Особую роль, в приобщении дошкольников к музыке играет элементарное музицирование по системе К. Орфа. В её основе лежит единство трёх средств: музыка, речь, движение.
Оно способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, помогает достигнуть лучшей результативности по устранению речевых нарушений у детей. Дети с желанием и интересом музицируют, озвучивают стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом, учатся выразительно пользоваться звуками.
Предлагаемые музыкальные занятия помогают детям войти в мир музыки, создают предпосылки формирования у них творчества и речевого развития.
Мир волшебных звуков.
Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы.
Цель занятия. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков (лечебные, лесные, сказочные). Развивать тонкость и чёткость слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве. Прививать навыки музыкально-творческой импровизации.
Детские музыкальные инструменты.
Шумики, деревянные палочки, барабаны, свирели, колокольчики, ксилофон, инструменты, изготовленные по программе К. Орфа.
Пособия и материалы.
Музыкальная шкатулка; карандаши, расчёски; связка ключей и колпачков; шапочки медведя, пчёл, птички-синички, белочки, лисички, вороны; элементы костюма для Королевы Музыки, картинки по звукам, глиняные колокольчики.
Фонозапись.
“Лесные звуки”, “Розовый слон”, В. Шаинский “Настоящий друг”.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Дети, в руках у меня что-то необычное. Отгадайте! Загадывает загадку.
“Когда откроешь, музыка звучит.
А закроешь, она молчит.
Всем ребятам нравится
Как она называется?”.
Ответы детей.
Правильно, это музыкальная шкатулка.
“Шкатулка музыкальная – наш старый добрый друг.
Секретами и тайнами наполнен её звук.
Ты шкатулка заиграй-ка, заиграй-ка поскорей.
Очень просим: “Поиграй-ка для меня и всех друзей!”
Звучит музыка. Ребята, что вы слышите? Ответы детей. А какая музыка? (волшебная, хрустальная). Музыка приглашает нас в волшебный мир. А живут в этом мире волшебные звуки. И мы войдём в этот волшебный мир как его жители, и встретим там много интересного.
Музыкальный руководитель надевает элементы костюма Королевы Музыки.
Королева Музыки. Здравствуйте, дети! Я – Королева Музыки! Вы находитесь в моём королевстве волшебных звуков. Чтобы нам здесь захотелось петь и танцевать, давайте споём песню “Музыка здравствуй”. Звуками наполнено всё моё царство, их много и они такие разные: звонкие, глухие, мягкие и даже скрипящие. Каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться её услышать. Звуки можно воспроизводить голосом или на музыкальных инструментах. Я познакомлю вас с каждым звуком и открою секрет, что все звуки появляются из полной тишины и темноты. Сначала мы тихо постоим с закрытыми глазами и послушаем тишину. Дети поют песню “В доме моём тишина”, муз. Т. Боровик.
Королева Музыки. Вы услышали, что одни звуки мелодичные, другие похожие на шум.
“Все на свете дети знают
Звуки разные бывают,
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Только есть ещё другие
Не шуршания, не стуки
А целебные есть звуки”.
А почему они так называются? Ответы детей.
Целебные звуки закрепляют здоровье, помогут нам попасть в царство целебных звуков волшебная песенка “Целебные звуки” и мои друзья – клавиши, на которых я буду играть. Дети посмотрите, мы попали в царство “Целебные звуки”. Назовите, какие здесь живут звуки? Дети по картинам называют звуки: “в”, “з”, “ж” и поют песни “Ветер”, “Комар”, “Жуки”. Королева Музыки предлагает пройти дальше. А здесь живут какие звуки?
Дети. Звуки “н”, “м”, “р”, “с”. Дети рассматривают картинки и поют песни “Нытик”, “Мама”, “Лев”, “Песок”.
Королева Музыки. Побывав в царстве “Целебные звуки” вы поправили своё здоровье, стали крепче, сильнее. В моём королевстве есть царство, где живут и другие волшебные звуки, догадайтесь какие. Звучит фонозапись “Лесные звуки”. Ответы детей. Правильно, эти звуки лесные, поехали в царство “Лесные звуки” и послушаем их. Проводятся ритмические речевые игры: “Едем, едем на тележке”, “Антошка”, “Хохотальная разминка” в сопровождении строчек звучащими жестами. В царстве лесные звуки живут Розовые слоники. Они танцевать всех вас зовут и в царство “Сказочные звуки” отведут. Дети исполняют танец “Розовый слон”.
