ЦЕЛЬ:
- Повторить части речи, их главные отличительные признаки( вопрос, обозначение, изменение, роль в предложении).Глагол и его изменение по временам.
- Развитие умения различать и употреблять различные временные формы глагола.
- Воспитание самостоятельности, творческого мышления.
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
С хорошим настроением легче учится. Пожелаем друг другу удачи. Предайте свое хорошее настроение гостям.
Откройте тетради, запишите число.
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ.
Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголах. Снова отправимся в страну Глаголию, чтобы познакомиться с изменением глаголов по временам.
Но что это?
Все небо в тучах. Как же их разогнать?
Обычные – ветер прогоняет, а эти могут разогнать только наши знания.
Первая тучка “Повтори”.
Что же нужно повторить?
а) А что вы знаете о глаголе?
ТЕСТ
Проверьте свою работу. Оцените.
ПОВТОРЕНИЕ.
- Какие части речи вам известны?
Как отличить одну часть речи от другой?
Проверим, умеете ли вы этими знаниями пользоваться.
Однажды кот подкрался к попугаю (существительное):
“Сейчас тебе я, братец, попугаю (глагол)”.
- Прочитайте.
- Какие слова звучат одинаково?
- Одинаковые это части речи?
Докажите.
- Определите вид глагола.
Работа по группам.
Это все вместе. Теперь каждому нужно доказать, что он знает части речи.
Возьмите конверт №1
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
На лесную поляну утром прилетели тетерева.
Оценили себя.
- Укажите время глагола в этом предложении?
- Как вы это определили?
- Измените предложение, поставив глагол в будущее время.
( На лесную поляну утром будут прилетать тетерева.)
В настоящее время.
(Утром на лесную поляну прилетают тетерева.)
Как можно узнать время глагола?
ТАБЛИЦА
Настоящее время Что делает? (несов. вид) |
Прошедшее время Что делала? Что сделала? |
Будущее время Что будет делать? Что сделает? |
- Назовите вопросы настоящего времени?
- Прошедшего?
- Будущего?
Грамматическая сказка.
Жила - была мама Глаголиха со своими детьми – десятью глагольчиками. Они были веселые и шустрые, очень любили погулять с мамой по двору. Во время прогулок мама рассказывала им много интересного. Шло время, глагольчики выросли, и мама вывела их на первую рабочую прогулку.
Дети, и я, и весь наш народ занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем существительное или местоимение и вместе служим. А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов “Узнай свое время”. Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого …………..
Как вы думаете, ребята, о чем хотела сказать глаголиха своим детям?
Приготовьте карточки. Поиграем. Вы будете определять время глагола.
Лежу, пришел, появились,
Вьюжит, потрескивают,
Не успел, зацветет,
Буду радовать, торопятся.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. КОНВЕРТ №2
Составьте предложение по картине – (3 связных)
- 1 ряд – в настоящее время
- 2 ряд – в будущее время
- 3 ряд – в прошедшее время.
Назвать глагол. Каким членом предложения он является? Указать время.
Прошедшее время -
То, что прошло:
“Вчера мы писали”
“Солнце ушло”.
Настоящее время
Приходит теперь:
“Мы пишем имя”.
“Бегает зверь”.
Будущее время
Еще не пришло:
“После уроков
Пойдем мы в кино”.
Назовите глаголы настоящего времени? Прошедшего? Будущего?
Закрепление.
Проверьте себя, как вы поняли тему.
Конверт №2 и № 3.
Выполнить и оценить.
ИТОГ.
- О чем говорили на уроке?
- Что изучали?
- Сколько времен у глагола?
- Какие?
- На какие вопросы отвечают?
- Как определить время глагола?
Вот вам от солнышка домашнее задание на выбор.
Упражнение № 405
Можете взять у меня учебно-игровую карточку.
Составить свое задание по временам глагола с проверкой.
Примечание: в конверт №1,№2,№3 учитель может вложить свои задания по данной теме. Вопросы теста составляются с учётом возможности класса.
1 МАРТА.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ.
Журчит Сверкает Тает Ждут Появятся |
Вода Снег Деревья Листочки |
Еще м_лчат к_локола,
А уж в_сток заря румянит;
Ночь беск_нечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Ф. Тютчев.