Пояснительная записка
Образование – богатство,
применение его – совершенство.
Арабская пословица.
Длительный кризис экономики, правовая и социальная незащищённость граждан вызвали у школьников и молодёжи искажение нравственных идеалов, ценностей. На кружках во внеурочное время есть возможность показать детям, что добро и справедливость, честь и благородство почитались издавна на Руси. Показать это можно на краеведческом кружке, а подлинное краеведение – это всегда краелюбие.
Настоящая программа отражает опыт использования регионального компонента в обучении истории и литературы. Изучение истории села (своей малой Родины) является актуальным для учащихся, проживающих в сельской местности, так как более тесные социокультурные связи на селе.
Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что через изучение топонимики, родословной ученик постигает мир и народную мудрость. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая окрестности села, учащиеся получают необходимые сведения и знания в области географии, топонимики, истории и традиций народной деревянной архитектуры, а так же практические умения и навыки и применение методов исследования. Программа может осуществлять межпредметные связи, использовать наиболее активные формы самостоятельной работы учащихся, но и стать основой для организации работы всей школы по нравственному и патриотическому воспитанию.
Программа состоит из трёх разделов:
“Малая Родина – моя деревня”;
“Моя родословная”;
“Топонимика окрестностей села”.
Цель: восстановление прерванной связи времён, возвращение утраченной любви к родной земле.
Задачи:
обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;
развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;
воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.
Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодёжи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.
Программа рассчитана на учащихся 4-6-х классов, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ. Поэтому специфика работы кружка в разнообразии деятельности. Основными методами является словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод), практические (познавательные игры, инсценировки, погружение в прошлое) и исследовательский метод, который даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний, что важно в современной культурособразной школе. Все занятия, модифицируя, можно “приспособить” для детей любого возраста.
Первый раздел программы предусматривает изучение истории возникновения села. Второй раздел направлен на исследование и изучение минитопонимов окрестностей села. Третий раздел программы ориентирует на умение добывать сведения у информантов, обрабатывать собранный материал.
Формирование детей в кружок свободное, по желанию. Вид группы – профильный, состав группы постоянный.
Число обучающихся 15 человек, так как это самая оптимальная группа. Можно разбиться на несколько микрогрупп для работы по нескольким направлениям одновременно. Далее будет возможность сотрудничества в группах.
Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, 68 занятий в год.
В связи с расширением кругозора учащихся вводятся следующие термины: информант, топонимика, деревянная архитектура, зодчество, резьба, интерьер, утварь, экспозиция, архив, родословие, родословное древо.
Основные знания, умения:
Ученик должен знать: историю села в разное время, деревянное зодчество и умельцев села, основные названия окрестностей.
Должен уметь: составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.
Учебно-тематический план (2004-2005 учебный год)
Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя октября | Беседа (теоретический материал) и игра | Введение. Знакомство с целью и задачами кружка | Четверг 14 часов 2 часа |
аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя октября | Экскурсия по школьному музею | Знакомство с историей села | Четверг 14 часов 2 часа |
музей | Фестиваль идей |
2-я неделя октября | Вечер | Осенние посиделки | Четверг 14 часов 2 часа |
музей | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели октября | Экспедиция по селу | Сбор материала об учителях села | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | Сбор и обработка материала |
2 и 3-я недели ноября | Огонёк | Учителя-ветераны | Четверг 14 часов 4 часа | село | Интервью |
4-я неделя ноября | Видеофильм | Реставрация церкви на селе | Четверг 14 часов 2 часа | село | Анкета |
1-я неделя декабря | Экспедиция по селу | Сбор материала о названиях улиц села | Четверг 14 часов 4 часа | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
2-я неделя декабря | Конкурс “картографов” | Составление карты села | Пятница 18 часов 2 часа | музей | Выставка |
3-я неделя декабря | Конкурс альбомов | Презентация альбомов об улицах | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | Награждение |
Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Место и время основания острога | Определить, какова история заселения жителей, почему выбрана место у реки и леса, как строился острог | Изучить историю заселения по архивам, журналам, рассказам краеведов и историков, совершить экскурсию по селу | Это поможет объяснить место застройки, характер застройки и особенности построения острога |
