Тип урока: урок – закрепления и повторения, урок - игра
Цель урока: закрепить знания и умения учащихся по изученной теме.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания материала темы.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности;
- Способствовать развитию навыков работы с учебной литературой.
Воспитательные
- Формировать у учащихся чувство научного прогнозирования.
План урока:
- Организационный момент – 5 мин
- Обзор домашних работ – 2 мин
- Содержание игры – 30 мин
- I тур: растворимость солей
- II тур: способы выражения концентрации растворов
- III тур: смешивание растворов, отгадывание кроссворда
- IV тур: познавательный блок информации
- Итоги урока:
- Выводы, оценки – 5 мин
Деятельность учителя Организационный момент. Растворы в нашей жизни играют первостепенную роль: стираем, моем мы растворами. Поливаем грядки – растворами, растворы потребляем в пищу, не говоря о том, что в нашем организме содержится множество растворов, например, кровь – основа нашей жизни. Значение растворов велико, поэтому не случайно мы, вот уже несколько уроков посвящаем теме: “Растворы”. Сегодня мы снова будем решать задачи, но проведем урок в виде секретного расследования. - учащиеся распределяются по уровню подготовки на 5 групп - домашнее задание – 3 мин Сегодня мы с вами – централизованная разведывательная сеть. Центральное химическое разведывательное управление находится в кабинете химии, сюда будет поступать вся секретная информация от вас. Вы – секретные агенты, работающие в разных странах на наше химическое управление. Вы получаете спецзадание на основе вашей оперативной информации – делаете выводы и докладываете в центральное химическое разведывательное управление. Наша связь налажена через интернет (конверты), по видеотелефону. Возможно, я буду вызывать вас в центр на личный доклад. Расчет будем производить безналичный – за ценную информацию агентство получает 3 химона. Командировка в центр оплачивается максимум 5 химонами, если информация будет действительно ценна. Если вы не справляетесь с зданием – то можете купить в центральном банке идей подсказку за 1-2 химона. Внимание! Поступающая в ваше агентство информация строго конфиденциальна, и вы можете ее рассекретить только по указанию центра. Обзор домашних работ. А теперь проверим, все ли каналы нашей связи работают исправно. Доложите о выполнении домашнего спецзадания. (провести секретное расследование и установить концентрацию соли в супе, который вы едите) Для тех кто не выполнил повторно – назначается личный штраф – 5 химонов. Кратко расскажите ход ваших действий. Содержание игры. I тур: Решение задач на растворимость солей Итак, связь проверена, и я поставляю вам информацию: 12 ноября 2002 года в 7 часов 05 минут 04 секунды по московскому времени, на некое предприятие “Y” поступил черный ящик. Что в нем – неизвестно, но к нему прилагаются инструкции на 5 языках: немецком, английском. французском, японском и итальянском. Поэтому мы обратились к вашим разведывательным агентствам в Бонне (Германия), Вашингтоне (США), Париже (Франция), Токио (Япония) и Риме (Италия).
1-е спецзадание: необходимо открыть черный ящик, т. е. Разгадать шифр-код его замка. Можно рассекретить информацию и выполнять устно, используя графики растворимости.
Токио: выясните растворимость нитрата бария при 55оС. Рим: Выясните при какой температуре растворимость нитрата калия равна 70 г на 100г воды. Париж: Какая соль при температуре 15оС имеет растворимость 15 г на 100 г воды? Бонн: Какая соль при температуре 75оС имеет растворимость 60 г на 100 г воды? Вашингтон: Какая соль, и при какой температуре имеет растворимость 143 г на 100 г воды?
II тур: Решение разноуровневых задач на способы выражения концентрации растворов Шифр разгадан, ящик открыт. О! Еще коробочка и инструкции к ней. В персональные компьютеры агентств загружается информация. Центр дает 2-е спецзадание. На этикетке написано “Вещество “Х”, значит, мы имеем дело с химическим соединением. Пока мы не определим формулу вещества, мы не сможем разгадать, для чего оно поступило на предприятие “Y”, и что там производят. Время рассекретить информацию.
Выясните, сколько элементов входит в состав этого вещества:
Например: Рассчитайте массу вещества, растворенного в 50 г 4%-ного раствора калиевой селитры. Выясните, какие элементы входят в
состав этого вещества: Например: Определите концентрацию гемоглобина в крови, если известно, что в 100 мл крови содержится 17,89 г гемоглобина. Плотность крови = 1,050 г\мл. Уксусная эссенция – 80%-ный раствор уксусной кислоты СН3СООН. Сколько грамм уксусной кислоты необходимо растворить, чтобы получить 35 г уксусной эссенции? Выясните, какова валентность элементов: Например: Рассчитайте сколько моль ортофосфорной кислоты необходимо взять, чтобы приготовить 2 литра 0,5 М раствора. По мере поступления информация отображается на доске. Та группа, которая первой составит формулу вещества и правильно его назовет, получает 3 химона. III тур: Решение задач на смешивание растворов, отгадывание кроссворда Вещество определено, но и это еще не все. В инструкции сказано, что это не просто вещество, а система. В котором Вещество “Х” всего лишь компонент. Что это за система? Как называются его компоненты?
Спецзадание агентствам: Париж, Бонн, Вашингтон узнать какую концентрацию имеет раствор, находящийся в коробочке?
Слили 500 г помидорного рассола с массовой долей соли в нем 1%, с 250 г огуречного рассола с концентрацией соли в нем3%. Чему равна массовая доля соли в новом рассоле? Спецзадание агентствам: Токио, Рим узнать какой цвет имеет раствор, находящийся в коробочке?
Итак, вещество “Х” разгадано Это 1,7%ный раствор хлорида никеля. Для чего его применяют?
IV тур: познавательный блок информации Дело в том, что хлорид никеля взаимодействует с веществом диметилглиоксидом, образуя при этом устойчивое соединение красного цвета. Л.А. Чугаев еще в 1905 году предложил практически использовать эту реакцию в аналитической химии для определения солей никеля, а в современном парфюмерном производстве соли никеля используют для получения устойчивой красной краски, входящей в состав губной помады. Итак, для чего используют растворы солей никеля? Как выдумаете – как называется производство “Y”, что оно производит? Итоги урока: Оценки. Секретное расследование завершилось. Каждый из вас хорошо потрудился. Все ваши задачи я проверю и выставлю индивидуальную оценку. Итоги работы агентств таковы… Домашнее задание. Подготовиться к предстоящему зачету. На зачете будут как теоретические вопросы, так и расчетные задачи. |
Деятельность ученика
Ученики озвучивают результаты работы (результаты у всех должны быть разными!) Ученики отвечают.
Внимательно слушают.
Раскрывают конверты, выполняют задания.
43 СН (Сульфат натрия) СМ (Сульфат магния) НК73 (Нитрат калия)
Получают конверты с заданиями. Раскрывают конверты, выполняют задания. Один из сотрудников приглашается к доске.
Один из сотрудников приглашается к доске. Ni (28 – порядковый номер никеля)
Сl (17 – порядковый номер хлора) I и II (валентность никеля II, валентность хлора I)
Хлорид никеля NiCl2
Растворитель и растворимое вещество Решает по “правилу креста” 1,7%
Растворы солей никеля используют для получения устойчивой красной краски
Производство “Y” называется “Парфюмерная фабрика”, она производит губную помаду.
Записывают задание в дневник. |