Тема: "Дыхание": Модуль № 1 "Дыхание растений", Модуль № 2 "Дыхание животных" – открытый урок

Разделы: Биология


Модуль№1. “Дыхание растений”

Задачи уроки: углубить знания учащихся о дыхании, особенностях дыхания растений, продолжить формирование умений работать с учебником, его текстом и рисунками.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий. Оценка.
УЭ - 0 Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы расширите и углубите знания о дыхании растений, выясните, в чем отличие дыхания от питания, узнаете о значении дыхания. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ -1. Выполните задания.

Выберите правильный ответ:

I. 1.Питание – это процесс:

  • переваривания пищи:
  • приобретение пищи и энергии;
  • образования кислорода и выделения углекислого газа.

2. Пищеварение – это процесс:

  • механической и химической переработки пищи;
  • приобретение пищи.

3. В процессе пищеварения в результате химической обработки пищи:

  • сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом;
  • сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа;
  • пища превращается в кашеобразную массу.

Какие утверждения верны:

  • Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
  • Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.
  • Ферменты – это особые химические вещества, способствующие пищеварению.
  • При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
  • Все животные всеядны.
  • Животные потребляют готовые органические вещества.
  • Гидры имеют только ротовое отверстие.

II. Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 5.

Работайте индивидуально. Письменная работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с классом.

Ваша оценка ____.

УЭ -2. Цель: сформировать знания о дыхании и значении в жизни организмов.
  • Внимательно слушайте рассказ учителя о дыхании его значении
  • Задайте вопросы учителю, если вы что – то не поняли.
  • Ответьте на вопрос: Что такое дыхание?
Внимательно прочитайте цель.

 

Устно.

УЭ -3. Цель: ознакомить с клеточным типом дыхания на примере одноклеточных организмов.

1. Откройте с. 68, найдите 3- й и 4 –й абзацы. Прочитайте внимательно.

2.Зарисуйте дыхание одноклеточной водоросли в тетради.

- В чем суть клеточного дыхания?

II. Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по 5 –бальной системе.

Внимательно прочитайте цель.

Работайте с книгой.

Работайте в тетради.

Вместе с классом.

Ваша оценка ___.

УЭ -4. Цель: сформировать знания о роли устьиц и чечевичек в дыхании цветковых растений.
  1. Внимательно слушайте рассказ учителя.
  2. Найдите на с. 69 устьице и объясните по рисунку, как происходит газообмен у растений.
Внимательно прочитайте цель.

Устно.

УЭ –5

 

Цель: Сравнить процесс дыхания и фотосинтеза в растительном организме.

1. Внимательно посмотрите результаты опыта. Ответьте на вопрос: Почему в ходе опыта “ Дыхание растений” помутнела известковая вода?

Различия процессов дыхания и фотосинтеза.

Работай в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с классом.

Ваша оценка __.

Признак для сравнения Фотосинтез Дыхание
  • Кислород
  • Углекислый газ
  • Органические вещества
  • Выделяется
  • Поглощается
  • Накапливается
  • Поглощается
  • Выделяется
  • Расходуется
Запишите вывод в тетради.

II.Обсудите результаты работы.

III. Оцените свою работу по 5- бальной системе.

УЭ-6. Цель: Определить уровень знаний по пройденной теме урока.

Выпишите номера правильных утверждений:

  • Все живые организмы дышат.
  • Газообмен в листьях происходит через чечевички.
  • Одноклеточные организмы дышат всей поверхностью тела.
  • Устьица- органы дыхания дождевого червя.
  • Водоросли дышат через чечевички.
Работайте в тетради.

Проверьте свои работы и сдайте тетради учителю на проверку.

УЭ -7. Подведение итогов урока

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока?

Какие трудности встретились вам при работе с учебными элементами?

Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

Домашнее задание: текст о дыхании растений на странице 68 –

3, 4, 5 абзацы; страница 69 – последний абзац.

 

 

Вместе с классом.

