Цели:
- совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развитие умения разбивать слова по составу;
- развитие орфографической зоркости.
Оборудование:
Учебник по русскому языку для 3-го класса (1–4), автор Т.Г.Рамзаева, карточки с загадками, иллюстрация с изображением состава поезда, названиями станций, иллюстрация “Незнайки”, клоуна, жетоны (выдаются за каждый правильный ответ), иллюстрации старичка с выделенными морфемами, (корень, приставка, суффикс, окончание), аудио запись песни: “Голубой вагон”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Садитесь ребята.
(Создание доброжелательной обстановки на уроке).
Составьте, пожалуйста, “Азбуку хороших слов”, вспомните добрые, хорошие слова на букву “Т”.
(Терпеливый, трудолюбивый, таинственный, талантливый, торжественный, требовательный).
Молодцы!
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у вас не обычный урок. Я предлагаю вам: “Путешествие в мир слов”.
В путешествие отправимся на поезде, побываем на разных интересных станциях, где нам будут предложены задания. Ребята, о каких словах мы с вами говорили на прошлых уроках?
- (Об однокоренных) А как их ещё можно назвать?
- (Родственными.) А почему их так называют?
- (У них один корень.) Очень хорошо! (Отвечающие получают жетоны).
3. Разминка.
Внимание! Наш скорый поезд: “Трудолюбивые” (Рисунок 1) отправляется с первой платформы, прошу всех путешествующих занять свои места.
Расстояние между станциями очень маленькое и я вас приветствую на станции: “Игровая”. Жители этой станции предлагают игру: “Кто это?”.
Ребята, запишите в тетради, пожалуйста, число, классная работа и прослушав вопрос постарайтесь правильно на него ответить, записав ответ в тетрадь.
- Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак.)
- Кто на зимней зорьке встал, плугом поле распахал? (Тракторист.)
- Кто хлопочет с поварежкой варит вкусный суп с картошкой? (Повар.)
- Кто пасет овец и коз, там где луг травой зарос? (Пастух.)
– Какие слова вы записали?
- Рыбак, рыба, рыбный – корень рыб;
- Тракторист, трактор, тракторный – корень – трактор;
- Повар, варить, варенье – корень вар;
- Пастух, пасет, пастбище – корень – пас.
Как их можно назвать?
- (Родственные)
Почему вы так думаете?
- (У них одинаковый корень.)
– Как вы думаете, какие два условия нужно знать, чтобы слова были родственными?
- Одинаковый корень.
- Близкие по смыслу.
Правильно, (отвечающие получают жетоны).
- Обобщение изученного.
Путешествуем дальше и следующая остановка: “Незнайка”(Рисунок 2)
Нам предлагают жители этой станции помочь “Незнайке” (появляется на доске иллюстрация Незнайки), найти лишнее слово, (слова на доске) Вода, (водитель), водичка. Гора, горный, (горе). Лето, (летать), летний, по-летнему. Какое будет лишнее? Почему?
Верно, смысл другой. Так вот ребята, не всегда слова будут одинаковыми с одинаковым корнем. Молодцы! (За правильные ответы дети получают жетоны).
Физкультминутка.
Движемся дальше и следующая станция: “Физкультминутка”.
Я буду давать команды, но выполнять их надо только, тогда, когда я скажу волшебное слово “Пожалуйста”.
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте.
- Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
- Тихонько сядьте.
- Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо!
Игра: Соревнование.
А вот ребята, и остановка: “Приставочная”(Рисунок 3)
Жители предлагают нам, как можно больше написать слов с приставками за 1 минуту. Ребята зачитывают слова с приставками, победители получают жетоны. Какую роль играют приставки? (Придают словам разные оттенки.) Что такое приставка? Ответы (обращаю внимание на иллюстрацию старичка с выделенной приставкой).
Морфемный разбор.
Наш поезд мчится очень быстро и следующая остановка: “Суффиксальная”. Жители этой остановки предлагают:
От заданных слов: осень, клен, красный, ваза, при помощи суффиксов образовать новые слова (у каждого ученика на парте карточка).
- Осень – осенний
- Клен – кленовый
- Красный – красненький
- Ваза – вазочка
Что общего и чем различаются приставки и суффиксы?
(Стоят перед, после и образуют новые слова), (получают жетоны).
Самостоятельная работа.
Объехав пол – света, повидав многого мы пребываем на станцию: “Окончание”. И предлагают нам восстановить деформированный текст, выделить окончание в словах – моря, проходят.
Окончание можно и нужно изменять. Посмотрите на доске записаны слова, прочитайте их. Вам нужно составить предложения и выделить окончание. Ребята, а кто слышал об этом лагере?
Верно. В этот лагерь едут лечиться, туда отправляют детей, кто хорошо учится. Артек, раскинулся, лагерь, на, берег, Черного моря. Там, отдыхают, из, дети, страна, разных, в, Артек, игры, спор.
Читают предложения выделяют окончание, тивные, проходят. Какие части входят в состав слова? (Окончание, корень, приставка, суффикс) Какую роль играет в слове окончание? (Служит для связи слов в предложении) (Получают жетоны)
Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Посмотрите на пословицу:
- “Гостях, дома”.
Как вы понимаете смысл пословицы?
- “В гостях хорошо, а дома лучше”.
Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?
(Чтобы определить, как правильно написать слова.)
Вот и мы сегодня посмотрели, что мы хорошо усвоили, а над чем еще нужно поработать.
Нарисуйте клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после нашего путешествия.
Ребята, кто получил жетоны, поднимите руки, а кто же больше всех жетонов получил?
Награждение, выставление оценок.
А сейчас вас поезд повезет на перемену. Попрощайтесь с машинистом, гостями.
До свидания.
(Под песню: “Голубой вагон” и выходят на перемену).