Использование информационных технологий в предмете "Мировая художественная культура"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Характерной особенностью школы ХХ1 века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс “Мировая художественная культура”, который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи. Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий. При работе над презентацией решается несколько вопросов:

  • дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;
  • акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
  • систематизация материала;
  • использование и создание иллюстрированного материала;
  • создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей; использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.

Цель: приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества.

Задачи:

  1. Выявление характерных черт греческой архитектуры на примере ансамбля Афинского Акрополя.
  2. Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии с заданной целью.
  3. Формирование понятия “гармония” и эстетического вкуса на примере архитектурного ансамбля эпохи Великой классики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, домашняя презентация учащихся “Прогулки по Акрополю”, презентация учителя, электронный тест, дидактический материал для работы в группах, фонограмма мелодии греческого танца.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Предварительная подготовка (самостоятельное мини-исследование учащихся):

Создание домашней презентации нового материала (создание мультимедийного диска по данной теме):

  • погружение в проблему;
  • акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
  • систематизация материала;
  • создание иллюстрационного материала в электронном формате;
  • создание информационного сопровождения презентации.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Новый материал:

  1. историческая справка;
  2. презентация нового материала учащимися “Прогулки по Акрополю”;

III. Закрепление нового материала. Работа в группах.

IV. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Эпиграфы урока:

словесный - “Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. (Перикл, V век до н. э.)

изобразительный – вид Афинского Акрополя

музыкальный – мелодия греческого танца “Сиртаки”

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

“Познай самого себя” - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху “счастливого детства человечества”.

Это древнее изречение - своеобразная цель изучения мировой художественной культуры. На прошлом уроке мы говорили о зарождении и значении культуры античности, в частности, об эгейской культуре. Тема сегодняшнего занятия: “Золотой век Афин. Великий рассвет” (появляется вопросительный знак)

- Почему появился в названии темы вопросительный знак? (Урок должен доказать, что Золотой век Афин является Великим рассветом, то есть зарождением античной культуры. А мы знаем, что культура античности – это колыбель мирового искусства).

Сегодня речь пойдет об античной архитектуре. Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи — образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих ученых в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла, которые являются эпиграфом нашего занятия: “Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Ничего лишнего — таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Второй эпиграф – изобразительный (появляется изображение Акрополя).

Перед нами Афинский Акрополь. Именно этот архитектурный ансамбль исследователи считают образцом архитектуры античности, именно о нем пойдет речь на занятии.

Третий эпиграф – музыкальный (звучит мелодия греческого танца), мелодия греческого танца сиртаки своеобразная визитная карточка Греции, она поможет нам создать определенный настрой для восприятия нового материала.

II. Новый материал.

1. Историческая справка. (На фоне мелодии греческого танца.)

Ученик: V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

В период “высокой классики” в Афинах правил Перикл (с 449 г. до н. э.). Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии, с именем которого связан расцвет главного центра афинской культуры - Акрополя. Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий.

На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя, сожженного и разрушенного персами. Он руководил строительными работами на Акрополе. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его творческие и организаторские способности, а талант скульптора достиг зрелости.

Акрополь - общественный и культурный центр афинского государства; во время персидских войн он был разрушен.

К середине V в. до н. э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города и возводили храмы. В Афинах после изгнания персов начался стремительный подъем экономики, развития ремесла, торговли, укрепляется демократия. В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов.

Учитель: - К занятию вам было предложено провести мини-исследование по заданной теме и подготовить мультимедийную презентацию по новой теме. Итак, ваш проект под названием “Прогулки по Акрополю”, где, кажется, “поселились” все олимпийские боги Древней Греции.

Мы отправляемся в Афины.

2. Презентация нового материала (домашнее задание) “Прогулки по Акрополю”.

Ученик 1: Ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник золотого века античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Поэт М. А. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного в стихотворении “Афины”.

Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилеи,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.

