Использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У учителя появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.
Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству является использование компьютерных программ как средств создания схем для бисероплетения, вышивания и вязания.
В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для бисероплетения, вышивания и вязания. Примерами таких программ являются Biserhelp, BeadWork, Beads Wicker, Easy Bead, The Bead Cellar Pattern Designer, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch [1].
Данный материал посвящен использованию графических редакторов Biserhelp и Beadwork при создании узоров для бисероплетения, вышивания и вязания.
Графический редактор Biserhelp
Графический редактор Biserhelp (Бисеропомощник) является одним из наиболее доступных и удобных средств создания схем сложных узоров для бисероплетения, вязания и вышивания. Он позволяет автоматически создавать матрицы для схем в техниках “ткачество”, “мозаика”, “крестик”, “кирпичный стежок”, а также задавать любое другое расположение бисеринок (для схем всевозможных ажурных техник и параллельного плетения), самостоятельно или из готовых изображений формата BMP.
Дистрибутив Biserhelp
доступен для бесплатного скачивания и последующего использования по адресу: http://beads.font.ru/. Размер файла 387 КБ. Программа не требует инсталляции, запускается с любого электронного носителя.
Познакомимся с работой приложения. При запуске графического редактора Biserhelp открывается диалоговое окно, где представлена контактная информация и помощь – краткое руководство по работе с программой (рис.1). Программа русифицирована, что существенно облегчает работу с ней.
Рис. 1. Диалоговое окно редактора Biserhelp, открывающееся при запуске программы
На рис. 2. представлено окно редактора Biserhelp. Интерфейс программы прост и доступен для освоения её даже младшими школьниками.
Справа располагается панель инструментов, все кнопки которой снабжены всплывающими подсказками.
Рис. 2. Окно редактора Biserhelp
Для создания сетки-матрицы в соответствующих полях необходимо задать количество рядов и бисерин в ряду, а также выбрать способ их расположения. По умолчанию сетка создается для ткачества, т.е. один ряд располагается точно под другим (этот вариант используется также и для схем вышивания крестиком, вязания). Создавая матрицу для схем в техниках “мозаика”, “крестик”, “кирпичный стежок” (расположение бисерин в шахматном порядке), следует установить соответствующий флажок “крестом”.
В графическом редакторе Biserhelp существует возможность задавать и изменять цвет канвы, бисерин и фона. Если перед созданием сетки установить левый цвет кисти, то все бисерины будут окрашены в этот цвет. Для отображения цвета бисера необходимо установить флажок “закрасить”. Бисерины можно также окрашивать по отдельности с помощью левой и правой кисти. В соответствующих полях выводятся номер текущей бисерины и её координаты, которые можно изменять. При редактировании схемы существует возможность добавлять, удалять и перемещать бисерины, а также редактировать их свойства. Сохранение результатов на любом этапе работы над схемой в формате *.btf, позволяет в дальнейшем редактировать схему [2].
Создание схемы из готового изображения
Предварительно подготовить нужное изображение, оптимизировать его с помощью любого графического редактора (например, Adobe Photoshop) и преобразовать изображение в bmp -формат.
Для создания схемы из готового изображения сначала следует создать сетку нужного размера, для этого в соответствующих полях необходимо задать количество рядов и бисерин в ряду (например, 55х63) (рис. 3), а также выбрать способ их расположения. Затем загрузить нужное изображение, для этого на панели инструментов нажать кнопку Открыть bmp, при этом вызывается диалоговое окно Открытие файла (рис. 4).
Рис. 3. Сетка, созданная в окне документа графического редактора Biserhelp
С помощью стандартных способов перемещения по файловой структуре Windows найти папку с документами, дважды щелкнуть на имени нужного файла, установить флажок “показать”, снять флажок “закрасить”. В окно документа загружается необходимое изображение, поверх которого располагается сетка (рис. 5) Размер изображения можно оптимизировать путём изменения размера окна редактора или предварительной корректировкой в любом графическом редакторе, например, Adobe Photoshop.
Рис. 4. Диалоговое окно Открытие файла
Нажать кнопку “подбор цвета”, снять флажок “показать”. В окне документа фотография отобразилась в виде схемы (рис.6).
Если результат не устраивает, то можно отредактировать схему с помощью инструментов графического редактора Biserhelp.
Команда Сохранить bmp позволяет сохранить текущую схему в файл с расширением *.btf (доступен для дальнейшего редактирования) или *.bmp (окончательный вариант для распечатки). Полученную схему распечатайте.
