Описание игры: игра проходит как викторина в 3 тура, класс делится на несколько команд,
Оборудование:
- выставка книг А.С.Пушкина и о нем;
- карточки для стих- лото,
- мультимедийная установка.
Цель урока: обобщение знаний учащихся текста, основных событий поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
- Задачи урока:
- Повторить жанровые особенности поэмы.
- Работать над развитием речи учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
“Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…”
2. Литературная игра.
1 тур. Вопросы командам:
- Где и когда происходят события поэмы?
- Кто и почему невесел на свадебном пиру?
- В чем был непобежден Фарлаф?
- Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь?
- Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь?
- Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?
- Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану?
- Почему он стал отшельником?
- Что случилось, когда Финн добился своего, и Наина его полюбила?
- Как вы думаете, почему Наина стала помогать именно Фарлафу?
- С чем и почему автор сравнивает похищение Людмилы?
- Что случилось с Рогдаем?
Задание: Стих-лото.
Выбираются любые четыре строчки из вступления к поэме “Руслан и Людмила” (“У лукоморья дуб зеленый ... ”), каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а ученики должны сложить из них стихотворный фрагмент.
2 тур. Вопросы командам.
- Как выглядел сад Черномора?
- Как выглядел сам Черномор?
- Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя?
- Кем оборачивалась Наина?
- Чем угрожал Черномор своим невольникам?
- Каким волшебством обладала шапка Черномора?
- Как надо надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым?
- Где пряталась Людмила по ночам?
- Как, по - вашему, автор относится к Людмиле? Какая она?
- Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?
- Кем раньше была Голова?
- Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана?
Конкурс “Живые картинки”. Ребятам предлагается изобразить любую сценку из поэмы без слов.
3 тур. Вопросы командам:
- С помощью какой хитрости смог поймать Людмилу Черномор?
- Как Руслану удалось победить колдуна?
- Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?
- Куда угодила борода Черномора?
- Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?
- Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?
- Кто и как оживил Руслана?
- Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?
- Что стало с Черномором?
- Кто и как вернул Людмилу к жизни?
- С кем шло сражение под Киевом?
- Сколько поединков провёл Руслан в поэме?
Объяснить значение устаревших словЛингвистический конкурс.
В поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”:
гридница (комната, где играют свадьбу; приемная для гостей; помещение для гридней - княжеских воинов)
волынка (духовой музыкальный инструмент с надувным мехом)
яхонты (красные рубины)
венец перловый (венчальный головной убор, украшенный жемчугом)
десница (правая рука)
лукоморье (берег, изогнутый в форме лука)
стогна (улицы, площади)
Заключительное задание - художественный конкурс. Нарисуйте портрет Черномора. (Каждый может рисовать отдельно, потом устраивается выставка. Можно сделать шуточный конкурс: ребята рисуют с закрытыми глазами.)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами.