Учебно-полевые сборы старшеклассников по теме "Я бы в армию пошел, пусть меня научат"

Разделы: Внеклассная работа


Формирование патриотического сознания граждан России – главнейшая государственная задача. Исторический опыт убедительно доказывает, что моральный фактор, любовь и уважение к Отечеству играют огромную роль при защите Родины, создании экономического базиса и авторитета государства в мире.

Приоритетным направлением государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 гг.” является военно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодёжи. Главный акцент делается на работу ОУ, как интегрирующих центров совместной воспитательной деятельности школы, семьи, общественных организаций.

Одной из важнейших задач в области воспитания подрастающего поколения есть формирование у молодёжи уважительного отношения к армии, осознание своей конституционной обязанности, достойно выполнить свой долг по защите Отечества и быть способным применить свои духовные и физические качества. Важно и то, чтобы и сама армия вызывала уважение к себе. Военно-патриотическое воспитание юных граждан Р.Ф. есть действительно важное требование нашего времени, назревшая потребность духовной жизни нашего общества.

Методический материал по организации проведению учебно-полевых сборов направлен на работу с учащимися допризывного возраста – 15 – 16 летними юношами и девушками. Данный материал поможет педагогам, работникам военкомата продуктивно организовать сборы допризывников как в ОУ, так и на базе районных военкоматов, загородных лагерей.

Цель методического материала:

Учебно-полевые сборы на базе ОУ – это создание оптимальных условий для физической и моральной подготовки учащихся 10 – 11 классов, допризывного возраста, по выполнению своего долга перед Родиной, учитывая физиологические, психические и интеллектуальные возможности будущих защитников Отечества.

Задачи:

1. Изучение современного опыта военно-патриотического воспитания в ОУ;

2. Формирование банка данных о состоянии здоровья старшеклассников школы, об их уровне физической подготовки, о степени воспитанности и обученности;

3.Создание системы военно-патриотического воспитания в школе и межведомственного взаимодействия ОУ с различными организациями;

4. Развитие умений и навыков у учащихся-допризывников, необходимых будущему защитнику Отечества;

5. Формирование у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине;

6. Ориентировать на профессии, связанные с армией и флотом;

7. Проведение учебно-полевых сборов и других мероприятий, которые создают приближенные условия к армейской жизни;

8. Определение разрывов между представлениями об армии и реальной жизнью армии, тем самым, определяем причины не желания выполнять свой конституционный долг перед Отечеством.

Принципы организации работы по военно-патриотическому воспитанию:

  1. Комплексность;
  2. Системность;
  3. Целостность;
  4. Преемственность;
  5. Индивидуальность;
  6. Коллегиальность.

Разнообразные формы работы по военно-патриотическому воспитанию юных граждан:

  • Уроки мужества;
  • Традиционные вечера, посвященные знаменательным датам;
  • Экспедиции по историческим и памятным местам;
  • Смотр строя и песни;
  • Военно-спортивные игры “Зарница”, “Квазар”;
  • Соревнования допризывной молодежи по общефизической подготовке и полевой стрельбе;
  • Военно-полевые и учебно-полевые сборы допризывников и др.

Этапы деятельности Штаба по подготовке и проведению сборов:

  • Изучение опыта проведения учебно-полевых сборов;
  • Исследование нормативно-правовой базы данных сборов;
  • Создание нормативно-правовой базы в ОУ: приказы, положение, расписание занятий;
  • Разработка системы отслеживания результатов как коллективных, так и индивидуальных;
  • Открытие учебно-полевых сборов по особому плану;
  • Проведение пятидневных учебно-полевых сборов в ОУ;
  • Организация выезда в Тоцкую дивизию по особому графику и плану;
  • Ежедневное подведение итогов сборов;
  • Закрытие учебно-полевых сборов по отдельному плану;
  • Результаты сборов. Рефлексия;
  • Обобщение опыта.