Рис. 5. Изображение, загруженное в окно документа графического редактора Biserhelp
Рис. 6. Полученная схема в окне документа графического редактора Biserhelp
Графический редактор Beadwork
Beadwork – конструктор схем браслетов для бисероплетения. С его помощью можно легко создавать схемы браслетов с узорами различной степени сложности в техниках “мозаика”, “крестик”, “кирпичный стежок”, а также во всевозможных ажурных техниках.
Программа создана средствами Macromedia Flash, представляет собой swf-файл (Приложение 1).
Рис. 7. Окно редактора Beadwork
Запускается Beadwork с помощью приложения Macromedia Flash Player.
Познакомимся с работой приложения. Интерфейс программы прост и доступен (рис.7).
Рабочее поле Beadwork представляет собой сетку-матрицу, узлы которой (местоположение бисерин) обозначены точками и размещены в шахматном порядке. Размер матрицы – 5х10 узлов. Ниже располагается палитра в виде бисерин 7 цветов в следующей последовательности: серый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый.
В правом нижнем углу окна редактора находится кнопка Reset (Обновить), нажатие которой позволяет очистить рабочее поле. Окно Beadwork содержит комментарии по работе с программой на английском языке.
Рис. 8. Создание схемы браслета в редакторе Beadwork
Для создания схемы браслета следует навести курсор мыши на бисерину необходимого цвета в палитре, прижать левую кнопку мыши, подвести курсор мыши (бисерину) к определённому (нужному) узлу матрицы рабочего поля и отпустить левую кнопку мыши. Конструирование схемы осуществляется путём повторения подобных операций (рис. 8).
Рис. 9. Схемы браслета, созданная в редакторе Beadwork
Завершив работу над схемой браслета, следует создать скриншот, обрезать в любом графическом редакторе (например, Adobe Photoshop) и сохранить схему в виде графического файла в одном из форматов (*.gif, *.jpg, *.bmp) (рис. 9), который в последствии можно распечатать.
Методические рекомендации по конструированию схем на занятиях
С 2004 – 2005 учебного года на занятиях творческого объединения “Культура быта” Центра дополнительного образования детей “Созвездие” г. Воронежа при изучении разделов “Художественная обработка ткани” и “Бисероплетение” учащиеся знакомятся с работой графических редакторов Biserhelp и Beadwork, конструируя схемы для бисероплетения и вышивания крестом.
На первых этапах работы с программами можно использовать задания на “конструирование по образцу”. Задача ребёнка – как можно точнее изобразить схему изделия представленного педагогом. Данный вид деятельности весьма продуктивен при условии педагогически правильной её организации. Он формирует умение учащихся целенаправленно рассматривать и анализировать образцы (выделять основные детали, сравнивать, находить сходство и различие) [3]. В процессе создания схем отдельных деталей образца дети осваивают приёмы работы в графических редакторах Biserhelp и Beadwork, запоминают последовательность операций.
Вот один из примеров такого задания: “С помощью графического редактора Biserhelp создать схемы основных деталей представленного цветка”.
После успешного выполнения упражнений на “конструирование по образцу”, воспитанники постепенно могут перейти к выполнению заданий на “конструирование по заданным условиям”. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся. Образец в данном случае отсутствует. Вместо этого ребёнку предлагается набор условий, которым должна соответствовать схема изделия.
Наиболее творческой разновидностью конструирования по условиям является проектирование изделий. В данном случае учащиеся разрабатывают схему изделия полностью самостоятельно, а сами условия задаются областью функционирования вещи. Ниже приведены примеры заданий на “конструирование по заданным условиям”.
1. Разработать схему браслета с собственным именем в монохроматической цветовой гамме: а) для техники “кирпичный стежок”; б) для техники “ткачество”.
2. Создать схему своего портрета (техника по выбору учащихся).
3. Разработать схему фрагмента гайтана с орнаментом Воронежской губернии.
4. Разработать схему орнамента для пасхального яйца (техника по выбору учащихся).
Конструирование посредством программ Biserhelp и Beadwork позволяет автоматизировать процесс получения схем, а также способствует, с одной стороны, формированию устойчивого интереса детей к изучаемому предмету, с другой – прочному усвоению знаний [2].
Список литературы
- Стебунова С.Ф. Использование графического редактора BeadsWicker как средства создания узоров для бисероплетения и вышивания на примере выполнения схемы “Портрет друга”// Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. – М.: “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2006.
- Стебунова С.Ф. Использование графического редактора Biserhelp на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. // Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции (10 – 11 ноября 2006г.) Воронеж, 2006 – с. 263 – 266.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М.: “Академия”, 1999. – 192с.