I. Пояснительная записка
Программа курса разработана на материале “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по изобразительному искусству (для школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла)”, разработанной в 2002 году, а также на материале ЕШКО к профессиональным курсам “Дизайн и оформление интерьера” за 2005 год из расчёта 1 час в неделю и предназначена для учащихся 9 классов.
Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета. В базовом учебном плане 9 класса курс “Основы дизайна интерьера” вообще отсутствует, а предмет черчение проводится из расчёта 1 час в неделю. В связи с этим, разработана данная программа, в которой главной целью является – дать возможность каждому учащемуся, вне зависимости от степени подготовки, получить основы знаний и практических навыков такой интересной и актуальной профессии, как дизайнер интерьера. В программе определены основные понятия дизайна, функциональное использование жилища, представлены требования к материалам и технологиям в оформлении интерьеров.
Цели и задачи курса:
- способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей художественного вкуса;
- дать школьникам первое представление о дизайне как специфический художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
- ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
- ознакомить с основными методами художественного проектирования;
- повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них образного понятия, художественно-конструкторских способностей;
- сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;
- формировать комплексный, системный подход к конструированию предметов дизайна по законам красоты.
Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных проекций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- составление рисунков, эскизов;
- выполнение чертежей;
- макетирование;
- выполнение проектов;
- конструирование.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- теоретические основы рисунка;
- цветоведение;
- композиция;
- декоративно-прикладное искусство;
- основы черчения (проецирование, архитектурно-строительное черчение, нанесение размеров)
- основы лепки;
- основы моделирования.
Для достижения поставленных целей применяются новые технологии:
- журналы по дизайну;
- методические пособия и книги по дизайну;
- готовые дизайнерские проекты;
- чертёжные инструменты и принадлежности;
- принадлежности для рисования, лепки, моделирования.
Целями применения технических средств в обучении учащихся являются:
- повышение эффективности учебного процесса за счёт своевременной адаптации процесса обучения к индивидуальным особенностям учащихся;
- разгрузка учителя от “черновой” и воспитательной работы и тем самым повышение эффективности его труда.
Учитывая современные образовательные технологии, применяются принципы обучения:
- индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.
Формы и методы обучения:
- метод проектов;
- практические занятия;
- экскурсии.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные поисковые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.
При работе в проектном методе выполняются следующие задачи:
Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии через проживание “ситуации успеха”, через осознание себя, своих возможностей, а также личностного роста в процессе выполнения проекта.
Развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации.
Проводить наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы. Осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Составными элементами являются проблемно-исследовательская, деятельностная, рефлексивная, и коммуникативная работа
II. Содержание изучаемого курса
Элективный курс спроектирован таким образом, чтобы учесть знания и умения учащихся, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, черчения, информатики.
№ | Темы | Число часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Введение | 1 | 1 | ||
1. | Основные понятия дизайна | 3 | 2 | 1 |
2. | Функциональное использование жилища | 4 | 1 | 3 |
3. | Практическое использование цвета. | 3 | 3 | |
4. | Материалы и технологии в оформлении интерьеров. | 2 | 2 | |
5. | Жилище молодой пары. | 1 | 1 | |
6. | Современный стиль интерьера. | 3 | 2 | 1 |
Всего | 17 | 6 | 11 |
Темы проектов и практических работ.
- Дом моей мечты;
- Проект города будущего (и его отдельных фрагментов);
- Проект озеленения во дворе школы;
- Проект озеленения рекреации школы;
- Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) – книжные и журнальные киоски, стенды, уличные осветители и фонари;
- Проектирование игровых площадок, выставок, спортивного зала, школьных учебных мастерских.
III. Тематический план учебного курса.
№ Ур | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
1. | Введение Чем занимается дизайнер интерьера? |
Лекция | |
2. 3. 4. |
Тема I. Основные понятия дизайна. Цели и задачи: Определить основные правила и функции строительства. Дать понятие элементов жилища. Освоить архитектурные термины. Составление проекта Названия элемента жилища, строительные технологии. Архитектурное черчение. Типы мебели и мебельные группы. Функциональное назначение предметов мебели. |
Лекция Практика Лекция |
Тест |
5. 6. 7.
8. |
Тема II. Функциональное использование
жилища. Цели и задачи: Показать оптимальное размещение мебельных групп в жилище. Показать распределение внутреннего пространства помещений. Изучить различные методы проецирования. Жилище. Простые и сложные формы организации пространства. Гостиная – общее помещение для всей семьи. Кухня – место приготовления и принятия пищи. Типы конструкций, закрывающих проёмы (двери, окна). Типы внутренних лестниц, их размеры. Детская – многофункциональное помещение. Спальня – место сна и уединения. Ванная – место купания. |
Лекция Практика Практика Практика |
Опрос Тест Опрос |
9.
10. 11. |
Тема III. Практическое использование
цвета. Цели и задачи: Изучить цветовые материалы, техники, принципы, изображения. Мир цвета. Практическое использование цвета. Цветной чертёж, цветная проекция. Свет, естественный и искусственный. Освещение жилища. |
Практика Практика Практика |
Тест |
12. 13. |
Тема IV. Материалы и технологии в
оформлении интерьеров. Цели и задачи: Научить правильно применять материалы в оформлении интерьеров. Изучить стилевые варианты текстиля в дизайне интерьеров. Материалы при создании интерьеров. Технологии размещения материалов Способы экранирования. Портьеры, шторы занавески. Типы стиля, применяемого в дизайне жилища: ковры, паласы, драпировки. |
Практика Практика |
Тест |
14. |
Тема V. Жилище молодой пары. Цели и задачи: Изучить требования комфортности жилища молодой пары. Жилище молодой пары с детьми. Комбинирование функций жилища. |
Практика |
|
15 16. |
Тема VI. Современный стиль интерьера. Цели и задачи: Изучить элементы современного стиля интерьеров и современной мебели. Характеристики помещений. Роль декораций. Элементы создания стиля. Домашнее компьютеризированное рабочее место. Современный офис. |
Практика
|
Тест |
17. | Итоговое занятие: Фестиваль творческих работ | Защита проектов |
IV. Информационное обеспечение программы.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, “Черчение”, Астрель – АСТ, Москва, 2002г.
- И.А. Воротников, “Занимательное черчение”, Просвещение, Москва, 2001г.
- Н.Н. Анисимов, Н.С. Кузнецов, А.Ф. Кириллов, “Черчение и рисование”, Стройиздат, Москва, 2000г.
- С.В. Розов, “Сборник заданий по черчению”, Машиностроение, Москва, 2001г.
- Министерство образования Российской Федерации, “Программы по изобразительному искусству (для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев)”, Дрофа, Москва, 2002г.
- ЕШКО, Материалы к профессиональным курсам “Дизайн и оформление интерьера”, 2005г.
Перечень рекомендуемой литературы:
Для педагога:
- “Школа и производство”, №3, 1998г., программа курса “Художественная графика”
- В.А. Гервер, “Творчество на уроках черчения”, Владос, Москва, 2001г.
- Е.Ю. Крутских, Д.Р. Литвинов, “Интерьер вашего дома”, У-Фактория, Екатеринбург, 2005г.
- Составитель Д. Соколова “Ремонт и дизайн квартиры и дома”, Лениздат, Ленинград, 2006г.
Для учащихся:
- “Идеи вашего дома”, практический журнал по дизайну интерьера, 2006г.
- “Интерьер плюс дизайн”, журнал новинок, 2006г.
- “Четыре комнаты”, журнал по дизайну, 2006г.