Класс: 1
Тема урока: чтение слов с сочетаниями “ща” - “щу”.
Цель урока: развитие устной речи учащихся.
Задачи урока:
- познакомить с сочетанием ЩА – ЩУ, закрепить его написание;
- вспомнить основные овощи и их применение для оздоровления человеческого организма;
- воспитывать умение работать в парах;
- развивать память, логическое мышление.
Оборудование:
- карточки со словами с сочетаниями ща – щу;
- разрезные карточки с предложениями;
- иллюстрация овощей;
- настоящие овощи для конкурса.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Повторение изученного.
Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука. Произнесите его, дайте ему характеристику.
Хлопните в ладоши, если услышите щ в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.
Составьте слова из слогов: щу, ка, ро, ща, ще, ка, ще, нок, кле, щи.
III. Сообщение темы и цели урока. Изучение нового материала.
- Прочитайте столбики слов, что вы заметили?
площадка щука пища щупает прощание тащу пищали ищу
- Какая буква встречается после щ?
Запомни: ЩА – ЩУ
- Чем мы будем заниматься на уроке?
IV. Изучение нового материала.
1. Составьте предложения.
- Назовите признаки предложения.
- Составьте предложения.
- Крольчата громко пищали.
- Витю навещают друзья.
- Кузнечики трещат в траве.
- Я поймал большую щуку.
- Волки рыщут по лесу.
- В море хлещут волны.
- Дети читают предложения, которые составили, называют слово на орфограмму и выделяют ее.
- Слова с какими сочетаниями вам встретились? Назовите их (на доску вывешиваются слова и выделяется в них орфограмма).
V. Физкультминутка.
VI. Работа по азбуке (стр. 188 – 189)
1. Отгадайте загадки про овощи.
- Откройте страницу 188, чтение загадок.
Без окон, без дверей
Полон дом людей. (Огурец)
Под кустом
Копнешь немножко
Выглянет на свет … (картошка)
Кто, ребята не знаком
С белозубым … (чесноком)
Алый сапог
В земле горит. (свекла)
2. Рассказ о полезности овощей.
- Ребята, а зачем нужно есть овощи?
В огурцах содержится много воды, огуречный сок уменьшает и прекращает кашель.
Если поесть немного свежей моркови, то количество микробов во рту сразу значительно уменьшится.
Употребление свеклы улучшает зрение, пищеварение, а сок память.
Томатный сок лучше пить не соленый, рекомендуют при заболеваниях желудка, кишечника, печени.
В капусте содержится витамин С, сырая капуста повышает аппетит.
Свежий лук усиливает аппетит, выделение пищеварительных соков.
3. Конкурс “Овощной ресторан”.
Участники конкурса с закрытыми глазами определяют название овоща и описывают его.
4. Составление коллективного рассказа “У бабушки в огороде растут овощи…”.
Учитель начинает строчку рассказа, дети продолжают рассказ.
5. Работа в группах.
- Придумайте свой овощ и нарисуйте его, расскажите кокой он формы, какой на вкус, в каких блюдах использовать, чем он полезен.
VII. Работа по учебнику (стр. 190- 191)
Чтение и заучивание стихотворения Ю. Тувима “Овощи”
VIII. Итог урока.
- С каким звуком знакомились?
- Как нужно писать сочетания ща – щу?
- Какие овощи вы знаете?
- Чем они полезны?