Афинский Акрополь (как и прежние акрополи - “верхний город”) стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом (150 м над уровнем моря). Он был средоточием всех высших святынь афинян.

В основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурных сооружений.

Ученик 2: Давайте войдем в Акрополь через центральный вход — Пропилеи.

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д. С. Мережковский.

Пропилеи построил архитектор Мнесикл. Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам, изображения главных героев Аттики.

Ученик 3: С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропилеи описано еще древнегреческим писателем II в. Павсанием: “Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего”.

Ученик 4: Пройдя ворота Пропилеи, мы оказываемся на большой удлиненной площадке, разделенной в древности на множество священных участков, где почитали Артемиду-медведицу, змееногого бога Кекропса и его трех дочерей - богинь росы. Мы оказываемся на площади, в центре которой когда-то возвышалась огромная (17 м) бронзовая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее острие копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Ныне площадь пуста, т. к. статую уничтожили еще в XIII в. суеверные рыцари-крестоносцы. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия, руководившего работами на Акрополе.

Ученик 5: Чуть правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и мужественную красоту. В архитектуре Парфенона использованы также колонны ионического ордера, придающие ему изящество и благородство. Этот величественный храм, построенный из белоснежного мрамора, поражает мастерством обработки материала.

Ученик 6: По преданию, центром постройки была колоссальная двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины - сфинкс и пегасы. На ладони правой руки помещалась статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит, на внешней стороне щита - битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, - сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.

Ученик 7: До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием (нач. V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.) и скульптурами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение, распределение групп и создание общего ритма. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершают свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках. Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б. В. Фармаковский:

“Фриз Парфенона - одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта”.

Ученик 8: На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм построен на том месте, где по легенде Афина и Посейдон оспаривали друг у друга господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон ударом трезубца высек из скалы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина выиграла спор, стала покровительницей Аттики, дав свое имя городу.

Планировка Эрехтейона очень сложна и ассиметрична, т. к. при строительстве необходимо было охватить все священные части холма. Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине Палладе, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть была посвящена Посейдону, отождествляемому с Эрехтеем, мифическим царем Афин. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу. Входы в оба святилища украшали шесть колонн ионического ордера с изысканными вызолоченными волютами. К храму примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур, несущих перекрытие). Появление кариатид свидетельствовало о реализации давнего стремления греков сделать колонну как можно более легкой, изящной и пластичной. Эрехтейон на фоне Парфенона кажется волшебной игрушкой. Он неоднократно перекладывался в XX в.

Ученик 9: На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Вместимость театра — 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

На этом заканчивается наше путешествие по великому достижению античной архитектуры - Афинскому Акрополю.

Учитель: Мы с вами увидели, что великое и малое, архаичное и современное, грандиозное и интимное гармонично слилось в Акрополе Афин. Он и сегодня остается эталоном естественности, красоты и благородного вкуса.

VI. Закрепление нового материала. Работа в группах.

1. Разделение на 3 группы (произошло в начале занятия).
2. Задания: - Продолжим работу над новой темой в группах. В течение заданного времени каждая из четырех групп выполняет предложенное ей задание, затем отчитывается о проделанной работе. (Во время работы в группах тихо звучит мелодия греческого танца.)

Задание группе 1:

Существует три типа греческих ордеров: дорический, ионический, коринфский (даются изображения трех типов колонн).

Обратимся к трактату римского теоретика Витрувия “Об архитектуре”, в котором он объясняет происхождение ордеров. Выявите различия каждого ордера.

(На партах учащихся листы с распечатками фрагментов из трактата.) <Рисунок 1>.

“Когда ионийцы захотели воздвигнуть храм Диане, они избрали для него пропорции женского тела. В противоположность мужскому облику дорического храма более стройная постройка должна была воплотить нежные формы женской фигуры. Завитки ионической капители подобны женским локонам, лиственный орнамент - ожерелье на шее, а желобки на стволе колонны - складки женской одежды... в дорическом ордере вместо подпор иногда употребляли мужские фигуры - так называемых атлантов (как, например, в храме Зевса и Агригенте), тогда как ионический ордер в этом случае прибегает к женским фигурам, так называемым кариатидам (портик кариатид Эрехтейона на Афинском Акрополе).

