Методическая разработка занятия для детей 11–13 лет на тему "Декоративные водоемы"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

В данной методической разработке предлагается комплексное занятие для учащихся 11-13 лет, на котором дети узнают, в какой части сада лучше расположить водоем, о стилях, материалах и подсветке для водоема. Закрепление знаний проводится в виде кроссворда и практической работы.

Цель: сформировать знания учащихся о водоемах.

Задачи:

  • Дать сведения о стилях водоемов, материалах и оформлении водоемов.
  • Воспитать эстетический вкус.
  • Развить креативное мышление и внимательность.

Оборудование для педагога: презентация “Водная площадь”(Приложение 2), макеты водоемов.

Оборудование для учащихся: альбомы, тетради, ручки, карандаши, ластики, цветные карандаши, эскизы сада.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, подготовка к уроку, настрой ребят на работу на уроке, сообщение темы и цели урока.

Введение в тему.

Вода обладает удивительной притягательной силой. Людей, когда они попадают в сад или парк, водопады, фонтаны и водоемы привлекают гораздо больше, чем клумбы или бордюры. Доподлинно известно, что в первых европейских парках вода была единственным элементом украшения.

Водоемы создают свой особый микроклимат, так необходимый для отдыха на природе. Вода действует успокаивающе и дарит прохладу.

Водоемы создаются ради определенных декоративных эффектов. В водоемах с неподвижной водой это, несомненно, отражение разнообразных объектов на водной глади, в водном зеркале. Для этого необходимо выполнить ряд условий:

  • водоем должен располагаться в месте с достаточной естественной освещенностью;
  • покрытие дна водоема должно иметь темный цвет – черный или коричневый;
  • берегу должны располагаться объекты, отражение которых в водном зеркале водоема можно наблюдать с одной из видовых точек сада.

Основная часть.

Размещение водоема.

Для размещения водоема лучше выбрать открытый участок, освещенный солнцем и защищенный от сильных ветров. Не рекомендуется располагать водоем под кронами деревьев, так как они дают тень, препятствующую росту и цветению водных растений, а опавшая листва засоряет водоем и плохо действует на его обитателей. К тому же корни деревьев могут повредить его дно.

Строительство водоема.

Лучшим временем для сооружения водоема принято считать позднюю весну или лето, когда уже установилась сухая погода и низок уровень грунтовых вод. Прежде чем начать строительство водоема, необходимо тщательно продумать его размеры и форму. В природе вода занимает самые низкие точки рельефа. Такое расположение водоема выглядит наиболее естественно. Для размещения прибрежных растений, у которых почки зимой должны находиться под водой, по всей или части окружности пруда на глубине 22-30 см следует устроить террасу шириной 25-30 см.

Специалисты рекомендуют высаживать растения для водоемов в горшки, а не в грунт, на дно водоема. Горшки облегчают посадку растений, чистку и уход за больными растениями, а также упрощают ремонт водоема. Вместе с тем применение горшков сокращает расход удобрения и обеспечивает его поступление непосредственно к растениям.

Вода, так же как и грунт, в которой посажены растения, является средой их обитания, и к ее качеству следует относиться очень серьезно. В водопроводной воде содержатся хлор, иногда фтор, другие неожиданные загрязнители, поэтому воде дают отстояться в течение 5 суток.

Вода здорового водоема не абсолютно чистая. Мельчайшие живые организмы обеспечивают питание для растений и рыб. Легкий зеленоватый оттенок ее свидетельствует о хорошем состоянии водоема.

Садовые водоемы могут быть различных размеров – от обширных прудов и озер на просторных владениях до крошечных водоемов. По форме это могут быть пруды правильной геометрической формы и каналы с облицованными камнем берегами в регулярных садах или заросшие, как бывает в природе, пруды или ручьи в садах, куда намеренно привлекают мелких диких животных.

Надо иметь в виду: чем больше объем пруда, тем прозрачнее и чище он будет. Чтобы водоем не промерзал, его глубина должна быть около 1,5 м.

Чтобы водоем во время осадков не выходил из берегов, нужна переливная труба, которую устанавливают на 9 самом высоком уровне воды. Труба может быть из металла, пластмассы, чугуна с минимальным диаметром 50 мм. Через переливную трубу лишняя вода стекает в водосточную канаву или в местную канализацию.

Есть ли у кого-нибудь из вас на участке ручей, природный пруд или часть речки? (вопрос учащимся).

