Конспект урока по технологии в 5-м классе на тему "Подарок ветерану"

Разделы: Технология


Цель урока: Приготовить подарок для ветерана войны – сшить кисет.

Задачи:

  • Формирование личностно-эмоционального отношения учащихся к теме Великой Отечественной войны.
  • Закрепление умений и навыков по обработке швейных изделий.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Воспитание уважения к подвигу русского солдата.

Оборудование:

Швейная машина, утюг, гладильная доска, карандаш, линейка, ткань, аппликация, нитки, ножницы.

Наглядность:

иллюстрация картины художника Юрия Непринцева “На привале”, отрывок из поэмы Твардовского “Василий Теркин”, кадры художественного фильма “А зори здесь тихие”, технологические карты, опорная схема на доске, критерии оценки.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, устное и письменное инструктирование, наглядные – демонстрация наглядных пособий, самостоятельное наблюдение учащихся, практический – самостоятельная работа.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит песня в исполнении К. Шульженко “Давай закурим”.

Вводное слово учителя:

- Вы слышите песню о Великой Отечественной войне. 9 мая мы будем праздновать 62-летие победы нашей страны в Великой Отечественной войне. И урок сегодня будет необычный – он посвящен этой знаменательной дате.

Это была тяжелая, жестокая война. Почти все мужчины ушли на фронт и воевали на передовой, а их жены, дети, старики работали для фронта в тылу.

Своим родным на фронт женщины собирали посылочки: вязали теплые носки, рукавицы, вышивали своими руками кисет, как знак любви и заботы о тех, кто воюет на передовой, защищает нашу страну и всех нас от фашистов.

Кисет – это специальный мешочек для табака (показать кисет). А солдаты, в редкие минуты отдыха, доставал вышитый кисет, сворачивал самокрутку, закуривал, и вспоминал о дома, о любимой женщине, о родных, которые его ждут с войны. (Показать иллюстрацию картины Ю.Непринцева “На привале”).

Это был самый дорогой подарок, его хранили, берегли, носили у сердца.

Сейчас я покажу вам кадры из фильма “А зори здесь тихие” и вы поймете, что значил памятный кисет для бойца на фронте.

(Показать кадры из фильма “А зори здесь тихие”).

О том, что значил для бойца кисет в годы войны, мне помогут рассказать ученика 10 класса. Они прочитают отрывок из поэмы Твардовского “Василий Теркин”.

Два бойца сидят на привале и разговаривают:

Учитель:

Потерял боец кисет,
Заискался, — нет и нет.

Говорит боец:

Боец:

— Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну, ладно.
Нет, так на тебе — кисет!

Запропастился куда-то,
Хвать-похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот — кисет.

Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет...
Потерял края родные,
Все на свете и кисет.

Посмотрел с тоской вокруг:
— Без кисета, как без рук.

— Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
Вот судьба, товарищ Теркин.

Василий Теркин:

— Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет — предмет военный,
На-ко мой, не подойдет?

Принимай, я — добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне еще пять штук подарят
В наступающем году,

Тот берет кисет потертый,
Как дитя, обновке рад...

И тогда Василий Теркин,
Словно вспомнил:
— Слушай, брат,

Потерять семью не стыдно —
Не твоя была вина.
Потерять башку — обидно,
Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.

Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?.. Больше! То-то, брат!

Сколько жить еще на свете, —
Год, иль два, иль тащи лет, —
Мы с тобой за все в ответе.
То-то, врат! А ты — кисет...

Учитель:

И в вашей семье наверняка кто-нибудь воевал во времена Великой Отечественной войне. Вы что-нибудь знаете об этом?

Ученицы коротко рассказывают о родных, которые воевали в войну.

II. Постановка цели урока:

Сегодня на уроке вы должны сделать подарок для ветерана - самостоятельно, используя технологические карты, сшить такой кисет. Кисет должен быть красивым, прочным, аккуратно выполненным.

III. Вводный инструктаж.

С помощью опорной схемы на доске разобрать последовательность выполнения кисета. (Приложение 1)

Чтобы табак не просыпался, кисет должен быть прочным.

  • Что нужно сделать для того, чтобы сшить прочный кисет?
  • Для чего нужна ленточка-тесемка?
  • С чего начнете работу?
  • Какие операции еще будете выполнять?

Перед каждой из вас, на столе лежит все необходимые инструменты и материалы, чтобы сшить кисет. Кроме этого, перед вами технологическая карта, в которой поэтапно расписала технология изготовления кисета. Внимательно прочитайте ее, прежде чем начать работать. Если у вас останется время, можете украсить его. Вышить кисет вы, конечно, не успеете, но украсить аппликацией вы сможете.

Не забывайте соблюдать правила безопасной работы при работе на швейной машине, при работе с ножницами и утюгом.

Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно, работая с технологической картой, шьют кисет.

Самоанализ выполненной работы.

Учитывая критерии оценивания, которые размещены на доске, девочки самостоятельно оценивают свои работы.