Программа создания системы военно-патриотического воспитания

Разделы: Администрирование школы


Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества.

Защищая Родину, человек сталкивается с различными нестандартными ситуациями. Под такими ситуациями понимается стечение объективных и субъективных обстоятельств, вызывающих у человека затруднения в его каждодневной деятельности. Разрешение этих ситуаций предполагает наличие комплекса моральных, нравственных, волевых, физических и профессиональных качеств личности. Нестандартная ситуация в зависимости от способа ее разрешения может как способствовать развитию позитивных качеств личности, так и тормозить их формирование.

Ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в социальных навыках. При этом необходимо его учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Человечество развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта происходит через воспитание и образование. Пространство социальных отношений вместе с установками самого человека остается одним из важных факторов, определяющих выбор им определенного сценария социального поведения, способствующих эффективной и быстрой адаптации или, напротив, дезадаптации в изменяющихся условиях. Процесс социального самосознания, обусловленный внутренними установками самой личности, в значительной степени определяется средой и условиями, в которых живет человек, его взаимоотношениями с окружающими людьми, институтами общества. Чем моложе человек, чем свободнее его сознание от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации, и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации. Чем старше - тем значимее становятся рациональные мотивы таких процессов.

Перед педагогическим коллективом школы стоит задача установить, под воздействием каких же факторов у молодых людей формируется или, напротив, не формируется осознание личной свободы, гражданского равноправия и уверенности в завтрашнем дне, то есть складывается гражданская позиция, и создать условия для формирования гражданских качеств личности воспитанника.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему;

2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам.

В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования), семьи и других организаций.

С древнейших времен воспитанию придавалось первостепенное значение. Чтобы глубже понять сущность современной педагогической науки, необходимо, прежде всего, вспомнить, как формировалась воспитательная система в далекие времена. Всегда на Руси у мальчиков воспитывались мужественность и стойкость перед жизненными трудностями. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Взрослые передавали ребенку постоянно знания, обучали тем или иным действиям, играя с ним в его любимые игры, рассказывая сказки. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Дети не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но и стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали сохранению и продлению жизни людей племени. Постепенно происходили качественные изменения личности, ведущие ребенка от одной жизненной ступени к другой. Он начинал осознавать себя в мире, видеть свои достоинства и недостатки, сам корректировал свою личность в соответствии с собственными запросами.

Это очень важно, поскольку, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, люди оказываются во власти различных фобий. Отчуждение от политической жизни, социальная незащищенность порождают заниженную самооценку, сомнение в собственных возможностях, негативно сказываются на общем поведенческом сценарии людей.

В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались и т. д. Дошкольники и младшие школьники очень любят хвастаться перед сверстниками этими знаниями (“А мой дедушка... А моя бабушка...” и т. п.), подростки пытаются составить “древо фамилии”, или родословную. Следует отметить, что и взрослые проявляют большой интерес к подобным сведениям. И это отрадно.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей каждого учреждения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Как прежде у ребят пользуются успехом массовые военизированные игры типа “Зарницы”.

Родители, педагоги, преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы — своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности.

Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, учреждениях дополнительного образования, по месту жительства и др., учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая отечественная война). На рубеже XX-XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим больше быть “Иванами, не помнящими родства”.

Одним из путей решения задач военно-патриотического воспитания становится широкое использование инструктивно-методических навыков и умений педагогов всех категорий, интеллигенции, воспитанников образовательных учреждений и семьи в организации и проведении мероприятий оборонно-массовой работы.

Программа является ориентиром в формировании общешкольной системы военно-патриотического воспитания, для повышения эффективности системы социального воспитания. Программа призвана решить комплекс вопросов, связанных с социализацией молодежи, с подготовкой обучающихся к жизни, организацией их разумного досуга, здорового образа жизни, а также обогащения всех участников образовательного процесса новой информацией, которая послужит на пользу общего дела, единой цели воспитания детей.

На основании программы разработан план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (Приложение)