На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Стань Человеком!”.
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом:
Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.
5-6 класс:
- Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
- Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
- Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
7-9 класс:
- Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
- Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
- Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
10-11 класс:
- Развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках.
- Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру.
Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
Не навреди!
- Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
- Демократичность (равноправие) в отношениях.
- Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
- Справедливость и честность в оценках.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования, преподавание социологии в профильном классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы.
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три “С”:
ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:
Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.
Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени.
Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
- образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
- воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм).Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
- коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;
- защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
- адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;
- интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;
- оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.
Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента. Ключевые дела воспитательной системы строятся на основе воспитательной программы школы, которая предполагает работу по следующим направлениям:
Работу классного сообщества по данным направлениям я строю по следующей схеме:
Подробное описание каждого направления деятельности см. Приложение 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТЕМЫ.
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся;
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
- Сформированность классного коллектива.
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Он с честью носит звание “профильный класс”. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Я думаю, что я смогла воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.