 

 

 

Запишите в дневник

 Модуль № 2. “Дыхание животных”.

Задачи урока: Раскрыть роль дыхания; особенности дыхания одноклеточных и многоклеточных, связанные со средой обитания; продолжить формирование умений распознавать органы, системы органов животных на рисунках, таблицах.

№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий. Рекомендации по выполнению заданий. Оценка.
УЭ- 0.

1 мин.

Интегрирующая цель: в процессе работы с учебными элементами вы расширите и углубите знания о дыхании животных, выясните значимость дыхания и строение дыхания у животных. Внимательно прочитайте цель.
УЭ – 1.

7 мин.

Подготовка к работе.

Подготовьте ответы на вопросы:

  • Что такое дыхание?
  • Как дышат растения?
  • Почему дыхание – важный признак всех живых организмов?
  • В чем суть клеточного дыхания?

II. Обсудите результаты работы. Каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Работайте в группе. Пользуйтесь записями тетради и текстом учебника.

Ваша оценка ___.

УЭ – 2.

15 мин.

Цель: Изучить внешнее строение рыб и выявить особенности их дыхания.

Выполните лабораторную работу “Изучение органов дыхания рыбы”.

  1. Запишите в тетради вид и название рыбы.
  2. Рассмотрите строение жабр у рыбы. Для этого отделите одну жабру, положите ее в блюдце с водой. Изучите, пользуясь рисунком на с. 70 учебника, особенности дыхания костистой рыбы, акулы.
  3. Ответьте на вопросы:

Почему жаберные лепестки ярко красного цвета?

Как происходит процесс дыхания рыбы?

Какое строение имеют жабры? Зарисуйте в тетради строение жабр костистой рыбы. Чем они защищены? Что такое жаберные щели? Объясните их значение. Объясните понятие “внутренние жабры”

Откройте с. 69, прочитайте 3, 4, 5 абзацы. Пользуясь рисунками (с 70 – 71), ответьте на вопрос: Как вы понимаете, что такое легочное и кожное дыхание?

Обсудите результаты работы.

Оцените выполнение лабораторной работы по 5 – бальной системе.

 

 

Работайте самостоятельно. За помощью обращайтесь к учителю.

 

 

 

 

Работайте в тетради.

 

 

Вместе с классом.

Ваша оценка ___.

УЭ – 3. Цель: изучить особенности строения насекомых и позвоночных животных.

Пользуясь учебником (с. 68), изучите и объясните особенности строения органов дыхания насекомых. Ответьте на вопросы:

Где находятся дыхальца у насекомых?

Кто наблюдал и видел, что происходит с брюшком насекомых?

Каково значение дыхальцев и трахей в дыхании?

Обсудите результаты.

Оцените свою работу по 5 – бальной системе.

 

Работайте с учебником.

Устно.

 

 

 

Вместе с классом.

Ваша оценка ____.

УЭ - 4 Цель: определить уровень знаний по пройденной теме.

Выберите правильный ответ:

1. Органы дыхания растений – это:

  • устьице;
  • трахеи;
  • чечевички.

2. Рыбы дышат:

  • наружными жабрами;
  • легкими;
  • внутренними жабрами.

3. Дыхальца насекомых расположены:

  • на голове;
  • на груди;
  • на голове, на груди и брюшке;
  • на брюшке и на груди.

4. Земноводные дышат при помощи:

  • только кожи;
  • легких и кожи;
  • только легких;
  • только жабр.

5. При вдохе объем грудной полости:

  • постоянен;
  • уменьшается:
  • увеличивается.

Проверьте свою работу и сдайте тетради учителю на проверку.

 

 

Работайте индивидуально.

 

УЭ – 5. 1. Прочитайте цель урока.
  • Достигли ли вы цели урока?
  • Какие трудности встретились вам при работе с учебными элементами?

Оцените свою работу на уроке: “отлично, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

Домашнее задание: изучить с. 68 –69.

Прочитайте цель урока.

 

Ваша оценка ___.

Запишите в дневник.