Тема урока: "Создание проекта по спасению Земли"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • показать учащимся глобальность экологической катастрофы на планете Земля;

  • создать проект по спасению планеты.

Оборудование: фломастеры, пластилин, листы белой бумаги, набор геометрических фигур для каждой группы, рисунки с изображением растений леса и пруда, магнитофон, мультимедиа, диск с изображениями разного состояния планеты.

Ход урока

I. Opганизационный момент

II. Вступительная беседа.

(Звучит спокойная музыка, дети сидят за партами, разделившись на две группы.)

– Каждый человек – мир, полный красок и переживаний.

– Закройте глаза, представьте, какой он, ваш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен.

– Я уверена, вы готовы к работе.

– У вас на столах белый лист бумаги и фломастеры. Лист должен обойти круг и вернуться к первому автору. Первый ученик изображает только начало своего мира и передает соседу. Это может быть цветное пятно или какой-то символ.

(Дети изображают свой мир и передают лист по кругу.)

– Ваш мир вернулся к вам. (Учитель обращается к первому ученику.)

– Что вы почувствовали?

– Как изменился ваш мир?

– Стал ли он добрее?

– Скажите спасибо своим товарищам.

III. Создание проблемной ситуации.

(Учитель накидывает на плечи черный плащ.)

– Я – представитель Галактического совета. Вынуждена предупредить вас об опасности. Земля стоит на пороге катастрофы. Может сгореть не только она сама, но и вся Галактика. Совет решил, что только вы сможете спасти планету.

(Показывается изображение опустошенной планеты.)

– Вы видите, в каком состоянии планета?

– А почему Земля стала такой?

– Сегодня вы пройдете ряд испытаний и защитите Земля, создав проект по ее спасению.

– Но сначала давайте спасем нашу маленькую родину, наши родные места – Лопуховские.

IV. Групповая работа.

– Первая группа – в ваших руках судьба леса.

– Вторая группа – в ваших руках судьба водоемов.

– Выполним задание на ассоциации.

– 1 группа назовет ассоциации к слову лес.

– 2 группа назовет ассоциации к слову пруд.

– С первым заданием вы справились достойно.

– Посмотрите, как меняется наша планета.

(На экране появляется картинка, где небо становится голубым, из-за облаков выглядывает солнце.)

– Вы справились с первым заданием, выполните и второе.

– Первая группа найдет из предложенных учителем растений растения леса и укажет названия.

– Вторая группа найдет растения пруда и укажет названия.

– Посмотрите, как изменилась наша планета.

(На деревьях в лесу распустились листья, в пруду появились водные растения.)

– Вами сделан еще один шаг к спасению планеты. А теперь – следующее испытание.

– Первая группа – заселите лес животными.

– Вторая группа – заселите пруд животными.

(Учитель раздает учащимся геометрические фигуры, которые они дорисовывают до животных.)

– Какие фигуры вы видите?

– Дорисуйте их до животных.

– Найдите место своему животному на планете.

(Учащиеся помещают изображение животного на планете.)

– А какие животные на нашем рисунке – добрые или злые?

– Я уверена, что на нашей планете будут жить только добрые животные. А как мы должны к ним относиться?

V. Физкультминутка.

– Мы спасли малую частичку планеты – наши родные места, Лопуховские.

– А хотите знать, какова жизнь на других планетах?

– Сядьте удобно, закройте глаза, представьте ночное небо с яркими звездами. Вы – команда межпланетного космического корабля. Корабль поднимается вверх: вдох-выдох (3 раза). Сожмите кулачки, надавите на штурвалы... Вдох-выдох. Чувствуете, какая приятная тяжесть растекается по телу? Корабль взлетает. Нам легко. Дышим ровно: вдох-выдох (3 раза). Но вот впереди показалась голубая звезда. Мы будем на нее садиться. Снова возьмитесь за штурвалы. Глубокий вдох-выдох. Мы плавно садимся. Выходим из корабля (встали). На поляне разноцветные цветы. На планете этой живут необыкновенные существа – чистокрылышки, они нам улыбаются, и мы им. Они протягивают нам крылышки, а мы им руки. Чувствуете, как в наше тело входит тепло, покой, доброта? мы возвращаемся, но возьмем на Землю радость и чистоту и поделимся счастьем со всеми землянами.

VI. Математическое задание.

– А теперь выполните математическое задание.

– Каждые десять лет парниковый эффект приводит к повышению температуры Земли на 1° С. На сколько градусов она повысится к 2100 году?

– Средняя температура в Пензе будет +32° С.

– К чему это может привести?

– Планета может погибнуть. Но есть один выход – создать проект по ее спасению.

– Напомните, что же такое проект.

VII. Создание проектов.

– Вы разработаете проект по спасению планеты Земля, в котором изобразите, какой бы вы хотели видеть нашу Землю с помощью пластилина.

– Для этого берете маленький кусочек пластилина, разогреваете его в руках, накладываете его на лист и начинаете растирать по листу. Такая техника называется рисованием пластилином.

(Учитель показывает.)

(Под тихую спокойную музыку учащиеся коллективно разрабатывают проект и выполняют его в предложенной технике.)

VIII. Защита проектов.

– Во что же превратилась наша планета.

(Один ученик от группы защищает проект.)

– Галактический совет уверен, что вы не допустите гибели планеты.

(Подготовленный ученик читает стихотворение, держа в руке глобус, на фоне чтения показываются слайды с изображением природы.)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги”.

Остановил олень свой бег: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Е. Шкловский

Исполняется песня “Давайте сохраним”.