В настоящее время отражается проблема рационального распределения и подготовки молодёжи к профессиональному труду в связи с требованиями времени и развивающейся экономикой, которые предполагают конкурентоспособность не только создаваемой продукции, но и её творца. Целью системы курсов по выбору в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Выбор темы курса обусловлен поиском эффективных средств вооружения учащихся практическими умениями и навыками, развитием у учащихся их познавательного интереса и творческих способностей к профессии парикмахера, масссажиста, косметолога.
Целью обучения курса “Секреты красивых волос” является создание условий для развития познавательного интереса к выбранной профессии, формирования у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков по уходу за волосами и подбору причесок. Обучение предполагает решение следующих задач:
- ознакомить учащихся с историей развития причесок;
- научить подбирать прически с учётом типа лица и структуры волос, корректировать лицо с помощью прически;
- научить основным правилам ухода за волосами;
- воспитать коммуникативные способности.
Программа включат тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения.
В курсе “Секреты красивых волос” учащиеся получат краткие сведения о развитии прически, учатся определять тип своих волос, узнают о правилах ухода за волосами, учатся подбирать прическу по типу лица, ухаживать за волосами при помощи народной косметики и многое другое. Теоретический материал усваивается в сочетании с практическими упражнениями, в процессе которых девочки учатся определять тип лица, в соответствии с этим подбирать прическу; готовить маски для волос; окрашивать волосы при помощи народных средств; делать расслабляющий массаж кожи головы; правильно расчёсывать, мыть и сушить волосы; правильно подбирать средства для борьбы с косметическими недостатками волос и др.
Теоретическое и практическое обучение ведется параллельно. Каждое практическое задание начинается с инструктажа, направленного на правильное и безопасное выполнение работы.
Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер.
Содержание программы предусматривает формирование следующих знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны знать:
- основные исторические сведения о развитии прически;
- строение и функции волос;
- правила ухода за волосами;
- правила ухода за волосами при помощи лекарственных и натуральных продуктов;
- средства ухода за волосами (традиционные и натуральные);
- средства для укрепления и оживления волос (косметических недостатков);
- ПТБ при приготовлении косметических и окрашивающих масок.
Учащиеся должны уметь:
- определять тип лица;
- определять тип волос;
- правильно расчёсывать волосы;
- правильно сушить волосы;
- правильно мыть волосы;
- правильно окрашивать волосы при помощи натуральных красителей;
- правильно делать расслабляющий массаж;
- уметь подбирать причёски с учётом типа лица и структуры волос;
- корректировать лицо с помощью причёски.
Программа курса рассчитана на 12 часов. Из них – 4 часа теоретические занятия и 8 часов – практические занятия. В конце обучения учащиеся разрабатывают и защищают рекламный проспект средства ухода за волосами, выполняют опыты в течение обучения, а результаты фиксируют в конце в форме творческого проекта, делают собственные выводы. При защите творческого проекта должны быть представлены все материалы, отражающие разработку и подготовку к выполнению проекта.
По желанию готовят сообщение или реферат по одной из предложенных тем:
- История прически.
- Особенности причёсок (“ннх” годов (например, 60-е “Шиньоны”; “ннго” века);
- Волосы и ваш рацион.
- Средства для укладки волос (традиционные и натуральные).
- Питание при жирных волосах.
- Питание при сухих волосах.
- Действие ингредиентов домашних косметических средств.
- Тема на свой личный выбор.
Содержание образования:
Тема: “Строение и функции волос. Средства ухода за волосами” знакомит учащихся со строением волос (презентация Power Point - Приложение 1); учитель обучает девочек правилам ухода за волосами. Занятие проводится в форме лекции, беседы, обмена знаниями.
При получении теоретических сведений по теме: “Типы волос. Типологическая характеристика волос” изучение нового материала сопровождается просмотром презентаций Power Point (Приложение 2), где девочки наглядно могут увидеть, какие существуют типы лиц, познакомятся с типологической характеристикой волос. Полученные сведения помогут девочкам при выполнении опыта: “Определение типа волос” определить свой тип волос и тип волос своей соседки. Практическая работа выполняется в паре. Результаты работы записываются в рабочую тетрадь и в дальнейшем используются при выполнении творческого проекта.
Тема: “История развития причёсок. Типы лиц. Подбор причёсок с учётом типа лица” знакомит учащихся с историей развития причёсок; учит подбирать причёски с учётом типа лица и структуры волос, учит корректировать лицо при помощи причёски. Пользуясь материалом предоставленном в электронном виде (презентация Power Point - Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5) девочки, разбившись на пары, выполняют опыт “Подбери причёску”. Результаты также оформляются в рабочей тетради и в дальнейшем могут использоваться при выполнении творческого проекта.
Тема: “Уход за волосами” знакомит учащихся с правилами сушки, расчёсывания, мытья волос. Учит учащихся делать расслабляющий массаж для кожи головы. На практическом занятии, используя презентации Power Point (Приложение 6, Приложение 7) девочки, учатся правильно расчёсывать, мыть и сушить волосы. Практикуются в первоначальных умениях делать расслабляющий массаж кожи головы. Результаты также можно оформить в рабочей тетради и в дальнейшем использовать при выполнении творческого проекта.
При изучении темы: “Косметические недостатки волос. Средства укрепления и оживления волос” узнают об основных причинах выпадения волос, появления перхоти, появления секущихся волос и учатся правильно ухаживать за такими волосами. Получают сведения о том, как укрепить и оживить проблемные волосы при помощи народных средств. Узнают, как можно решить проблему тонких волос, какие существуют современные и старинные народные средства ухода за тонкими волосами.
Изучение темы: “Окрашивание волос натуральными красителями” в первую очередь ставит перед собой цель научить учащихся правильно подобрать натуральный краситель для своего цвета волос, на практике научить окрашивать волосы, в домашних условиях придерживаясь ряда технологических приёмов.
Заключительное занятие “Разработка рекламного проспекта средства ухода за волосами” прежде всего, ставит перед собой задачу дать возможность учащимся проявить свою творческую инициативу.
На последнем занятии учащиеся защищают свои работы (рекламные проспекты, творческие проекты, рефераты). Учитель не определяет конкретно форму защиты. Даёт возможность учащимся творчески подойти к самостоятельной работе и проявить себя по своим возможностям.
Предлагаемые темы рефератов и сообщений.
- История прически.
- Особенности причёсок (“ннх” годов (например, 60-е “Шиньоны”; “ннго” века);
- Волосы и ваш рацион.
- Средства для укладки волос (традиционные и натуральные).
- Питание при жирных волосах.
- Питание при сухих волосах.
- Действие ингредиентов домашних косметических средств.
- Тема на свой личный выбор.
Содержание электронного учебника (презентации power Point):
- Строение волоса.
- История причёски.
- Типологическая характеристика волос.
- Расслабляющий массаж для головы.
- Типы лиц.
- Подбор причёсок для определённого типа лица.
- Как подобрать шампунь для определённого типа волос. Средства ухода за волосами. Правила мытья, расчёсывания и сушки волос.
Список используемых источников для учителя:
- А.М. Юдин; А.И. Дмитриева; Л.В. Ильина “Наш дом. Наш быт” - М.: Знание, 1992. Издательство
- Азбука красоты / составитель В. Иванова. – М.: “Премьера”, ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
- Программа восстановления волос за 28 дней / М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Литература средства обучения для учащихся:
- Электронный учебник для учащихся (презентации Power Point).
- Журналы, иллюстрации по уходу за волосами, книги для девочек.
- Расчёски, массажные щётки, чашки для приготовления масок и окрашивающих продуктов, утепляющие шапочки, кисточки для окрашивания.
- Плойки, фен.
- Средства ухода за волосами: шампуни, бальзамы и подобные продукты.
- Средства для укладки волос: лаки, муссы и подобные продукты.
- Натуральные продукты для приготовления масок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | лекции | практики | ||||
1 | Строение и функции волос. Средства ухода за волосами. | 1 | 1 | Урок (просмотр презентаций). | Конспект. | |
2 | Типы волос. Типологическая характеристика волос. | 2 | 0,5 | 1,5 | Урок (просмотр презентаций) Практическая работа “Определение типа волос”. |
Конспект. Опыт “Определение типа волос”. |
3 | История развития причёсок. Типы лиц. Подбор причёсок с учётом типа лица. | 2 | 0,5 | 1,5 | Урок (просмотр презентаций) Практическая работа “Подбери причёску”. |
Конспект. Опыт “Подбери причёску”. |
4 | Уход за волосами (сушка, расчёсывание, массаж). | 2 | 0,5 | 1,5 | Урок (просмотр презентаций) Практическая работа “Расчёсывание. Массаж”. |
Конспект. Опыт “Расслабляющий массаж кожи головы”; “Расчёсывание”. |
5 | Косметические недостатки волос (выпадение, перхоть, секущиеся волосы, тонкие волосы). Средства для укрепления и оживления волос. | 1 | 1 | Урок. | Конспект. | |
6 | Натуральная косметика для волос. Окрашивание волос натуральными красителями. | 2 | 0,5 | 1,5 | Лекция Практическая работа “Окрашивание волос хной”. |
Конспект. Опыт “Окрашивание волос натуральными красителями”. |
7 | Разработка рекламного проспекта средства ухода за волосами. | 1 | 1 | Практическая работа. | Собственное решение проблемы. | |
8 | Защита рекламных проспектов, рефератов, опытов. | 1 | 1 | Анализ. | Анализ. | |
Итого: | 12 | 4 | 8 |
Тест по Б. Блуму. (можно предложить на “входе”-“выходе”)
Как вы считаете, какая форма лица считается идеальной?
А) круглая;
Б) квадратная;
В) овальная;
Г) треугольная;
Д) худое и узкое лицо.
Как вы думаете, можно ли мыть волосы горячей водой?
А) да можно, т.к. мытьё головы горячей водой очень полезно для волос;
Б) нельзя, потомучто горячая вода чрезмерно высушивает волосы;
В) не имеет значения, какой водой мыть волосы, т.к. температура воды не может повлиять на состояние волос.
3. Как скорректировать при помощи причёски лицо круглой формы?
А) гладко зачесать волосы назад;
Б) постараться мягкими прядями волос закрыть щёки;
В) поможет густая чёлка.
4. Определите правильную последовательность мытья волос.
А) Смочить волосы, затем взять небольшое количество шампуня и мягко втирать его в корни.
Б) Приготовить шампунь, подходящий для вашего типа волос
В) Ополаскивать волосы до тех пор, пока вода, стекающая с них, не станет чистой.
Г) Тщательно расчесать волосы.
Д) Промокните волосы полотенцем. Сушите волосы при комнатной температуре, свободно распустив их.
5. Какие из перечисленных натуральных продуктов можно использовать, чтобы придать оттенок тёмным волосам?
А) отвар листьев грецких орехов, хна, масло из розмарина и шалфея.
Б) ромашка, опавшие листья берёзы.
6. Если волосы жирные, то какая из перечисленных масок поможет восстановить их?
А) касторово-ромовая;
Б) кисломолочная;
В) тысячелистниковая.