Урок по химии для учащихся 8-го класса на тему "Секретное расследование"

Разделы: Химия


Тип урока: урок – закрепления и повторения, урок - игра

Цель урока: закрепить знания и умения учащихся по изученной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить знания материала темы.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности;
  • Способствовать развитию навыков работы с учебной литературой.

Воспитательные

  • Формировать у учащихся чувство научного прогнозирования.

План урока:

  1. Организационный момент – 5 мин
  2. Обзор домашних работ – 2 мин
  3. Содержание игры – 30 мин
  4. I тур: растворимость солей
  5. II тур: способы выражения концентрации растворов
  6. III тур: смешивание растворов, отгадывание кроссворда
  7. IV тур: познавательный блок информации
  8. Итоги урока:
  9. Выводы, оценки – 5 мин
Деятельность учителя

Организационный момент.

Растворы в нашей жизни играют первостепенную роль: стираем, моем мы растворами. Поливаем грядки – растворами, растворы потребляем в пищу, не говоря о том, что в нашем организме содержится множество растворов, например, кровь – основа нашей жизни. Значение растворов велико, поэтому не случайно мы, вот уже несколько уроков посвящаем теме: “Растворы”. Сегодня мы снова будем решать задачи, но проведем урок в виде секретного расследования.

- учащиеся распределяются по уровню подготовки на 5 групп - домашнее задание – 3 мин

Сегодня мы с вами – централизованная разведывательная сеть. Центральное химическое разведывательное управление находится в кабинете химии, сюда будет поступать вся секретная информация от вас.

Вы – секретные агенты, работающие в разных странах на наше химическое управление. Вы получаете спецзадание на основе вашей оперативной информации – делаете выводы и докладываете в центральное химическое разведывательное управление.

Наша связь налажена через интернет (конверты), по видеотелефону. Возможно, я буду вызывать вас в центр на личный доклад. Расчет будем производить безналичный – за ценную информацию агентство получает 3 химона. Командировка в центр оплачивается максимум 5 химонами, если информация будет действительно ценна.

Если вы не справляетесь с зданием – то можете купить в центральном банке идей подсказку за 1-2 химона.

Внимание! Поступающая в ваше агентство информация строго конфиденциальна, и вы можете ее рассекретить только по указанию центра.

Обзор домашних работ.

А теперь проверим, все ли каналы нашей связи работают исправно. Доложите о выполнении домашнего спецзадания. (провести секретное расследование и установить концентрацию соли в супе, который вы едите)

Для тех кто не выполнил повторно – назначается личный штраф – 5 химонов.

Кратко расскажите ход ваших действий.

Содержание игры.

I тур: Решение задач на растворимость солей

Итак, связь проверена, и я поставляю вам информацию:

12 ноября 2002 года в 7 часов 05 минут 04 секунды по московскому времени, на некое предприятие “Y” поступил черный ящик. Что в нем – неизвестно, но к нему прилагаются инструкции на 5 языках: немецком, английском. французском, японском и итальянском. Поэтому мы обратились к вашим разведывательным агентствам в Бонне (Германия), Вашингтоне (США), Париже (Франция), Токио (Япония) и Риме (Италия).

  • изготовлены соответствующие таблички -

1-е спецзадание: необходимо открыть черный ящик, т. е. Разгадать шифр-код его замка. Можно рассекретить информацию и выполнять устно, используя графики растворимости.

 

 

Токио: выясните растворимость нитрата бария при 55оС.

Рим: Выясните при какой температуре растворимость нитрата калия равна 70 г на 100г воды.

Париж: Какая соль при температуре 15оС имеет растворимость 15 г на 100 г воды?

Бонн: Какая соль при температуре 75оС имеет растворимость 60 г на 100 г воды?

Вашингтон: Какая соль, и при какой температуре имеет растворимость 143 г на 100 г воды?

  • отрываются листки, закрывающие шифр замка после правильного ответа группы

II тур: Решение разноуровневых задач на способы выражения концентрации растворов

Шифр разгадан, ящик открыт. О! Еще коробочка и инструкции к ней.

В персональные компьютеры агентств загружается информация.

Центр дает 2-е спецзадание.

На этикетке написано “Вещество “Х”, значит, мы имеем дело с химическим соединением. Пока мы не определим формулу вещества, мы не сможем разгадать, для чего оно поступило на предприятие “Y”, и что там производят.

