Программа рассчитана на учащихся 3-8 классов.
Одними из главных целей образовательной программы были:
- постижение единства мира через эмоциональные переживания, интеллектуальные и философские размышления, сердечное чувствование;
- создание условий на занятиях-встречах для реализации индивидуальных творческих способностей учащихся.
Сотрудничая с ребятами 8-9-х классов, возникла идея продолжения наших занятий. Так постепенно оформилась следующая образовательная программа “Штрихи к портрету: Я - философия в размышлениях”. Содержание программы ориентировано на учащихся 8-11 классов.
Новизна содержания данной образовательной программы заключалась в простраивании параллельного постижения основ изобразительного искусства, развитие речи, своего внутреннего мира, развития собственного творчества.
Особенностью образовательной программы “Штрихи к портрету: Я – философия в размышлениях” явилась направленность на оформление своего “портрета” через творческое осмысление внутреннего и окружающего мира в философской парадигме.
Содержание программы не ограничивалась какой – либо одной областью знаний, а являлось источником общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование и осмысление. Главным условием занятий - встреч стал эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
У старшеклассников рождалось свое видение и осознание мира, которое выражалось в афоризмах, эссе, рисунках.
Работая по образовательным программам “Наш мир и я”, “Штрихи и портрету: Я – философия в размышлениях”, мы проводили совместные встречи разных возрастов, разных пониманий, разных осознаний. Так постепенно зарождалась мысль о создании образовательной программы подобной направленности для младшего школьника.
Одновременно с деятельностью по названным образовательным программам авторского спецкурса я начала проводить занятия с детьми подготовительной группы детского сада с 2003 года. В этом 2006-2007 учебном году они учатся уже в 3 классе. Сегодня оформляется программа “Вхождение в мир образов, чувств и мыслей” для совместной деятельности с младшими школьниками. И словно круг замыкается: образовательная программа для младших школьников - “Вхождение в мир образов, чувств и мыслей”; для учащихся 5-9 классов - “Наш мир и я” и для старшеклассников – “Штрихи к портрету: Я - философия в размышлениях”. На мой взгляд, сложилось целостное видение совместного сотворчества ребенка и взрослого, школьника и учителя. Отличительной особенностью всех программ, выстраиваемых в целостный курс, является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, чувствования, размышления. Собственное творчество каждого есть продукт образовательной деятельности. Весь оформляющийся курс является творческим процессом постижения внутреннего и окружающего мира. А создание собственных “шедевров” (афоризмов, стихов, эссе, рисунков, сборников, альманахов, размышлений) является одним из возможных вариантов постижения своего мира и окружающего мира. Вот пример детских работ 3 А класса.
Семья.
Красивая, любимая, счастливая.
Оберегает, создает, радуется.
Семейный праздник – это знак любви.
Праздник.
Нефедьева Лера
Семья.
Музыкальная, гармоничная, любимая.
Мечтает, задумывается, летает.
Семья мечтает вместе с ангелами.
Любовь.
Зинченко Сергей.
Буквы.
Сказочные, чудесные, разные.
Пляшут, искрятся, хитрят.
Буквы сидят тихонько в тетради.
Алфавит
Савостин Никита
Радуга – это право божественного цветка.
Дейнеко Даша
Сад звучит таинственной мелодией.
Чувашова Юля.
Таинственная дорога – это символ жизни.
Федотова Таня.
Нить – это неизвестная дорога жизни.
Рябов Виталий.
Листья.
Большие, красивые, цветные.
Живут, летят, приземляются.
Листья жизни падают, не зная куда.
Полет.
Безруков Саша.
Творчество младших школьников оформляется в сборники и альманахи. Они только начинают творить, но озарения, посещая их, правят вдохновением. Так и проходят наши встречи – размышления, встречи-озарения, встречи-удивления.