Если на вашем участке есть ручей, природный пруд или часть речки – вам здорово повезло: все проблемы с устройством решены, остается только почистить и приукрасить то, что уже есть, добавив некоторые растения, сделав мостики или архитектурные комбинации.

Физкультминутка

Материалы для водоема.

Для гидроизоляции дна и стенок водоема необходимо применять специальные материалы, иначе вода может просто уйти в землю. Среди таких материалов: полимерная пленка, готовая пластмассовая форма, бетон, асфальтовое покрытие, утрамбованная глина и др.

Самым простым материалом для водонепроницаемого дна является полиэтиленовая пленка, сложенная в несколько слоев. Такая пленка прозрачная, она не тянется и не отличается долговечностью, ее хватает всего на два года. Немного долговечнее черный полиэтилен, но и он скоро приходит в негодность. В связи с этим, полиэтиленовые пленки применяются при сооружении временных водоемов и для выращивания водных растений.

Более прочная и долговечная пленка из поливинилхлорида (ПВХ). Она растягивается и легко принимает любую форму, что позволяет избежать складок. В ней хорошо заклеиваются порезы и проколы. Срок годности из ПВХ – 10-15 лет.

Самым прочным гидроизолирующим покрытием для дна и стенок водоема является бутиловая резина - каучук. Она отличается гибкостью, морозостойкостью, отражающей способностью и большой долговечностью. Резина может принимать любую форму и хорошо поддается ремонту. Срок ее службы – до 50 лет. Единственный недостаток – высокая цена.

Стенки и дно водоема можно забетонировать, но дело это весьма трудоемкое.

Небольшой пруд можно сделать, используя готовую форму. В последнее время в продаже появилось много таких форм для водоемов, изготовленных из пластика или стекловолокна. Их долговечность зависит от материала, из которого они сделаны. Соответственно от него же зависит и их стоимость. Готовые формы из обычной пластмассы плохо переносят солнечный свет и легко растрескиваются при изгибе, поэтому они самые недолговечные и дешевые. Формы из усиленного пластика не боятся солнца, отличаются большой прочностью и пластичностью. Срок их службы доходит до 20 лет. Самые надежные и дорогие готовые формы выполняются из стекловолокна на резиновой основе. Формы для водоемов бывают разных конфигураций, размеров и цветов. Некоторые из них имеют несколько выступов для разноуровневой посадки водных растений.

Готовые формы выпускаются не только для создания водоемов, но и для оборудования ручьев. Такая форма имеет несколько уровней, на которые высаживаются водные растения.

Подсветка.

Водоем, ручей, фонтан и водопад можно подсветить при помощи декоративной подсветки. Она бывает как подводная, так и надводная.

Подводные светильники представляют собой специально сконструированные водонепроницаемые лампы. Такая подсветка создает эффект внутреннего свечения воды и придает объемность находящимся в ней предметам.

Подсветка в воде возможна при использовании плавающих матовых шаров, работающих от батареек. При небольшом ветре они приходят в движение.

В последние годы все шире становится ассортимент садовых светильников на солнечных батареях, работающих от солнечной энергии. Стоят они умеренно. Для них не нужна электропроводка. Их используют, чтобы обозначить край водоема или осветить тропинку вдоль воды, без чего не обойтись, если в саду часто устраиваются праздники и пикники.

Закрепление материала.

(Приложение 1)

Практическая работа.

Учащиеся продумывают, на каком участке своего сада они расположили бы водоем, изображают его на своих эскизах садов. В альбоме каждый учащийся зарисовывает свой водоем, выбрав его форму, размер. Затем дети записывают, каким материалом будет покрыто его дно, будет ли у водоема подсветка.

Подведение итогов занятия

  • Цель урока достигнута. Мы теперь знаем особенности устройства декоративных водоемов.
  • Анализ выполненных работ, объяснение допущенных ошибок, демонстрация лучших образцов.

Перспективы.

Данный урок можно использовать учителям дополнительного образования в СОШ, а также садоводам-любителям. Благодаря выполненным эскизам учащиеся с помощью родителей могут воплотить свои идеи в жизнь, т.е. устроить на своем участке декоративный водоем.

Литература.

  1. Кочарян К.С. Чудо-сад своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – с.85-95, 275-276.
  2. Современный дизайн участка/ Сост. Витвицкая М.Э. – М.: ООО ИКТЦ “ЛАДА”, “ИД “РИПОЛ классик”, 2005. – с.111-144.