Дорическая колонна представляет собой безличное, пассивное, коллективное существо, ионическая колонна - это активная самостоятельная личность. Дорическая колонна выполняет, прежде всего, функции опоры, ионическая же стремится, главным образом, к декоративной функции. В дорической колонне господствует силуэт, в ионической - внутренний рисунок... Если целью дорического ордера является тектоника (строительное искусство), то целью ионического ордера - пластика (объемные, осязательные качества художественной формы).

Коринфский стиль создавал чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ. По пропорциям этот ордер совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа - ядовитого растения.

Коринфская капитель изначально преследовала сугубо декоративные цели: функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер используется в декоративных целях”.

- Определите, какому ордеру принадлежат колонны Парфенона? <Рисунок 3>. (Дорические и ионические). Учащиеся высказывают свои мнения.

Задание группе 2:

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом. В Древней Греции сложились разные типы храмов. Рассмотрите схемы и соотнесите со словесным описанием типа храма. <Рисунок 2>.

1) “Храм в антах” - небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен - актами (анты - выступающие стены), между которыми ставились одна-две колонны.

2) Простиль (греч. рго -впереди; stilos - колонна) -прямоугольное здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

3) Периптер - прямоугольное здание с четырех сторон обрамленное колоннадой.

4) Диптер - прямоугольное здание, с четырех сторон окруженное двумя рядами колонн.

5) Моноптер - круглый в плане храм, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.

- Храм Парфенон посвящен Афине Парфенос (деве) (учащимся дается изображение храма). Определите тип храма. <Рисунок 3>.

(По своему плану это дорический периптер (8x17 колонн высотой 10,5 м).

Задание группе 3:

Прочтите высказывание Бориса Виппера: “Прежде всего греческая архитектура есть “наружная” архитектура. Внешность здания безраздельно господствует в ней над внутренностью, фасад над интерьером, масса над пространством. Греческий храм и исторически, и конструктивно развивался и строился снаружи внутрь. Греческий художник не знал чудес во имя бога. Все чудеса, все изощрения художественной фантазии, все великолепие фронтонных групп, фризов, колонн и расписных акротериев должны были украшать наружный облик храма и принадлежать человеку. Греческий художник был лишен чутья интерьера, особой жизни, особого воздуха внутреннего пространства.

...Подобно тому как греческая религия не знала коллективного богослужения внутри храма (только жрец имел право вступать в целлу храма), так и греческая архитектура была равнодушна к пространству, заключенному внутри стен. Поэтому-то греческому архитектору осталась чужда проблема света... И греческий храм не имел окон, довольствуясь скудным освещением через входную дверь. Целла греческого храма была лишь для статуи бога, охраняя ее от непогоды и осквернения, но самостоятельного эстетического, архитектурного содержания она не имела. Греческий храм был только чудесной оправой с темным, немым, мертвым ядром...”

- Если храм - “жилой” дом бога, аналогичный жилищу человека, то какие выводы о своеобразии греческой мифологии и религии напрашиваются?

(Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, и потому они были небольшими по размеру. В этом проявилось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил природы и человека.)

VII. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Незаметно пролетели 45 минут нашего занятия. Давайте вместе вернемся к теме нашего урока: “Золотой век Афин. Великий рассвет?” Почему был поставлен знак вопроса? Что вы думаете об этом сейчас? (учащиеся высказывают свои мнения).

- Что запомнилось? Что оказало наиболее яркое впечатление?

Домашнее задание: 3,4 группы: конспект статьи Д. С. Мережковского “Описание Афинского Акрополя”; 1,2 группы: подумать, почему греческие ордера были настолько долговечны, что их использовали даже в XX веке?

Оценки за урок.