Королева Музыки. Дети мы попали с вами в царство “Сказочные звуки”. Здесь живут волшебные инструменты. Они нам помогут сделать музыкальную сказку.
Королева Музыки рассказывает сказку, дети разыгрывают её и играют на орфовских инструментах.
Шёл по царству медведь. Барабаны. Захотелось ему медку. Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат. Расчёски, карандаши. – Авось, не покусают – подумал медведь и полез в улей. Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить. Расчёски, карандаши. Завыл медведь, застонал. Голос. И побежал по лесу. Барабаны. Вскарабкался на самый толстый сук и начал пилить. Доска. Летела мимо птичка-синичка. – Не пили, медведь ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь. Свирели, колокольчики. – Без тебя обойдусь! – а сам дальше пилит. Доска. Скакала по ветвям белочка. Бубенчики, ксилофон. – Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадёшь! – Скачи своей дорогой! – а сам дальше пилит. Доска. Пробежала мимо лисичка. Колокольчики, связка ключей, колпачков. – Не пили, медведь, лисят напугаешь и сам упадёшь! Не слушает медведь никого, знай себе пилит. Доска. Тут мимо ворона летела и каркнула. Голос. – Ой, упадёт медведь! Сук обломился. Сжатый стаканчик. Медведь рухнул. Барабаны. Заплакал медведь, застонал. Голос. Пожалели звери незадачливого медведя и помогли ему подняться. Наказали ему: “Никогда не пили сук, на котором сидишь!”.
Королева Музыки. Дружат звуки и тогда получаются слова,
И мелодии красиво тоже зазвучат всегда.
Ну и мы, конечно, с вами будем неразлучными друзьями! Дети исполняют танец “Верный друг”, муз. В. Шаинского.
Королева Музыки. На память о себе и о своём королевстве волшебных звуков, я дарю вам волшебные колокольчики и прощаюсь с вами до следующей встречи. Я ухожу… А музыка остаётся с вами. Дети прощаются с Королевой Музыки и поют песню “До свиданья, музыка!”.
Музыкальная мозаика весны.
Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы.
Цель занятия. Расширять представления о весне и её признаках. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, создавая шумовые композиции и звуков речи. Помогать детям ощутить радость творчества.
Детские музыкальные инструменты.
Колокольчики, ксилофон, металлофоны, стеклянные стаканы, деревянная коробочка, маракас, треугольник, свистулька, бубен, мешочки с крахмалом, пустой сосуд, птичка-свистулька.
Пособия и материалы.
Проталины разного цвета, сделанные из бумаги; дерево; телеграмма; сказочный дом, фонозапись музыкальных произведений, звуковые эффекты; шапочки для сказки.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Загадывает загадку. Дети, скажите, когда это бывает?
Голубые, синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На сугробах ломкие
Льдинки – кружева.
Первые проталинки
Первая трава.
Дети. Весной.
Музыкальный руководитель. А вы любите весну?
1-й ребёнок. Мы любим весну, все мы любим весну
За то, что весной зеленеет трава.
2-й ребёнок. И ветки деревьев покрывает листва
За это мы любим весну.
3-й ребёнок. Мы любим весну, все мы любим весну
За то, что весной тает лёд на пруду.
4-й ребёнок. И вся природа оживает вокруг.
За это мы любим весну.
Музыкальный руководитель. А вы хотите встретиться с Феей Весны. Ответы детей.
Музыкальный руководитель одевает элементы костюма Феи Весны и поворачивается к детям. А вот и я – Фея Весны! Вы хотите погулять по первым тропинкам весны? Тогда в путь!
Дети двигаются по залу и поют песню “Вместе весело шагать”, муз. В. Шаинского.
Фея Весны. От весеннего тепла, вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику. В каждой проталинке спряталась музыка весны.
Дети подходят к голубой проталинке. На ней маленькие колокольчики.
Фея Весны. На голубой проталинке, музыка живёт.
Кто её узнает и быстро назовёт?
Звучит звуковой эффект “Капель”. Дети отгадывают и выполняют речевое упражнение “Шаловливые сосульки”.
К синей проталинке теперь подойдём, и какая музыка там назовём. Звучит звуковой эффект “Журчание ручья”.
