Цели урока:
- Повторение и закрепление знаний учащихся по теме “Деление”.
- Развитие внимания, логического мышления, математической речи, самостоятельности, познавательной активности, навыков сотрудничества.
- Привитие интереса уч-ся к изучению математики.
Оборудование: таблица “Действие над обыкновенными дробями”, карта – путешествия по стране “Деление” (см. приложение 2), рисунки Ивана-аревича, Елены Прекрасной (см. приложение 1) и т.д., т.е. доска с элементами из сказок, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать такими словами
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
/ Ф. Сеф. /
- Ребята, а как вы понимаете эти слова?
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
- А тема урока “Деление” (цель). Урок-путешествие.
- А сейчас, каждый из вас должен закрасить ту смешную рожицу, которая соответствует настроению в начале урока (а затем в конце урока).
2. Включение мыслительной деятельности (ВМД).
- А теперь, давайте начнем наше необычное путешествие по стране “Деление обыкновенных дробей” вместе с Иваном-царевичем и выясним, как мы умеем выполнять действие деление над обыкновенными дробями. Итак...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-Царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться, но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную. Унес её в далекую сказочную страну “Деление”. Иван-царевич решил выручить Елену Прекрасную, но для этого
ему понадобилось умное, сообразительное войско, которое помогло бы в неизвестной для него стране “Деление”. В качестве войска он выбрал вас, но сначала решил испытать.
Послушайте, какую историю Иван-царевич рассказал о том, как он ходил на рыбалку.
Встал он пораньше, в 4 км утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него не малое, З градуса. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому он шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как Иван-Царевич поймал первую рыбу. Большущую — длиной 50 минут и весом Зкм/час. Отличная у него получилась уха.
Ребята, если Иван-царевич был не прав, поправьте его. Я ещё раз расскажу историю, а вы меня исправляйте.
Учитель:
- Ну, думаю, что войско наше готово к путешествию.
Первое препятствие:
Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там огромные камни закрыли дорогу на мост. На камнях написаны три уравнения. Если их правильно решить, то получим три магических числа. Произнесут их войны — камень повернется и освободит дорогу.
(К доске вызываются войны, по одному от каждого ряда, которые решают уравнения. Остальные работают самостоятельно. После того, как ответ получен, учитель просит прочитать число).
а) у = 1, | б) m + m = , | в) : х = , |
у = 1: , | 1m = , | x = : ? |
y = * , | m = : 1, | x = * , |
y = , | m = : , | x = , |
y = , | m = * , | x = , |
y = , | m = , | x = . |
y = 1. | m = , | |
Ответ: . | ||
Ответ: 1 | m = . | |
Ответ: . |
Учитель.
Первую преграду войско одолело камень - повернулся. Дальше дорога привела нас к волшебной стене страны “Деление”. От стены дорога привела в лабиринт. Надо найти выход из этого лабиринта.
Второе препятствие.
Для того чтобы найти выход из лабиринта, надо решить примеры. Результат первого начало другого. Но сначала давайте вспомним правило.
Ответ: 8.
Учитель: Выход из лабиринта указал дорогу в глубину страны “Деление” Оказались они перед дремучим лесом, но прежде чем в него войти решило войско отдохнуть, размяться немножко.
Физкультминутка.
- Я буду называть некоторые утверждения. Если оно верное “ДА”, то делайте наклоны вперед, руки на поясе. Если “НЕТ”, делайте повороты туловищем руки за голову.
- - правильная дробь (да)
- - несократимая дробь (нет)
- 3 - смешанное число (да)
- на 0 делить нельзя (да)
- - неправильная дробь (нет)
- - смешанное число (нет)
- 2х 1=2 (да)
- - правильная дробь (нет)
Учитель: Отдохнуло войско. Пошел Иван-царевич в глубь дремучего леса к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем. Сказала, что войны должны решить задачу и выбрать ларец, в котором заключена его смерть.
Третье препятствие.
Задача. В магазин привезли 3 т яблок, а груш в 1 раза меньше. Сколько тонн яблок и груш привезли всего в магазин?
1 ларец 2 ларец 3 ларец
Учитель: И раскрыл Иван нужный ларец. Вынул из него стрелу с Кощеевой смертью, переломил её. Покончено с Кощеем Бессмертным — освободилась Елена Прекрасная. Но Елена решила, что это проделки Кощея, а не настоя-щее освобождение и решила она испытать воинов, задала им такое задание.
Четвертое испытание.
- Для того, чтобы доказать, что мы действительно войско Ивана-царевича, мы должны найти ошибки, которые допустила Елена Прекрасная.
- : =*====1;
- : ===;
- 4 : 1=* ===;
- : =*===;
- : 6 =*==;
- 5: 2=: =*===.
Первый вариант решает: 1; 2; 3. Второй вариант решает: 4; 5; 6.
Выполнить взаимопроверку.
Учитель.
Думаю, что поверила Елена. В тот же день сыграли свадьбу. Хорошо справилось войско с препятствием страны “Деление”. Знают войны премудрости этой страны, не боятся никаких заданий, есть у них знания.
(подводятся итоги работы. Оценки)
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию по сказочной стране. Спасибо воинам за то, что помогли Ивану-царевичу в незнакомой для него стране “Деление”.
Д\з п. 17, правило, № 635 (г), 638.
И, наконец, закрасьте ту смешную рожицу, которая соответствует настроению в конце урока.
Приложение 1.
Иван-царевич и Елена Прекрасная.
Приложение 2.
Карта – путешествия по стране “Деление”.