Цель урока: Приготовить подарок для ветерана войны – сшить кисет.
Задачи:
- Формирование личностно-эмоционального отношения учащихся к теме Великой Отечественной войны.
- Закрепление умений и навыков по обработке швейных изделий.
- Расширение кругозора учащихся.
- Воспитание уважения к подвигу русского солдата.
Оборудование:
Швейная машина, утюг, гладильная доска, карандаш, линейка, ткань, аппликация, нитки, ножницы.
Наглядность:
иллюстрация картины художника Юрия Непринцева “На привале”, отрывок из поэмы Твардовского “Василий Теркин”, кадры художественного фильма “А зори здесь тихие”, технологические карты, опорная схема на доске, критерии оценки.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, устное и письменное инструктирование, наглядные – демонстрация наглядных пособий, самостоятельное наблюдение учащихся, практический – самостоятельная работа.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит песня в исполнении К. Шульженко “Давай закурим”.
Вводное слово учителя:
- Вы слышите песню о Великой Отечественной войне. 9 мая мы будем праздновать 62-летие победы нашей страны в Великой Отечественной войне. И урок сегодня будет необычный – он посвящен этой знаменательной дате.
Это была тяжелая, жестокая война. Почти все мужчины ушли на фронт и воевали на передовой, а их жены, дети, старики работали для фронта в тылу.
Своим родным на фронт женщины собирали посылочки: вязали теплые носки, рукавицы, вышивали своими руками кисет, как знак любви и заботы о тех, кто воюет на передовой, защищает нашу страну и всех нас от фашистов.
Кисет – это специальный мешочек для табака (показать кисет). А солдаты, в редкие минуты отдыха, доставал вышитый кисет, сворачивал самокрутку, закуривал, и вспоминал о дома, о любимой женщине, о родных, которые его ждут с войны. (Показать иллюстрацию картины Ю.Непринцева “На привале”).
Это был самый дорогой подарок, его хранили, берегли, носили у сердца.
Сейчас я покажу вам кадры из фильма “А зори здесь тихие” и вы поймете, что значил памятный кисет для бойца на фронте.
(Показать кадры из фильма “А зори здесь тихие”).
О том, что значил для бойца кисет в годы войны, мне помогут рассказать ученика 10 класса. Они прочитают отрывок из поэмы Твардовского “Василий Теркин”.
Два бойца сидят на привале и разговаривают:
Учитель:
Потерял боец кисет,
Заискался, — нет и нет.
Говорит боец:
Боец:
— Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну, ладно.
Нет, так на тебе — кисет!Запропастился куда-то,
Хвать-похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот — кисет.Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет...
Потерял края родные,
Все на свете и кисет.Посмотрел с тоской вокруг:
— Без кисета, как без рук.— Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
Вот судьба, товарищ Теркин.
Василий Теркин:
— Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет — предмет военный,
На-ко мой, не подойдет?Принимай, я — добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне еще пять штук подарят
В наступающем году,Тот берет кисет потертый,
Как дитя, обновке рад...И тогда Василий Теркин,
Словно вспомнил:
— Слушай, брат,Потерять семью не стыдно —
Не твоя была вина.
Потерять башку — обидно,
Только что ж, на то война.Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?.. Больше! То-то, брат!Сколько жить еще на свете, —
Год, иль два, иль тащи лет, —
Мы с тобой за все в ответе.
То-то, врат! А ты — кисет...
Учитель:
И в вашей семье наверняка кто-нибудь воевал во времена Великой Отечественной войне. Вы что-нибудь знаете об этом?
Ученицы коротко рассказывают о родных, которые воевали в войну.
II. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке вы должны сделать подарок для ветерана - самостоятельно, используя технологические карты, сшить такой кисет. Кисет должен быть красивым, прочным, аккуратно выполненным.
III. Вводный инструктаж.
С помощью опорной схемы на доске разобрать последовательность выполнения кисета. (Приложение 1)
Чтобы табак не просыпался, кисет должен быть прочным.
- Что нужно сделать для того, чтобы сшить прочный кисет?
- Для чего нужна ленточка-тесемка?
- С чего начнете работу?
- Какие операции еще будете выполнять?
Перед каждой из вас, на столе лежит все необходимые инструменты и материалы, чтобы сшить кисет. Кроме этого, перед вами технологическая карта, в которой поэтапно расписала технология изготовления кисета. Внимательно прочитайте ее, прежде чем начать работать. Если у вас останется время, можете украсить его. Вышить кисет вы, конечно, не успеете, но украсить аппликацией вы сможете.
Не забывайте соблюдать правила безопасной работы при работе на швейной машине, при работе с ножницами и утюгом.
Практическая работа.
Учащиеся самостоятельно, работая с технологической картой, шьют кисет.
Самоанализ выполненной работы.
Учитывая критерии оценивания, которые размещены на доске, девочки самостоятельно оценивают свои работы.