Цели урока:
- Дать понятие “защита информации”, “вирус”.
- Познакомить с типами компьютерных вирусов.
- Рассмотреть признаки проявления вирусов.
- Познакомиться с эволюцией антивирусных программ.
- Изучить типы антивирусных программ, методы защиты информации.
- Научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Symantec Antivirus.
- Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
- Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-методическое обеспечение: ПК, проектор, учебник Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с., раздаточный материал, электронная лекция, тренажер тестов.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.
II. Основной этап
1. Актуализация опорных знаний
Слово учителя. С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Объем циркулирующей в обществе информации примерно удваивается каждые пять лет. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве. Произошедшие за этот период изменения можно охарактеризовать следующим образом:
- Объем обрабатываемой информации возросли за последние полвека на несколько порядков;
- Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать;
- Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности;
- Обрабатываемые данные стали чрезвычайно многообразными, а не исключительно текстовыми;
- Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.
В последние годы в отечественной и зарубежной печати большое внимание уделяется вопросам защиты информации, накапливаемой, хранимой, обрабатываемой как в отдельных ЭВМ, так и построенных на их основе вычислительных системах.
Вопросы:
- Как вы считаете, что такое “защита информации”?
(Ожидаемый вариант ответа: Защита информации – создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных от сбоев оборудования и программного обеспечения, от случайной или преднамеренной потери или искажения, от несанкционированного доступа.)
- В чем вы видите содержание проблемы защиты информации?
(Ожидаемый вариант ответа: Содержание проблемы защиты информации специалистами интерпретируются следующим образом. По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается ее уязвимость.)
(Для подготовки ответов учащиеся используют рекомендованную учебную и справочную литературу. (см. Список литературы)
Задание учащимся:
Заполнить таблицу, используя предложенные вопросы:
- Какие виды защиты вы знаете?
- Какие методы защиты от сбоев оборудования и программного обеспечения вы можете назвать?
- Какие методы защиты от случайной потери или искажения вы можете назвать?
Таблица
Вид защиты | Методы защиты |
От сбоев оборудования и программного обеспечения | Систематическое архивирование
информации Резервное копирование файлов |
От случайной потери или искажения | Автоматический запрос на подтверждение
выполнения команд, изменяющих содержимое файла Установка специальных атрибутов файла (архивный, только чтение и пр.) Отмена последнего действия Разграничение доступа пользователей к ресурсам файловой системы |
От преднамеренной потери или искажения | Профилактические меры Антивирусные программы |
От несанкционированного доступа | Шифрование и введение паролей “Электронные замки” Административные и правоохранительные меры |
2. Формулировка темы и целей урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации. Вы как будущие работники, должны знать, что: обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации. По данным статистики, наиболее успешными методами реализации угроз безопасности информации в автоматизированных системах являются вирусные атаки. На их долю приходится 57% инцидентов с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и попавших в статистические обзоры.
Тема урока: Антивирусные программы.
Сегодня на уроке будет изучено:
- Что такое компьютерные вирусы.
- Признаки проявления вирусов.
- Типы компьютерных вирусов.
- Программы борьбы с компьютерными вирусами.
- Методы защиты от компьютерных вирусов
- Эволюция антивирусных программ.
Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать учебные цели занятия.
3. Этап изучения нового материала
1) Выступление учащегося. Доклад “Компьютерные вирусы”.
Задание учащимся:
- Внимательно прослушав доклад, сформулируйте, что такое вирус.
2) Основные признаки проявления вирусов.
Вопрос:
- С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?
Учащиеся получают раздаточный материал и составляют по нему конспект:
Основные признаки появления вирусов:
- Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;
- Медленная работа компьютера;
- Невозможность загрузки операционной системы;
- Исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;
- Изменение даты и времени модификации файлов;
- Изменение размеров файлов;
- Неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;
- Существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;
- Вывод на экран непредусмотренных звуковых сигналов;
- Частые зависания и сбои в работе компьютера.
Типы компьютерных вирусов.
Задание учащимся. Составить опорный конспект в тетрадь, используя учебник Н.Д. Угринович “Информатика и информационные технологии”, с. 67-69.
Типы антивирусных программ.
Учащиеся работают с электронной лекцией. (Приложение 1)
Выступление учащихся. Доклады “Эволюция антивирусных программ”.
4. Этап закрепления знаний
1) Практическая работа.
Учащиеся работают на ПК.
Тема: Работа с антивирусной программой
Цель: научится выполнять проверку на наличие вирусов, используя программу Symantec Antivirus
Ход работы
- Открыть программу Symantec Antivirus
- Пуск / Все программы / Symantec Client Security / Symantec Antivirus
- Компьютер / Локальный диск С / Documents and Settings / Учетная запись / Local Setting
- Выделить
- Проверить
Творческое задание: составить опорный сигнал по теме.
Учащиеся работают в группах. (Приложение 2)
5. Этап контроля знаний
Выполнение теста на ПК.
III. Заключительный этап
1. Рефлексия.
Вопросы учащимся:
- Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
- Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?
2. Домашнее задание по выбору учащихся:
- Используя изученный на уроке материал, подготовить комплекс вопросов для викторины по теме “Антивирусные программы”.
- Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, подготовить небольшой доклад о современных антивирусных программах, используемых в сети Интернет.
- Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.
Литература:
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
- Бернет С., Пейн С. Криптография – М.:БИНОМ, 2002
- Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации – М.: Академия, 2006
- Лесничная И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. – М.: Эксмо, 2006
- Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах – М.: Академия, 2005
- Чирилло Д. Защита от хакеров – СПб.: Питер, 2002