2. | Название улиц | Выяснить местоположение и название улиц (старые названия или новые, переименованные) | Познакомиться с литературой в библиотеке, по возможности познакомиться с классификацией улиц Тюмени, сделать фотографии улиц новых и собрать фотодокументы старых улиц | Изготовить альбом с названиями и историями улиц села Слобода-Бешкиль, создать карту села с домами |
3. | Учителя | Выяснить, кто из учителей родился в селе, кто приехал и откуда, записать биографии их. | Совершить экспедицию по селу с целью опроса информантов | Подготовить доклады, оформить альбомы и выставки “Жизнь и работа учителей села” |
4. | Церковь | Изучить историю строительства церкви на селе, собрать фотодокументы, рассказы старожилов. | Совершить экспедицию по селу с целью опроса информантов, познакомиться с архивными данными | Написать исследовательскую работу на тему “История Христорожденственской церкви” |
Раздел № 2 “Моя родословная”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя января | Беседа (теоретический материал) и игра | “Имя человека”… | Четверг 14 часов 2часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя января | Вечер | Вечер “История знаменитых имён России” | Четверг 18 часов 2 часа | музей | Анкета |
2-я неделя января | Конкурс рисунков | Семейные гербы знаменитых родов | Четверг 14 часов 2часа | музей | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели января | Фестиваль идей | Изучение древа знаменитых людей | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | альбом |
1-2-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор старинных церковных имён на селе | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор материала об интересных новых именах | Четверг 14 часов 4 часа | село | Составление словаря |
4-я неделя февраля | фотовыставка | История одной военной фотографии | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
1-я и 2-я недели марта | Экспедиция по селу | Сбор материала о часто встречающихся именах | Пятница 18 часов 4 часа | село | Интервью |
3-я неделя марта | Фотовыставка | Будни села (экскурсия) | Четверг 14 часов | музей | Свечка (впечатление) |
Содержание работы по разделу № 2 “Моя родословная”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Имена | Выяснить, какие имена самые распространённые, какие самые старые, то есть имена церковные, как часто повторялись имена по годам, какие имена появились недавно, есть ли имена иностранные и их истории | Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать оформление альбома имён |
2. | Родовые гербы | Выяснить, какие родословные есть в книгах и в литературе (например, Пушкина, Суворова) | Изучить по книгам и литературе о знаменитых семейных родах (например, Пушкина, Суворова) | Начать оформление альбома знаменитые родословия |
3. | Военное фото | Выяснить, какие фотографии сохранились в семьях | Собрать воспоминания жителей села и своих бабушек, собрать фотодокументы | Написать исследовательскую работу о боевом пути ветеранов |
Раздел № 3 “Топонимика окрестностей села”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя апреля | Беседа (теоретический материал) | Работа со словарями понятий | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя апреля | Практическая работа | Составление своего словаря понятий | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Анкета |
2-я неделя апреля |
Экспедиция по селу | Сбор названий окрестностей села | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3 и 4-я недели апреля | Конкурс “картографов” | Составление карты окрестности реки и рисунки озёр | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | Выставка |
1-2-я неделя мая | Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова | Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова. Установка памятного знака | Четверг 14 часов 4 часа | село | Памятный знак на месте деревни Усова |
3-я неделя мая | Встреча со старожилами деревни | Огонёк “Почему исчезла Усова” | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Свечка (впечатление) |
4-я неделя мая | фотовыставка | “Живи, родное село!” | Четверг 14 часов | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
август | Экспедиция “Росток” | Эколого-краеведческая экспедиция “Росток” - 2005. |
5 дней | Возле ямки Затычи (6 км. от села) | Впечатления у костра |
Содержание работы по разделу № 3 “Топонимика окрестностей села”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Река | Выяснить, есть ли научные названия, как произошло название, что оно обозначает | Совершить экскурсию по окрестностям | Составить словарь топонимов и мини топонимов |
2. | Озёра | Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают | Совершить экскурсию по окрестностям, опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать исследовательскую работу |
3. | Название мест в селе, которые не значатся ни в каких книгах | Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают | Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям | Начать исследовательскую работу |
