Урок русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

а) Закреплять знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;

б) Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

в) Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Оргмомент.

У. Начинаем урок русского языка.

Эмоциональный настрой. Ребятам предлагается собрать из слов предложение:

нас, все, у, сегодня, получится

У. Прочитайте это предложение с логическим ударением на разных словах.

Сегодня у нас все получится.

Сегодня у нас все получится.

Сегодня у нас все получится.

Сегодня у нас все получится.

У. Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получиться.

2. Словарная работа.

У. Запишите число, классная работа. Вы должны по лексическому значению отгадать слово:

Зимняя обувь, свалянная из шерсти (валенки).

Первый месяц зимы (декабрь).

Сильный холод (мороз).

Высокая обувь охватывающая голень (сапоги).

У. Запишите слова, выделите орфограммы.

У. На какие группы вы могли бы разбить эти слова? (дети предлагают разные варианты: по количеству слогов, по лексическому значению, по числу существительного...).

У. А по каким признакам можно объединить эти слова? (дети предлагают разные варианты).

У. А как я объединила эти слова, вы узнаете прослушав шумовой эффект (звучит шумовой эффект зимнего ветра).

3. Повторение изученного. Формулирование учащимися темы урока.

У. Да, зима пришла, что нам вьюга принесла? (вывешивается задание.)

А) “Найди начало”.

У. Подберите общее начало к этим словам.

_________гири (снегири)

_________жная (снежная)

_________жок (снежок)

_________говик (снеговик)

_________жинка (снежинка)

У. Начало этих слов будет являться корнем?

Д. Нет.

У. Тогда найдите корень и докажите это.

Д. Корень снеж; снег, т.к. в корне происходит чередование согласного.

У. В какой части слова содержится его лексическое значение?

Д. В корне слова.

У. Какое слово будет являться проверочным для всех и почему?

Д. Снежная - так как ударение падает на гласную в корне слова.

У. Еще раз посмотрите на написанные слова, сформулируйте тему сегодняшнего урока, обоснуйте свою мысль.

Д. Т.к. на доске записаны проверочные и проверяемые слова с безударной гласной в корне, значит, тема сегодняшнего урока: “Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне”.

У. Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.

Д. На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописание слов с проверяемой гласной в корне.

Б) Повторение алгоритма

У. Повторим алгоритм проверки безударных гласных.

Д. Чтобы проверить безударный гласный...

В) Работа со словосочетаниями

У.Подберите к слову снежная слова, обозначающие предмет.

Д.Снежная баба

дорожка

горка

королева

буря

вьюга

зима

У. К словосочетанию снежная баба подберите близкое по значению слово.

Д. Снеговик.

У. Мы возможно, его увидим в конце урока если хорошо поработаем.

Г) Задание по выбору.

1. Составьте предложение со словосочетанием снежная баба.

2. Сделайте фонетический разбор слова дорожка.

3. Подберите однокоренные слова к слову горка.

4. Физминутка (комплексная динамическая пауза под музыку).

5. Закрепление изученного.

А) Игровое поле (Проведение игры см. приложение).

У. Мы с вами повторили алгоритм проверки безударных гласных, а сейчас, мы проверим, кто научился отличать проверочные слова от проверяемых.

Игровое поле

Б) Работа в группах.

Учитель выбирает трех ребят, которые набирают себе команду. Детям предлагается придумать название своей команды.

У. Составьте, используя данные части “конструктора” слова, выделите в них корень.

Игровой “конструктор”

Представитель от команды зачитывает получившиеся слова. Подводятся итоги работы групп.

Составленные слова выписываются на доске:

зима

зимнее

перезимовать

зазимовали

озимые

зимушка

зимовка

(Проводится работа над лексическим значением слова озимые, если дети его не составили из “конструктора”, то учитель помогает образовать это слово).

У. Что общего у этих слов?

Д. У них общий корень и общий смысл, значит они однокоренные.

У. Какие слова будут проверочными и почему?

Д. Зимнее, озимые, зимушка, так как ударение падает на гласную “и” в корне слова.

У. Запишите в тетрадь слова, в которых нужно проверять безударную гласную в корне.

Дети выписывают слова: зима, перезимовать, зимовка, зазимовали.

В) Самостоятельная работа.

У. Полученные из игрового “конструктора” слова вы должны вставить в текст и придумать заголовок к данному тексту:

______________________

Наступила лютая .... Не греет холодное .... солнце. Улетели в жаркие страны .... перелетные птицы.....перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на .... в берлогу. В теплую .... шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались .... А дети радостно встречают .... - ....

Проверка с комментированием.

6. Итог урока.

А) Артикуляционная зарядка.

Двекикиры,

Гайнима.

Двекикиры,

Бойнима.

Сподалдык,

Спавелик...

У. Внимательно прочитайте и попробуйте быстро произнести эти строчки. А теперь попробуйте дорифмовать последнюю строчку (выслушиваются варианты детей: “А мороз невелик”; “Приезжай к нам грузовик” “Появляйся снеговик”).

У. Наш снеговик может появиться, если мы еще раз четко произнесем эти строки.

Д. Двекикиры,

Гайнима.

Двекикиры,

Бойнима.

Сподалдык,

Спавелик...

Появляйся снеговик.

Из трех комков (кругов разного цвета и размера) на магнитной доске учитель с детьми моделируют снеговика.

У. Какая орфограмма в слове снеговик?

Д. Безударная гласная в корне, проверочное слово снег.

Б) Домашнее задание.

Придумайте свой рассказ, используя однокоренные слова с корнем “снег”.

В) Итог урока.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверочной безударной гласной в корне

У. Кто может восстановить алгоритм проверки.

Д. Чтобы проверить безударный гласный...

Г) Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.

А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трем уровням:

1) “очень хорошо”,

2) “хорошо”,

3) “удовлетворительно (дети на большом, среднем и малом “комке” снеговика рисуют снежинку).

У. Какая цель была поставлена на уроке?

У. Как вы считаете, она достигнута?

У. Что показалось вам трудным?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

Приложение.