Критерии эффективности учебно-полевых сборов:

  1. Количественное участие старшеклассников в сборах;
  2. Дисциплинированность участников сборов;
  3. Соблюдение режима дня допризывниками;
  4. Чёткое выполнение требований руководителей, командиров взводов;
  5. Развитость чувства коллективизма и взаимоподдержки;
  6. Успешность (индивидуальная и коллективная) на теоретических и тактических занятиях;
  7. Выполнение нормативных показателей;
  8. Самоанализ допризывника и его самооценка, мониторинг.

Открытие учебно-полевых сборов

План

  1. Построение по взводам на плацу (школьная площадка).
  2. Общая команда: “Равнение на середину”.
  3. Сдача рапортов взводными о готовности к проведению учебно-полевых сборов.
  4. Рапорт руководителя сборов представителю райвоенкомата.
  5. Право поднятия Государственного Флага предоставляется лучшим спортсменам 10 классов.
  6. Звучит Гимн Р.Ф. Учебно-полевые сборы считать открытыми.
  7. У Государственного Флага звучат слова клятвы допризывника. Зачитывание приказа.
  8. Вручение каждому допризывнику Памятки и Зачетного листа.
  9. Преподаватель ОБЖ знакомит с режимом дня.
  10. Смотр строя и песни.
  11. Солдатский привал. Выступление Агитбригады “Аты-баты” учащихся 9 -11 кл.
  12. Дискуссия “Современная армия. Какой она должна быть?” Анкета допризывника.

Информационный щит “Вестник допризывной подготовки”.

Рубрики:

  1. Режим дня.
  2. Расписание занятий.
  3. Наряды.
  4. Итоги дня.
  5. Рейтинг допризывников.

Ежедневное подведение итогов сборов.

ПАМЯТКА
будущего защитника Отечества

Дорогой друг!

Ты стал взрослым, на руках паспорт, а это значит, твои гражданские права и обязанности вступают в силу в полной мере.

Уже сегодня, ты в ответе не только за себя, но и за тех, кто рядом с тобой.

Твоя Родина - могучая и священная Россия. Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, дышит её воздухом и проникается её красотой. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была и будет почётной на Руси.

Начиная с незапамятных времён, российский солдат и матрос служат не ради славы своей, а в интересах государства Российского. “Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества, - обращался Пётр Великий к солдатам на кануне Полтавской битвы. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…” Что может быть лучше этих слов, только дела на благо Родины.

Из поколения в поколение передаётся кодекс нравственности российской армии и флота. И такие его ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, стали непререкаемыми и священными понятиями для защитников России. Помни об этом!

Изучая героическое прошлое Родины, черпай в нём силу для новых свершений, равняйся на подвиги отцов, дедов. Они в своё время сделали всё, что могли, для защиты и процветания России. А теперь приближается твой черёд выполнить свой долг перед Отечеством – стать в ряды её защитников.

Для Отечества сделано не достаточно, если не сделано всё! История раскладывает святой долг перед Родиной на плечи всех поколений, а это значит и на тебя.

Будь достоин называться россиянином!!!

КЛЯТВА юноши-допризывника

Я, (Ф.И.О.)

Принимая участие в учебно-полевых сборах, обещаю быть дисциплинированным во всех делах, аккуратным в своих словах, поступках.

Буду стремиться повысить свой уровень физической и тактической подготовки.

Клянусь чтить память о днях солдатской славы России и знать лучшие традиции российской армии и флота.

Клянусь служить Отечеству верно, честно, достойно!

(клятву произносит каждый допризывник, положа руку на сердце).

АНКЕТА ДОПРИЗЫВНИКА

1. Служба в армии - это:

а) период становления мужчины;
б) конституционная обязанность;
в) гражданский долг перед Отечеством и семьей;

2. Сегодня, изменилось отношение к армии?

а) нет, юноши не хотят служить в армии;
б) изменилось, есть желание выполнить свой долг, но пока в армии беспорядки, можно подождать;
в) служить Отечеству я рад, но прислуживать кому-либо не хочется;
г) готов служить в армии и есть желание быть военным.

3. Можно ли назвать патриотами страны, того кто не выполнил свою конституционную обязанность – не служил в армии РФ:

а) да, потому что
б) нет, потому что
в) может быть, так как

4. В каких родах войск РА Вы бы хотели служить?

5. Армия по контракту – армия будущего?

а) да;
б) нет;
в) может быть.

6. Альтернативна служба в армии – это временное решение проблем РА:

а) да;
б) нет;
в) может быть.

7. Готов ли ты морально и физически к службе в современной армии?

Обработка анкетных данных дает возможность определить диапазон работы по военно-патриотическому воспитанию. Данные опроса помогают определить тематику индивидуальных бесед и коллективных дискуссий. Результаты анкетирования выявляют негативы и позитивы воспитания юношей как будущих защитников Отечества, а также систематизировать работу по преодолению причин нежелания служить в РА.

К работе с допризывниками подключить по необходимости психолога и социального педагога школы. Эту анкету можно проводить как входящей, так и итоговой.

3 день сборов.

Выезд в Тоцкую дивизию

(по особому плану)

План

  1. Общее построение на плацу.
  2. Смотр строя и песни допризывников и солдат срочной службы.
    “Парад солдатской дружбы”.
  3. Солдатский обед.
  4. Экскурсия по воинской части 21167.
  5. Выезд на танковый полигон. Наблюдение за танковыми манёврами.
  6. Стрельбы.
  7. Построение. Подведение итогов дня.
  8. Солдатский ужин.
  9. Солдатский круг. Отъезд.

5 день сборов.

Закрытие учебно-полевых сборов

(по особому плану)

  1. Выезд в поле.
    Соревнования “Лучший допризывник. Лучший взвод”
  2. Полоса препятствий.
  3. Ориентирование на местности.
  4. Форсирование реки.
  5. Штурм горы.
  6. Сборка и разборка автомата АКС (время).
  7. Экипировка АЗК (время).
  8. Развёртывание военно-полевого лагеря.
  9. Лучшая полевая кухня.
  10. Смотр-парад взводов.
  11. Сдача рапортов дня, сборов.
  12. Подведение итогов сборов. Награждение победителей.

Выпуск боевого листка “Равнение на них!”

Итоги учебно-полевых сборов.

Победитель в тактической подготовке – взвод, взводный – .

Победитель по общим показателям в делах и мероприятиях учебно-полевых сборах – взвод, взводный -.

Победитель в личных зачётах - .

Отмечены за особые достижения - .

Результаты пятидневных учебно-полевых сборов

Уровень физической и тактической подготовленности участников учебно-полевых сборов. 29 мая – 2 июня 2006 г.

МОУ “Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3”

  1. высокий уровень – 32%.
  2. выше среднего уровня – 32%.
  3. средний уровень – 8%.
  4. ниже среднего уровня – 8%.

Вывод: Уровень физической и тактической подготовки допризывников МОУ “НСОШ №3” после участия в учебно-полевых сборах достаточно высокий – 72%.

Участие в районных и областных мероприятиях юношей допризывного возраста МОУ “НСОШ №3”

  1. Районная военно-патриотическая игра “Зарница” - 1 место
  2. Районная спартакиада допризывников – 1 место
  3. Военно-спортивное мероприятие “А ну-ка парни” - 2 место
  4. Областной тур военно-спортивной игры “Зарница” - 4 место

Список использованной и рекомендованной литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002с.: ил.-(Внимание дети)
  2. Александровская В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Под ред. В.Н. Савина. Мн., “Нар. света” , 1995
  3. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.- 303с.
  4. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 208 с.
  5. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990. – 152с.
  6. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. /Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н.Иванова, В.В. Марущенко.
  7. Мизиковский Г.В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей.- М.: Просвешение, 1990. – 79с.: ил. – (*Б-ка руководителя нач.воен. подгот.).
  8. Проблемы военно-патриотического воспитания и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавателя курса “ОБЖ” в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 2. Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”// Ответственный редактор Курнешова Л.Е. – М,: Центр “Школьная книга”, 2002, 224 с.