На инструментах мы сыграем, покажем, как красиво он журчит, весело бежит. Дети играют на музыкальных инструментах (колокольчики, стаканчики, металлофоны).
Фея Весны. А теперь отдохнем, про капельки и ручеёк песенку споём. Дети поют песню “Солнечная капель”, муз. С. Соснина, и подходят к зелёной проталинке.
Фея Весны. На зелёной проталинке дерево стоит.
И на нём телеграмма для ребят висит.
О наступлении весны нам пристали телеграмму. Отгадайте кто? Звучит звуковой эффект “Дятел весенний”. Дети садятся около дерева и обыгрывают на деревянных палочках стихотворение “Весенняя телеграмма”, В. Суслов. Поют и играют на орфовских инструментах песню “Пение птиц”, польская детская песня.
Дети подходят к коричневой проталинке, на ней сказочный дом.
Фея Весны. А что спряталось на этой проталинке? Звучат звуковые эффекты инструментов: маракаса и бубна. Дети отгадывают.
Из разных звуков сложена весенняя природа
И эти звуки дружные: и ладят, и не ссорятся.
Берутся звуки за руки, на лесенку взбираются.
Из этих звуков дружных танец получается.
Дети музицируют на инструментах и исполняют танец “Аннушка”, чешская народная мелодия. Дети подходят к белой проталинке. Фея Весны обращает внимание детей, что здесь лежит снег, и предлагает с помощью инструментов разыграть сказку “Теремок-холодок”.
Фея Весны. Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…
Катится мимо Снеговик-Шаровик. Мешочки с крахмалом. Прокатился Снеговик-Шаровик во круг терема и говорит: - Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
Никто не ответил Снеговику-Шаровику. Закатился он в теремок. Мешочки с крахмалом. И стал жить-поживать. Идёт мимо Старик-Ледовик. Ксилофон. Идёт, сосульками звеня. Увидел теремок-холодок и говорит: - Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик. Мешочки с крахмалом. А ты кто? - А я, Старик-Ледовик? Ксилофон. - Иди ко мне жить!
Стали они жить вдвоём. Летит мимо Вьюга-Бурановна. Дуют в пустой сосуд. Белым снегом метёт, стонет, свистит. Увидела теремок-холодок и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик. Мешочки с крахмалом. – Я, Старик-Ледовик. Ксилофон. А ты кто? – А я Вьюга-Бурановна. Дуют в пустой сосуд. – Иди к нам жить!
Стали они жить втроём! Наступило утро, выглянуло Солнышко Красное. Глиссандо на металлофоне. Увидела теремок-холодок и говорит.
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик. – Я, Старик-Ледовик. – Я, Вьюга-Бурановна. А ты кто? – А я Солнышко Красное. – Иди к нам жить.
Заглянуло солнышко в теремок-холодок, засветило, засияло. Металлофон. Послышалось птичье пение. Птичка-свистулька. Хорошо, тепло стало. А теремок – кап, кап. Металлофон.
С крыши – кап, с крыши – кап…
Стал морозец очень слаб,
А снега осели…
Cолнце в тереме живёт,
Солнце в тереме плывёт, как на карусели!
Так капелька за капелькой и растаял теремок-холодок. А на его месте выросли цветы: один - мне, другие – вам, а ещё есть – всем гостям.
Дети дарят гостям цветы сделанные из пластмассовых бутылочек.
Фея Весны. Ребята, сегодня мы узнали, что в природе всюду музыка живёт, только прислушаться надо. Дети исполняют танец “Мой мир”, прощаются с гостями и уходят.
Литература.
- Видеть музыку и танцевать стихи. Монография. М., 2003
- Домашний оркестр. Мастерилка. Дмитров, 1998
- Лазарев М. Программа “Здравствуй”. М., 2000
- О. Бартова. Сказка “Теремок-Холодок”. // Дошкольное воспитание № 3, 2000
- Т. Боровик. // Дошкольное воспитание №10, 1997
- Т. Тютюнникова, Т. Боровик. “Весновкин прибаутничек”. // Дошкольное воспитание № 4, 1998
- Т. Боровик. // Дошкольное воспитание № 5, 1998
- Тютюнникова Т. Э. Музыка 6-7 лет. Детский альбом, методическое пособие. М., 1997
- Уроки музыки. Система Карла Орфа. М., 2000