4. | Названия, которые были в исчезнувшей деревеньке Усовой | Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают | Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям | Начать исследовательскую работу |
Учебно-тематический план (2005-2006 учебный год)
Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя апреля | Беседа (теоретический материал) и игра | Введение. Село в годы войны | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | тест |
1-я неделя апреля | Экскурсия по школьному музею. | “Они отстояли победу” | Четверг 14 часов 2 часа | музей | анкета |
2-я неделя апреля | Вечер | Чтобы помнили (о ветеранах войны) | Четверг 14 часов 2 часа | музей | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели апреля | Викторина | Наследники русских побед | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Анкета |
1 и 2-я недели мая | Экспедиция по селу | Сбор материала о детях войны | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3-я неделя мая | Экспедиция по селу | Сбор материала о женщинах, участниках войны | Четверг 14 часов 4 часа | село | Фестиваль идей |
3-я неделя мая | Фотовыставка | Помним всех поимённо | Четверг 14 часов | школьная библиотека | незаконченное предложение… |
4-я неделя мая | Вечерний огонёк | Встреча с детьми войны | Пятница 18 часов 3 часа | музей | интервью |
Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Война | Изучить материал о войне. | Изучить материал о войне по книгам и документам. | Сделать список литературы о военных сражениях |
2. | Ветераны войны | Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв | Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв, сделать записи на аудио и видеокассеты. | Создать аудио и видеотеку |
3. | Дети войны | Найти имена людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы | Опросить жителей села о периоде войны, сделать записи на аудио и видеокассеты. | Подготовить доклады, оформить альбомы и выставки “Жизнь замечательных людей” |
4. | Эвакуированные семьи из прифронтовых полос | Найти имена людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы | Опросить жителей села о периоде войны, сделать записи на аудио и видеокассеты. | Написать исследовательскую работу о детях войны и о знаменитых земляках |
Раздел № 2 “Моя родословная”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя января | Беседа (теоретический материал) и игра. | “Знаменитые фамилии России”… | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя января | Вечер | Вечер “Истории и происхождение фамилий” | Четверг 18 часов 2 часа | музей | Анкета |
2-я неделя января | Инсценировка | Интересные семейные случаи | Четверг 14 часов 2 часа | музей | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели января | Викторина | Знаешь ли ты своё село? | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Анкета |
1-2-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор материала о распространённых фамилиях на селе. | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор материала об интересных иностранных фамилиях | Четверг 14 часов 4 часа | село | Составление словаря |
4-я неделя февраля | Экспедиция по селу | История немцев села | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
1-я неделя марта | Вечерний огонёк | Огонёк “Мой знаменитый предок” | Пятница 18 часов 3 часа | музей | Интервью |
2-я и 3-я недели марта | Альбом | Составление красочного словаря фамилий и их происхождение | Четверг 14 часов 4 часа | село | Незаконченное предложение… |
Содержание работы по разделу № 2 “Моя родословная”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Фамилии жителей | Выяснить, какие фамилии самые распространённые, какие самые старые. Выяснить, какие фамилии иностранного происхождения и какова история немцев села. Выяснить, каковы истории происхождения фамилий и какие ошибки в произношении фамилий бытуют на селе. | Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать оформление альбома фамилий. Написать исследовательскую работу по теме “История немцев”. |
Раздел № 3 “Топонимика окрестностей села”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя октября |
Беседа (теоретический материал) | Работа со словарями понятий | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя октября | Практическая работа | Продолжение составления своего словаря названий | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Анкета |
2-я неделя октября |
Экспедиция по селу | Сбор названий окрестностей села (дороги, луга) | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3 и 4-я недели октября | Конкурс “картографов” | Составление карты села с названиями дорог, покосов | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | Выставка |
1-2-я неделя ноября | Огонёк | Огонёк “Любопытный экспонат” | Четверг 14 часов 2 часа | село | Свечка (впечатление) |
3-я неделя ноября | Экспедиция по селу | Сбор названий окрестностей села (покосы, колки) | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
1-я неделя декабря | фотовыставка | “Праздники села!” | Четверг 14 часов | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
2-я и 3-я недели декабря | Видеофильм | “Земля в наследство” | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Анкета |
