Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Описание игры: игра проходит как викторина в 3 тура, класс делится на несколько команд,

Оборудование:

  • выставка книг А.С.Пушкина и о нем;
  • карточки для стих- лото,
  • мультимедийная установка.

Цель урока: обобщение знаний учащихся текста, основных событий поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.

  • Задачи урока:
  • Повторить жанровые особенности поэмы.
  • Работать над развитием речи учащихся.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

“Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…”

2. Литературная игра.

1 тур. Вопросы командам:

  • Где и когда происходят события поэмы?
  • Кто и почему невесел на свадебном пиру?
  • В чем был непобежден Фарлаф?
  • Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь?
  • Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь?
  • Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?
  • Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану?
  • Почему он стал отшельником?
  • Что случилось, когда Финн добился своего, и Наина его полюбила?
  • Как вы думаете, почему Наина стала помогать именно Фарлафу?
  • С чем и почему автор сравнивает похищение Людмилы?
  • Что случилось с Рогдаем?

Задание: Стих-лото.

Выбираются любые четыре строчки из вступления к поэме “Руслан и Людмила” (“У лукоморья дуб зеленый ... ”), каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а ученики должны сложить из них стихотворный фрагмент.

 2 тур. Вопросы командам.

  • Как выглядел сад Черномора?
  • Как выглядел сам Черномор?
  • Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя?
  • Кем оборачивалась Наина?
  • Чем угрожал Черномор своим невольникам?
  • Каким волшебством обладала шапка Черномора?
  • Как надо надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым?
  • Где пряталась Людмила по ночам?
  • Как, по - вашему, автор относится к Людмиле? Какая она?
  • Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?
  • Кем раньше была Голова?
  • Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана?

Конкурс “Живые картинки”. Ребятам предлагается изобразить любую  сценку из поэмы без слов.

3 тур. Вопросы командам:

  • С помощью какой хитрости смог поймать Людмилу Черномор?
  • Как Руслану удалось победить колдуна?
  • Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?
  • Куда угодила борода Черномора?
  • Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?
  • Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?
  • Кто и как оживил Руслана?
  • Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?
  • Что стало с Черномором?
  • Кто и как вернул Людмилу к жизни?
  • С кем шло сражение под Киевом?
  • Сколько поединков провёл Руслан в поэме?

Лингвистический конкурс. Объяснить значение устаревших слов

В поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”:

гридница (комната, где играют свадьбу; приемная для гостей; помещение для гридней - княжеских воинов)

волынка (духовой музыкальный инструмент с надувным мехом)

яхонты (красные рубины)

венец перловый (венчальный головной убор, украшенный жемчугом)

десница (правая рука)

лукоморье (берег, изогнутый в форме лука)

стогна (улицы, площади)

Заключительное задание - художественный конкурс. Нарисуйте портрет Черномора. (Каждый может рисовать отдельно, потом устраивается выставка. Можно сделать шуточный конкурс: ребята рисуют с закрытыми глазами.)

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами.

Презентация