячейки D6:D29. В результате весь столбец заполнится ценами из файла Цены 2006 (корзина).xls.
7. Повторите операцию для диапазона D33:D35.
8. Цены (ставки платы) за квартплату, отопление и холодную воду возьмите из файла Нормативы.хls.
F Обратите внимание! Вам необходимо найти ставки платы, соответствующие виду вашего жилья.
Закончив оформление столбца цен, приступаем к записи формул.
9. В ячейку Е5 записываем формулу расчёта стоимости отдельных видов продуктов, товаров и услуг за год. Знающие могут в шпаргалку не смотреть.
10. В ячейку F5 - стоимость продуктов, товаров и услуг за месяц.
11. В ячейку G4 занесите количество членов вашей семьи. Далее, для расчёта стоимости продуктов, товаров и услуг за месяц на всю семью, мы будем ссылаться именно на эту ячейку, поэтому ссылка должна быть абсолютной!
12. В ячейку G5 формулу расчёт стоимости продуктов, товаров и услуг за месяц ни всю семью. !!! Ссылка на G4 должна быть абсолютной.
(!!! Столбик Н заполняйте по желанию, Хотя бы для того, чтобы посмотреть таблицу одновременно для разных семей. Но острой необходимости в этом нет, т. к. ссылка на ячейку абсолютная, и изменение её содержимого повлечёт за собой изменение содержимого всего столбца.)
13. Далее распространите (скопируйте) формулы ил ячеек E5:G5 на. остальные ячейки (E6:G29, E33:G40).
14. Для подсчета суммы1 и суммы2 по двум этим диапазонам отдельно, воспользуйтесь значком Автосуммирование или формулой для расчета суммы.
15. Завершая оформление расчётной части, напишите формулу суммы Всего в ячейке Е43, суммируя ячейки Е30 и Е41.
16. Распространите эти формулы на ячейки F30:G30, E41:G41 и E43:G43.
Итак, расчётная часть готова. Осталось только отформатировать таблицу.
17. Форматируйте. (Торопитесь, т.к. урок скоро закончится).
Отформатировали? Замечательно!
18. Распечатайте (если успеете) отредактированную таблицу. Для этого: воспользуйтесь режимом предварительного просмотра. При просмотре выберите книжное расположение и подберите оптимальную ширину полей.
F Обратите внимание! Следующий пункт - это домашнее задание, не торопитесь его делать на сегодняшнем уроке.
19. Д/3 - Запишите в тетрадь значение суммы Всего (ячейка G43). Дома узнайте совокупный доход семьи и запишите в ячейку G45 (или в тетрадь). Потом подсчитайте соотношение этих сумм в ячейке G47, можно использовать условную формулу, которая уже вписана в эту ячейку (заодно разберитесь с ней, что она означает?) Каким это соотношение получилось? Больше единицы? Во сколько раз? Меньше? Сделайте вывод. А ведь ещё одеваться надо, на дискотеку, косметику разную покупать... Сделайте вывод и подумайте: а как вы помогаете семье?
20. Вот и всё.
Предъявите учителю:
Файл Корзина 2006.xls на экране. Это обязательно!
Распечатанный файл Корзина 2006.xls - если успеете.
Спасибо! Вы молодцы! Можете работать самостоятельно!
Приложение №2
Набор основных продуктов питания на душу населения в год
Все эти величины служат инструментом для расчёта изменения цен и показателей инфляции.
№ п/п | Наименование | Норма в год, кг |
1. | Хлеб ржано-пшеничный | 68,7 |
2. | Хлеб пшеничный | 62,9 |
3. | Пшено | 9,8 |
4. | Вермишель | 5,2 |
5. | Картофель | 124,2 |
6. | Капуста свежая | 28,1 |
7. | Лук репчатый | 28,4 |
8. | Яблоки | 19,4 |
9. | Сахар | 20,7 |
10. | Говядина | 8,4 |
11. | Колбаса варёная | 0,45 |
12. | Колбаса копчёная | 0,35 |
13. | Молоко, л | 123,1 |
14. | Сметана | 1,6 |
15. | Масло животное | 2,5 |
16. | Сыр | 2,3 |
17. | Яйца, шт. | 151 |
18. | Масло растительное | 6,4 |
19. | Мука пшеничная | 19,5 |
20. | Творог | 9,9 |
21. | Маргарин | 3,9 |
22. | Рыба мороженая | 11,7 |
23. | Птица | 17,5 |
24. | Морковь | 37,5 |
25. | Рис | 3,7 |
Приложение № 3
Шпаргалка для создания файла “Расчёт потребительской корзины”
№ пункта пр. работы | Ячейка | Формула |
5 | D5 | (удалите знак ‘$’ перед цифрой ‘5’) |
9 | Е5 | =C5*D5 |
10 | F5 | =Е5/12 |
12 | О5 | =F5*$G$M |
14 | Е30 Е41 |
Значок S на панели стандартная, или формулой =СУММ(Е5:Е29) и =СУММ(ЕЗЗ:Е40) |
15 | Е43 | =Е30 + Е41 |
17 18 |
Меню – Формат – Автоформат или Меню - Формат -
Ячейки – Вкладки: Шрифт, Границы, Вид. Меню – Файл – Предварительный просмотр - Страница: Масштаб Поля. |
|
19 | G49 | =ЕСЛИ(G45>G43;"!";"?") |