Цели урока:
- Формирование понятия поля и полевой материи в физической картине мира.
- Развитие интеллекта учащихся при рассмотрении способов электризации тел, взаимодействия электрических зарядов посредством электрического поля при наблюдении опытов и решении качественных задач.
- Воспитание у учащихся внимания к эксперименту, аккуратности при решении качественных задач.
Оформление кабинета:
- доска – тема урока, таблица;
- стена - портреты М. Фарадея, Д. Максвелла;
- демонстрационный стол – электрометры, стеклянная и эбонитовая палочки, проводник на изолирующей ручке, самодельные приборы занимательных опытов по электростатике;
- стол ученика – пленки полиэтиленовые (2 штуки), бумажная полоска.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
В то время, пока мы решаем качественные задачи, 4 ученика, используя демонстрационное оборудование, готовят ответы на следующие вопросы:
- электризация тел при соприкосновении;
- взаимодействие заряженных тел;
- электроскоп (назначение, устройство и принцип действия):
- проводники и непроводники электричества.
На доске приготовлена таблица:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка | |
Иванов | ||||||
Петров |
Задача № 1. Демонстрация.
На стержень электрометра насажен полый металлический шар, над которым помещена воронка с песком так, что песок тонкой струйкой сыплется в шар. Вопрос: почему при этом отклоняется стрелка электрометра? Учащиеся устно отвечают на поставленный вопрос. Затем каждый в своей тетради записывает, какое явление лежит в основе этого опыта. Из правильного ответа (электризация) выделяем 4 букву. Ответы тех учащихся, фамилии которых записаны на доске, сразу записываются в таблицу.
Задача № 2.
Как заряжен шарик, если при приближении к нему отрицательно заряженного электроскопа он отталкивается? (отрицательно)
Задача № 3.
К отрицательно заряженному электрометру подносят заряженную палочку. Определите знак заряда палочки, если стрелка электрометра отклонилась на больший угол. (отрицательно)
Задача № 4.
Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? (устно)
Как называются тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному? (проводниками)
Задача № 5.
Что означает итальянское слово “изоляро”? (уединять)
Анализ заполнения таблицы.
Вывод: в результате получилось слово “катод”.
Слушаем ответы учащихся с их самооценкой или коллективной оценкой.
2. Изучение нового материала.
Учащимся предлагается фронтальный эксперимент, для чего они должны взять две полиэтиленовые пленки, положить их на стол рядом (параллельно друг другу) и провести по ним один раз рукой. Затем они поднимают пленки за концы, разводят их и, медленно сближая, наблюдают за их взаимодействием. В результате анализа опыта приходим к выводу о том, что взаимодействие заряженных тел происходит через пространство между заряженными телами.
Пространство, в котором обнаруживается взаимодействие заряженных тел, называется электрическим полем. Условно электрические поля изображаются силовыми линиями. Источником силовых линий является положительный заряд, приемником – отрицательный. Электрическое поле двух бесконечных заряженных пластин называется однородным. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической.
В природе большая часть пространства заполнена полями: гравитационными и электромагнитными, одной из составляющей которого является электрическое поле. Именно электромагнитные поля действуют на нас, когда говорят о магнитных бурях, именно гравитационные поля удерживают Луну около Земли, а Землю около Солнца. Сравниваем гравитационные и электрические поля, выделяем общие черты и различия.
3. Домашнее задание.
4. Закрепление. (2, стр.88, задание 13).
Проводим фронтальный эксперимент с этими же пленками, натирая их сильнее рукой и наблюдая, как изменилась сила взаимодействия пленок.
Задание: проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой пленкой и бумажной полоской. Для их электризации положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и потрите их рукой (первый раз слегка, а второй – сильнее). Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием.
Ответьте на вопросы:
- По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел? (Сила взаимодействия тем больше, чем сильнее притягиваются или отталкиваются полоски.)
- Как взаимодействуют заряженные полиэтилен с полиэтиленом и полиэтилен с бумагой? (Полиэтиленовые полоски отталкиваются друг от друга, полиэтиленовая и бумажная – притягиваются).
- На оба ли заряженных тела действует электрическая сила? (Да).
- От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел? (Сила взаимодействия заряженных тел зависит от абсолютного значения зарядов и расстояния между ними).
- Как зависит сила взаимодействия заряженных тел от значения зарядов и расстояния между ними? (Сила взаимодействия заряженных тел тем больше, чем больше абсолютное значение зарядов и чем ближе они находятся друг от друга).
Ответ на последний вопрос запишите в тетрадь.
Подводим итоги урока.
Вопрос: какой из экспериментов сегодня на уроке вам показался самым интересным?
Литература.
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.
- Буров В.А. и др. фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителей / В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, В.И. Свиридов. – М.: Просвещение, 1981. – 112с., ил. Стр. 88, задание 13.