Время рассекретить информацию.

 

Выясните, сколько элементов входит в состав этого вещества:

  • каждый сотрудник агентств Токио и Рим решает задачу в тетради. Все задачи разные, но ответ у всех одинаков

Например: Рассчитайте массу вещества, растворенного в 50 г 4%-ного раствора калиевой селитры.

Выясните, какие элементы входят в состав этого вещества:

  • каждый сотрудник агентств Париж и Бонн решает задачу в тетради. Все задачи разные, но ответ у сотрудников агентства одинаков -

Например: Определите концентрацию гемоглобина в крови, если известно, что в 100 мл крови содержится 17,89 г гемоглобина. Плотность крови = 1,050 г\мл.

Уксусная эссенция – 80%-ный раствор уксусной кислоты СН3СООН. Сколько грамм уксусной кислоты необходимо растворить, чтобы получить 35 г уксусной эссенции?

Выясните, какова валентность элементов:

  • каждый сотрудник агентства Вашингтон решает задачу в тетради. Все задачи разные, для их решения потребуется освоить “молярность растворов”, ответы разные -

Например: Рассчитайте сколько моль ортофосфорной кислоты необходимо взять, чтобы приготовить 2 литра 0,5 М раствора.

По мере поступления информация отображается на доске. Та группа, которая первой составит формулу вещества и правильно его назовет, получает 3 химона.

III тур: Решение задач на смешивание растворов, отгадывание кроссворда

Вещество определено, но и это еще не все. В инструкции сказано, что это не просто вещество, а система. В котором Вещество “Х” всего лишь компонент.

Что это за система?

Как называются его компоненты?

 

Спецзадание агентствам: Париж, Бонн, Вашингтон узнать какую концентрацию имеет раствор, находящийся в коробочке?

  • решают задачу. Один ученик решает ее у доски

Слили 500 г помидорного рассола с массовой долей соли в нем 1%, с 250 г огуречного рассола с концентрацией соли в нем3%. Чему равна массовая доля соли в новом рассоле?

Спецзадание агентствам: Токио, Рим узнать какой цвет имеет раствор, находящийся в коробочке?

  • решают кроссворд с ключевым словом

Итак, вещество “Х” разгадано Это 1,7%ный раствор хлорида никеля.

Для чего его применяют?

 

IV тур: познавательный блок информации

Дело в том, что хлорид никеля взаимодействует с веществом диметилглиоксидом, образуя при этом устойчивое соединение красного цвета. Л.А. Чугаев еще в 1905 году предложил практически использовать эту реакцию в аналитической химии для определения солей никеля, а в современном парфюмерном производстве соли никеля используют для получения устойчивой красной краски, входящей в состав губной помады.

Итак, для чего используют растворы солей никеля?

Как выдумаете – как называется производство “Y”, что оно производит?

Итоги урока:

Оценки.

Секретное расследование завершилось. Каждый из вас хорошо потрудился. Все ваши задачи я проверю и выставлю индивидуальную оценку.

Итоги работы агентств таковы…

Домашнее задание.

Подготовиться к предстоящему зачету.

На зачете будут как теоретические вопросы, так и расчетные задачи.

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики озвучивают результаты работы (результаты у всех должны быть разными!)

Ученики отвечают.

 

 

 

 

Внимательно слушают.

 

 


Получают конверты с заданиями.

Раскрывают конверты, выполняют задания.


18

43

СН (Сульфат натрия)

СМ (Сульфат магния)

НК73 (Нитрат калия)

 

 

 

 

Получают конверты с заданиями.

Раскрывают конверты, выполняют задания.

Один из сотрудников приглашается к доске.


2
(в состав вещества входит 2 элемента)

 

Один из сотрудников приглашается к доске.

Ni (28 – порядковый номер никеля)

 

 

Сl (17 – порядковый номер хлора)

I и II (валентность никеля II, валентность хлора I)

 

Хлорид никеля NiCl2

 

 

 

 


Раствор

Растворитель и растворимое вещество

Решает по “правилу креста”

1,7%

 

 


зеленый

 

Растворы солей никеля используют для получения устойчивой красной краски

 

 

 

 

 

Производство “Y” называется “Парфюмерная фабрика”, она производит губную помаду.

 


Выставляют групповые оценки в дневник.

 

 

Записывают задание в дневник.