Пояснительная записка
Настоятельная программа разработана в соответствии с новой программой технологии, где предусматриваются лицейский компонент. Целью программы является расширение технологического знания учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к предмету “Технология”. Программа рассчитана на 34 часа.
Учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках черчения, геометрии, математики, рисования.
Курс имен в основном практическую направленность. Он знакомит учащихся с технологической терминологией, с различными техническими профессиями.
Задача курса “Дизайн дома”
- Осуществлять направленное, трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
- Развивать политехнические представления и расширять технологический кругозор учащихся.
- Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, интерьера. К деревянному зодчеству.
- Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.
- Знакомит учащихся с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий, развивать у них художественный вкус.
Принципы организации работы в группах
- Внимательное отношение другому человеку, его мнению, умению отстаивать свое мнение, Умение убедить другого формируется только в совместной деятельности.
- Возможность представления лидерства каждому ученику. При оставлении группы из слабых учеников кто- то из них должен стать лидером, но при условии, что он, работая в другой группе, поймет, что значит быть лидером.
- Сменяемость функции при распределении ролей в группе. Ученики должны, работать в группе, освоить несколько ролей.
- Учет психологической совместности.
Изготовление моделей из бумаги и картона
Бумага и картон - самые распространенные и доступные в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах. Об использовании в быту и технике, о профессиях людей. Формирование у учащихся практических умений по обработке ценных материалов осуществляется в процессе изготовление изделий. С начальной школы учащимся известны приемы резания бумаги ножницами, соединение деталей клеем.
Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Учащиеся получают общее преставление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи и выполнять по ним развертку предмета.
Учащиеся изготавливают следующие виды изделий: различные геометрические тела, к модели многогранников и т. д.
Примерный тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводные занятия | |
2. | Работа бумагой и фольгой | |
3. | Развертки простых геометрических тел | |
4. | Макеты строительных сооружений | |
5. | Модели конструкций | |
6. | Трафареты | |
7. | Модели сложных геометрических тел | |
8. | Макеты архитектурных сооружений | |
9. | Модели правильных многогранников | |
10. | Бумажная пластика | |
11. | Оригами | |
Заключительное занятие | ||
Количество часов |
I. Вводное занятие.
Значение техники в жизни людей. Порядок и содержание уроков по техническому моделированию. Показ образцов моделей и макетов, выполненных учащимися в прошлом учебном году.
Инструменты, материалы и принадлежности, применяемые при выполнении работ по техническому моделированию.
II. Работа с бумагой и фольгой.
Общее понятие о производстве бумаги, картона и фольги, их сортах, свойствах и применении. Способы изготовления отдельных деталей и бумаги, картона и фольги.
Свойства бумаги и фольги: плотность, прочность. Приемы разметки, резание бумаги и ватмана, фольги ножницами.
Приемы сгибания бумаги и фольги.
Ознакомление геометрических орнаментов, розеткой. Деление окружности на равные части циркулем. Приемы разметки фольги, передача объема и выпуклости.
Практическая работа. Изготовление из фольги и ватмана розетту в квадрате и розетту в круге. Приемы деления окружности на 3, 6, 8 равных частей.
III. Развертки геометрических тел.
Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, призмы, параллелепипед, цилиндр. Элементы геометрических тел грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами.
Приемы вычерчивания разверток, вырезания и надрезание линий сгиба и склеивания.
IV. Модели конструкций мебели.
Значение новых конструкций мебели в жизни людей. Удобства и красота – две основные характеристики новых конструкций мебели.
Для работы используют плотную бумагу или тонкий картон. Процесс изготовления моделей прост.
V. Трафареты.
Назначение трафаретов в техническом моделировании и техническом дизайне.
Значение трафарета в оформлении техники и технической эстетике. Инструменты и материалы при изготовлении трафаретов. Трафареты шрифтовые, трафареты с геометрическим орнаментом.
Практическая работа.
- Изготовление трафаретов цифр и букв.
- Трафареты шрифтовые, трафареты с геометрическими орнаментом:
- узор в полосе;
- узор в квадрате;
- узор в круге.
VI. Модели сложных геометрических тел.
Общие сведения о сложных геометрических телах и построении их разверток.
Развертки различных пирамид и усеченных пирамид. Развертка цилиндра (нахождение длины окружности).
Развертка поверхности конуса и усеченного конуса (образующая конуса, длина окружностей нижнего и верхнего оснований конуса, угол сектора развертки конуса).
Развертка поверхностного шара.
VII. Макеты архитектурных сооружений.
Общие сведения об архитектурных сооружениях. Понятие о профессии архитектора. Современная архитектура нашей республики.
Архитектурные сооружения из сложных геометрических тел. Создание макетов архитектурных сооружения из моделей различных геометрических тел.
VIII. Модели правильных многогранников.
Первоначальные сведения о правильных многогранниках. Многогранники – это поверхности ограниченные плоскости.
Правильные многогранники – это платановые тела. Правильных многогранников пять.
IX. Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года. Просмотр и анализ индивидуальной творческой работы, проекта.
Использованная литература:
- Брофман В.: Архитектурная школа имени Папы Карло // Учебное пособие, - М ., 2001
- Долженко Г. И.: 100 поделок из бумаги // - Ярославль, 2000
- Егорова Н. Е.: Народное образование Якутии // №1, 2000
- Мегин П. Д.// Авторская программа по техническому моделированию
- Перевержень Г. И.: Техническое творчество в начальных классах // Учебное пособие, - М., 1988
- Романова Л. Н.: Народное образование Якутии // № 2, 2001