август | Экспедиция “Росток” - 2 | Эколого-краеведческая экспедиция “Росток-2006” | 5 дней | Уренгойские поля (7 км от села) |
Научные работы |
Содержание работы по разделу № 3 “Топонимика окрестностей села”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Название лугов. | Выяснить, есть ли научные названия мест, как произошли эти названия, что они обозначают | Изучить материал в книгах и литературе, а так же по архивам. Совершить экскурсию по окрестностям, опросить старожилов и молодое поколение села, сопоставить данные о происхождении названий и классифицировать материал | Составить словарь топонимов и мини топонимов. |
2. | Название дорог, покосов, колков. | Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают | Совершить экскурсию по окрестностям, опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать исследовательскую работу на тему “Минитопонимы окрестностей села” |
Учебно-тематический план (2006-2007 учебный год)
Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя октября | Экскурсия по школьному музею | Введение. Интересные экспонаты музея | Четверг 14 часов 1 час | аудитория № 22 | тест |
1-я неделя октября | Игра | Сундук бабушки | Четверг 14 часов 2 часа | музей | анкета |
2-я неделя октября | Инсценировка | Знаменитые люди, побывавшие в селе (декабристы, царевич) | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели октября | Конкурс “картографов” | Составление карты мест курганов и могильников | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | выставка |
2 и 3-я недели ноября | Экспедиция по селу | Сбор легенд о селе | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
4-я неделя ноября | Экспедиция по селу | Сбор материала о крестьянской утвари и пище | Четверг 14 часов 2 часа | село | Фестиваль идей |
1-я неделя декабря | фотовыставка | Деревянных дел мастера | Четверг 14 часов | школьная библиотека | незаконченное предложение… |
2-я неделя декабря | Вечерний огонёк | Зимние посиделки (праздники села) | Пятница 18 часов 2 часа | музей | интервью |
3-я неделя декабря | Конкурс альбомов | Презентация альбомов об умельцах села. | Четверг 14 часов 3 часа | аудитория № 22 | награждение |
Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Место и время основания острога | Определить, какова история заселения жителей, почему выбрана место у реки и леса, как строился острог | Изучить историю заселения по архивам, журналам, рассказам краеведов и историков, совершить экскурсию по селу | Это поможет объяснить место застройки, характер застройки и особенности построения острога |
2. | Курганы и могильники | Выяснить местоположение и типы древних стоянок, курганов и могильников, какие предметы находили при раскопках, сделать фотографии этих мест | Познакомиться с литературой в библиотеке, по возможности познакомиться с археологами Матвеевыми, описавшими курганы, совершить поход на место стоянок | Изготовить карты “Археологические памятники окрестностей села Слобода-Бешкиль” |
3. | Знаменитые люди | Выяснить, кто из знаменитых людей побывали в селе или проезжали по селу, кто здесь родился | Изучить книги по истории села, совершить экспедицию по селу с целью опроса информантов | Подготовить доклады, оформить альбомы и выставки “Жизнь замечательных людей” |
4. | Деревянное зодчество | Изучить работы местных мастеров деревянной резьбы, узнать, сохранились ли какие промыслы | Сделать фотографии наличников старинных домов, оформить альбомы, записать воспоминания жителей села об умельцах | Написать исследовательскую работу об умельцах села, можно изготовить макет избы |
5. | Крестьянская утварь, одежда и пища | Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции), найти старинные рецепты кухни | Познакомиться с литературой, найти старинные журналы и газеты, собрать воспоминания жителей села и своих бабушек | Возможно использование одежды на праздниках, в экспозиции этнографии, составить поварскую книгу |
Раздел № 2 “Моя родословная”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя января | Беседа (теоретический материал) и игра. | “Что в имени тебе моём”… | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя января | Вечер | Вечер “История имён” | Четверг 18 часов 2 часа | музей | Анкета |
2-я неделя января | Инсценировка | Интересные семейные истории | Четверг 14 часов 3 часа | музей | Свечка (впечатление) |
3 и 4-я недели января | Конкурс | Составление древа семьи | Четверг 14 часов 4 часа | аудитория № 22 | Выставка |
1-2-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор прозвищ на селе. | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор и обработка материала |
3-я неделя февраля | Экспедиция по селу | Сбор материала об интересных старинных прозвищах | Четверг 14 часов 4 часа | село | Составление словаря |
4-я неделя февраля | фотовыставка | История старинной фотографии моих предков | Четверг 14 часов 2 часа | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
1-я неделя марта | Вечерний огонёк | Огонёк “Увлечения моей семьи” | Пятница 18 часов 2 часа | музей | Интервью |
2-я неделя марта | Экскурсия по селу | Запись распространённых прозвищ и фамилий, которых на селе уже нет | Четверг 14 часов 4 часа | село | Сбор материала |
