Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.
Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.
Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе.
Задачи курса:
- систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
- формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
- экологических проблем;
- формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
- развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
- научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.
Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.
В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач. Для повышения мотивационногофона на каждом уроке используются эпиграфы, анализ пословиц и поговорок с точки зрения экологии, а по окончании - организация конкурсов. Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.
Курс рассчитан на 34 часа в полугодии, 2 часа в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.
Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности. Форма оценивания - пятибалльная система.
Содержание программы
Введение. (1 час)
История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.
I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)
Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы.
Анкетирование: “ Мое отношение к природе”.
Практическая работа: “Изучение экологического состояния пришкольной территории”.
Экскурсия: “Влияние туризма на растительный покров”.
Вопросы тестового контроля (приложение 1).
II. Атмосфера и человек. (6 часов)
Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.
Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем круговоротов веществ в атмосфере, очистных сооружений и замкнутых циклов воздуха.
Лабораторная работа: “Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
III. Земля и человек. (3 часа)
Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных
круговоротов веществ. Земельный фонд России.
Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.
Демонстрация: таблиц и рисунков орудий обработки земли, почвенных срезов, почвенной карты мира и России.
Лабораторная работа: “Определению кислотности почвы”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
IV. Недра и человек. (3 часа)
Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и
комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, карты полезных ископаемых.
Экскурсия на предприятия добывающей промышленности.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)
Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем очистных сооружений и замкнутых циклов воды.
Лабораторная работа: “Определению содержания хлоридов в пробе воды”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
VI. Растительный мир и человек. (2 часа)
Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц растений, Красной книги, наборов открыток “ Удивительные растения”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
VII. Животный мир и человек. (2 часа)
Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц животных, Красной книги, наборов открыток.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 6 часов)
Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Демонстрация таблиц “ Человек и биосфера”.
Практическая работа: “Изучение содержания нитратов в овощах”.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
Заключение. ( 2 часа).
Проведение конференций, диспутов, деловых игр, защита проектов и научно-исследовательских работ
Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п
|
Наименование тем курса
|
Всего часов
|
В том числе | Форма контроля | ||||
Лекц | Практ | Лабор | Семин | Экскурс. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||||
2 | Взаимодействие человека с природной средой | 5 | 1 | 3 | 1 | тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии | ||
3 | Атмосфера и человек | 6 | 1 | 1 | 4 | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы | ||
4 | Земля и человек | 3 | 1 | 2 | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы. | |||
5 | Недра и человек | 3 | 2 | 1 | тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии” | |||
6 | Водные ресурсы и человек | 4 | 1 | 3 | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде. | |||
7 | Растительный мир и человек | 2 | 2 | тестирование; устный опрос | ||||
8 | Животный мир и человек | 2 | 2 | тестирование; устный опрос | ||||
9 | Окружающая среда и человек | 6 | 1 | 1 | 4 | тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей. | ||
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита проектов и научно-исслед. работ. |
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование тем и уроков | Количество часов |
I. | Введение. История развития экологии как науки, экологические факторы. | 1 |
II. | Взаимодействие человека с природной средой. | 5 |
Современное состояние природной среды.
Проблемы охраны природы. Практическая работа “ Изучение экологического состояния пришкольной территории”. Особо охраняемые территории ( ООТ). Международное сотрудничество в области охраны природы. Экскурсия в природу. |
||
III. | Атмосфера и человек. | 6 |
Лекция “ Атмосфера - внешняя оболочка
биосферы. Антропогенные изменения”. Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и радиация). Выбросы автотранспорта и меры борьбы с ними. Отходы производства. Безотходные и малоотходные производства. Лабораторная работа “ Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”. |
||
IV. | Земля и человек. | 3 |
Возникновение земледелия. Почва как
составная часть биосферных круговоротов. Лабораторная работа “ Определение кислотности почвы”. Земельные ресурсы России и их антропогенные изменения. |
||
V. | Недра и человек. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана недр на Севере. Экскурсия на предприятия добывающей промышленности ( места разработки нефти и газа). |
3 |
VI. | Водные ресурсы и человек. | 4 |
Вода - основа жизни. Загрязнение
природных вод. Очистка сточных вод и бессточные производства. Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги. Лабораторная работа “Определение содержания хлоридов в пробе воды”. |
||
VII. | Растительный мир и человек. | 2 |
Роль леса в жизни человека, истребление
лесов и их охрана. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала. |
||
VIII | Животный мир и человек. | 2 |
Животный мир и цивилизация. Охрана и восстановление численности животных, редкие животные Ямала. |
||
IX | Окружающая среда и человек. | 6 |
Лекция “ Загрязнения среды и здоровье
человека”. Ток-шоу “Шум и здоровье человека”. Питание и здоровье человека. Практическая работа “Изучение содержания нитратов в овощах”. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к условиям Севера. |
||
X. | Заключение. Конференция “ Человек - это тоже природа”. Защита экологических проектов и научно-исследовательских работ. |
2 |
Литература.
Для учителя:
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
- Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс-
М.: АОМДС,
Юнисам, 1995. - Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
- Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр “ Вентана-Граа”, 2001.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
- Учителю экологии. Приложение// Биология в школе. - №4, 2001
Для учащихся:
Основная.
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
Дополнительная.
- Абадашев И.и. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
- Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные
Тюменской области.-
Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981. - Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “
Человек и окружающая среда”,
9 кл.-М.: Дрофа, 1997. - Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
- Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
- Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
- Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
- Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного
покрова Крайнего
Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990. - Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А.
Адольф, МИ.
Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980. - Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
- Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
- Просвещение, 1986.
- Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975. 13.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
- северянина.-М.: Астра, 1994.
- Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
- Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь” и др.