Цели:
- дидактическая – изучить органы дыхания, строение и функции органов дыхания;
- психологическая – совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.
- воспитательная – развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Технология деятельностного подхода Рахимова.
Методы – деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.
Оборудование – таблица, учебники, карточки-задания, рабочие карты, тесты.
Впишите в рабочие карты свою фамилию.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Вопрос (В группах)
Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток. А без чего не может прожить даже несколько минут?
Ответ
Человек не моет прожить без воздуха.
Вопрос (В группах)
А как в организм попадает воздух?
Ответ
Через органы дыхания.
Тема урока “Строение и функции органов дыхания”
Тему записываем в тетрадь
Тема “Строение и функции органов дыхания”.
Вопрос (В группах)
А что вы знаете об органах дыхания?
Выслушать ответ групп.
Вопрос
Вы считаете свои знания полными? Нет, знания не полные, и мы будем с вами их восполнять.
Исходя из поставленной темы, попробуйте сформулировать задачу нашего урока.
Работа в группах.
Отчет групп.
Учебная задача: “Изучить строение и функции органов дыхания”.
Вопрос
А что именно будем изучать?
- Cтроение органов дыхания.
- Функции органов дыхания.
А теперь за проделанную работу (вы обсуждали в группах) выставьте оценки за I задание.
Если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим “5”
Если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны – “4”
Если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны – “3”.
Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.
II. Операционально-исполнительный этап.
Предложите свой способ решения данной задачи.
Работа в группах.
Выслушать отчет групп.
Чтобы решить данную задачу мы будем изучать материал в § 24, работать с карточками-заданиями, составлять модель содержания изученной темы в виде таблицы, сделать вывод.
Работать в группе.
Отчитаться о проделанной работе.
ЗАДАНИЕ № 1
а) Что называется дыханием?
б) Назовите этапы дыхания.
в) Функции дыхательной системы
(стр. 118. Учебник Колесова "Биология. Человек", 9 класс).
ЗАДАНИЕ № 2
Функции и строение носовой полости и носоглотки.
(стр. 80-81. Учебник Батуева "Биология. Человек", 9 класс).
ЗАДАНИЕ № 3
Строение и функции гортани.
(стр. 80-81 Учебник Батуева "Биология. Человек", 9 класс).
ЗАДАНИЕ № 4
Строение и функции трахеи и бронхов.
(стр. 81. Учебник Батуева "Биология. Человек", 9 класс).
ЗАДАНИЕ № 5
Строение и функции легких и маленьких бронхов (альвеол).
(стр. 81-82. Учебник Батуева "Биология. Человек", 9 класс).
Работа в группах.
Отчет групп.
Затем идет анализ работы групп. т.е.:
- 1 группа – отвечает
- 2 группа – дополняет
- 3 группа – задает вопросы
- 4 группа – следит за грамотностью речи.
- 5 группа – критики (т.е. высказывают критические замечания и ставят оценки).
Предлагаю заполнить таблицу и сделать вывод по ее содержанию.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и удаляет из организма СО2,других газообразных продуктов и паров воды. (2 оценка задание № 2)
Учащиеся проговаривают ответ друг другу.
Выставляют оценки. Самооценка, а затем оценка других.
- “5” - если друг все ответил, т.е. дан полный ответ;
- “4” - если допущена неточность;
- “3” - если допущена ошибка.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫАНИЯ
Название | Строение | Функции |
Носовые полости | Сложная форма, стенки выстланы слизистой оболочкой и мылореснитчатого эпителия. Выделяет слизь. Много кровеносных сосудов. | Увлажняет вдыхаемый воздух; задерживает пылинки и микроорганизмы (очистка+чихание). Обеззараживает оказавшихся микробов. Нагревает до температуры тела. |
Носоглотка | Слизь. Миндалины – содержат много лимфоцитов и фагоцитов. | Уничтожение почти половины микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе. Проведение воздуха. |
Гортань | Две небольшие полости, сообщающиеся через голосовую щель. Состоит из нескольких хрящей, сверху закрывается надгортанником. Рецепторы. Голосовые связки. | Образование голоса. Проведение голоса в трахею, предохранение дыхательных путей от проникновения туда вредных для организма веществ. |
Трахея Бронхи |
Трубка хрящевых полуколец. Реснитчатый
эпителий. Трубки из хрящевых колец. |
Продолжается насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение. |
Легкие и маленькие бронхи (альвеолы) | Конусообразной формы. Покрыты плотной плеврой. Ткань легких состоит из ветвящихся бронхов (бронхиол) и легочных пузырьков. Густая сеть капилляров. | Поступление кислорода в кровь и выделение из крови СО2 |
Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.
Решена ли задача нашего урока?
Изучили строение и функции. Составили модель содержания урока.
Предлагается ситуация, которая показывает недостаточность знаний учащихся.
Сверяем с правильными ответами. Проверка знаний по предложенному тесту.
- в
- б
- а
Выставляем итоговые оценки за урок (критерии оценок выдать).
Домашнее задание:
I уровень
§ 24, после § 24 устно ответить на вопросы.
II уровень § 24
Cхема 49, 51 стр. 20 (желающие могут у меня взять творческое задание)
III уровень
Рассказывают, что у одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита навылет.
Хотя пуля не задела легкие, вскоре ковбой все же умер от удушья. Объяснить, почему это произошло.