3-я неделя марта | Конкурс семейных родословных | Презентация родословного древа | Четверг 14 часов 3 часа | аудитория № 22 | Награждение |
Содержание работы по разделу № 2 “Моя родословная”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Прозвища | Выяснить, какие прозвища у жителей села и соседних сёл, прозвища у детей, у взрослых. Выяснить, сколько прозвищ есть у населения (по одному или несколько) | Познакомиться с литературой, найти старинные журналы и газеты, собрать воспоминания жителей села и соседних сёл и своих бабушек. Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать оформление альбома прозвищ |
2. | Фамилии жителей | Выяснить, какие фамилии самые распространённые, как различают людей с одинаковой фамилией, помнят ли жители фамилии людей, уже не проживающих на территории села | Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать исследовательскую работу по прозвищам жителей села |
3. | Родословные семей | Выяснить, до какого колена знают родственников | Познакомиться с литературой, найти старинные журналы и газеты, собрать воспоминания своих мам, пап, бабушек, дедушек, родственников | Написать исследовательскую работу, составить родословную семьи |
Раздел № 3 “Топонимика окрестностей села”
дата | форма | название | время | место | результат |
1-я неделя апреля |
Беседа (теоретический материал) | Работа со словарями новых понятий | Четверг 14 часов 2 часа | аудитория № 22 | Тест |
1-я неделя апреля | Практическая работа | Продолжение составления своего словаря понятий | Четверг 14 часов 3 часа | школьная библиотека | Анкета |
2-я неделя апреля |
Экспедиция по селу | Сбор названий окрестностей села (полей). | Четверг 14 часов 2 часа | село | Сбор и обработка материала |
3 и 4-я недели апреля | Конкурс “картографов” | Составление карт села с названиями его окрестностей (полей) | Четверг 14 часов 6 часов | аудитория № 22 | Выставка |
1-2-я неделя мая | Видеофильм | “Человек на Земле” | Четверг 14 часов 1 час | село | Свечка (впечатление) |
3-я неделя мая | Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова | Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова. Установка памятного знака | Четверг 14 часов 4 часа | село | Памятный знак на месте деревни Усова |
4-я неделя мая | фотовыставка | “Живи, родное село!” | Четверг 14 часов | школьная библиотека | Незаконченное предложение… |
август | Экспедиция | Эколого-краеведческая экспедиция “Росток-2007” | 5 дней | Окрестности села | Научные работы |
Содержание работы по разделу № 3 “Топонимика окрестностей села”
№ | Вопросы | Задания | С чего начать | Результаты |
1. | Название лугов, озёр, заливов | Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают | Совершить экскурсию по окрестностям | Составить словарь топонимов и мини топонимов |
2. | Название дорог, покосов, колков, полей | Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают | Совершить экскурсию по окрестностям, опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал | Начать исследовательскую работу |
3. | Название мест в селе, которые не значатся ни в каких книгах | Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают | Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям | Начать исследовательскую работу |
4. | Названия, которые были в исчезнувшей деревеньке Усовой | Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают | Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям | Начать исследовательскую работу |
Методическое обеспечение программы
I. Формы работы.
- Беседа;
- Выставка;
- Экспедиция;
- Огонёк;
- Конкурс;
- Инсценировка.
- По второму разделу:
- Вечер;
- Беседа,
- Конкурс;
- Фотовыставка.
- По третьему разделу:
- Практическая работа,
- Беседа;
- Фотовыставка.
II. Дидактический материал:
- Путеводитель по экспозициям музея;
- Карточки с незаконченными предложениями;
- Анкеты;
- Вопросники;
- Карточки с заданиями для игр.
III. Помощь педагогов:
- Географ – Максимова Надежда Мануиловна – учитель географии (поможет в составлении карт);
- Биолог – Габрусь Татьяна Павловна – учитель химии и биологии (поможет в определении местности);
- Учитель физической культуры – Дикевич Галина Владимировна (поможет в вопросе безопасности в экспедициях).
IV. Материально-техническая база:
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Диктофоны (3 штуки) – для 3 групп по 5 человек;
- Блокноты, ручки (15 штук).
Список литературы
- Журнал “Турвест” (информационный вестник ЦДЮТ) № 1, 2001 год.
- Журнал “Турвест” (информационный вестник ЦДЮТ) № 5, 2002 год.
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Список литературы для детей и родителей
- Книга. А. Емельянов. История Приисетья. Изд. Ю. Мандрики, Тюмень, 2006 год.
- Книга. А. Емельянов. Очерки истории села Красногорского и его округи. Изд. Ю. Мандрики, Тюмень, 2002 год.
- Книга. Л. Беспалова Тюмень из далёких и близких лет. Изд. Вектор Бук. Тюмень, 2001 год.
- Книга. А. Емельянов. История села Архангельское. Изд. Исетское. 1993 год.
- Книга. А. Емельянов. 350 лет селу Рафайлово. Изд. Исетское. 1995 год.
- Журнал. Сибирский тракт, № 1 и 2, 1994 год.
- Альманах. Тебе, Приисетье, моё. Изд. Исетское, 1998 год.