Цель:
показать учащимся глобальность экологической катастрофы на планете Земля;
создать проект по спасению планеты.
Оборудование: фломастеры, пластилин, листы белой бумаги, набор геометрических фигур для каждой группы, рисунки с изображением растений леса и пруда, магнитофон, мультимедиа, диск с изображениями разного состояния планеты.
Ход урока
I. Opганизационный момент
II. Вступительная беседа.
(Звучит спокойная музыка, дети сидят за партами, разделившись на две группы.)
– Каждый человек – мир, полный красок и переживаний.
– Закройте глаза, представьте, какой он, ваш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен.
– Я уверена, вы готовы к работе.
– У вас на столах белый лист бумаги и фломастеры. Лист должен обойти круг и вернуться к первому автору. Первый ученик изображает только начало своего мира и передает соседу. Это может быть цветное пятно или какой-то символ.
(Дети изображают свой мир и передают лист по кругу.)
– Ваш мир вернулся к вам. (Учитель обращается к первому ученику.)
– Что вы почувствовали?
– Как изменился ваш мир?
– Стал ли он добрее?
– Скажите спасибо своим товарищам.
III. Создание проблемной ситуации.
(Учитель накидывает на плечи черный плащ.)
– Я – представитель Галактического совета. Вынуждена предупредить вас об опасности. Земля стоит на пороге катастрофы. Может сгореть не только она сама, но и вся Галактика. Совет решил, что только вы сможете спасти планету.
(Показывается изображение опустошенной планеты.)
– Вы видите, в каком состоянии планета?
– А почему Земля стала такой?
– Сегодня вы пройдете ряд испытаний и защитите Земля, создав проект по ее спасению.
– Но сначала давайте спасем нашу маленькую родину, наши родные места – Лопуховские.
IV. Групповая работа.
– Первая группа – в ваших руках судьба леса.
– Вторая группа – в ваших руках судьба водоемов.
– Выполним задание на ассоциации.
– 1 группа назовет ассоциации к слову лес.
– 2 группа назовет ассоциации к слову пруд.
– С первым заданием вы справились достойно.
– Посмотрите, как меняется наша планета.
(На экране появляется картинка, где небо становится голубым, из-за облаков выглядывает солнце.)
– Вы справились с первым заданием, выполните и второе.
– Первая группа найдет из предложенных учителем растений растения леса и укажет названия.
– Вторая группа найдет растения пруда и укажет названия.
– Посмотрите, как изменилась наша планета.
(На деревьях в лесу распустились листья, в пруду появились водные растения.)
– Вами сделан еще один шаг к спасению планеты. А теперь – следующее испытание.
– Первая группа – заселите лес животными.
– Вторая группа – заселите пруд животными.
(Учитель раздает учащимся геометрические фигуры, которые они дорисовывают до животных.)
– Какие фигуры вы видите?
– Дорисуйте их до животных.
– Найдите место своему животному на планете.
(Учащиеся помещают изображение животного на планете.)
– А какие животные на нашем рисунке – добрые или злые?
– Я уверена, что на нашей планете будут жить только добрые животные. А как мы должны к ним относиться?
V. Физкультминутка.
– Мы спасли малую частичку планеты – наши родные места, Лопуховские.
– А хотите знать, какова жизнь на других планетах?
– Сядьте удобно, закройте глаза, представьте ночное небо с яркими звездами. Вы – команда межпланетного космического корабля. Корабль поднимается вверх: вдох-выдох (3 раза). Сожмите кулачки, надавите на штурвалы... Вдох-выдох. Чувствуете, какая приятная тяжесть растекается по телу? Корабль взлетает. Нам легко. Дышим ровно: вдох-выдох (3 раза). Но вот впереди показалась голубая звезда. Мы будем на нее садиться. Снова возьмитесь за штурвалы. Глубокий вдох-выдох. Мы плавно садимся. Выходим из корабля (встали). На поляне разноцветные цветы. На планете этой живут необыкновенные существа – чистокрылышки, они нам улыбаются, и мы им. Они протягивают нам крылышки, а мы им руки. Чувствуете, как в наше тело входит тепло, покой, доброта? мы возвращаемся, но возьмем на Землю радость и чистоту и поделимся счастьем со всеми землянами.
VI. Математическое задание.
– А теперь выполните математическое задание.
– Каждые десять лет парниковый эффект приводит к повышению температуры Земли на 1° С. На сколько градусов она повысится к 2100 году?
– Средняя температура в Пензе будет +32° С.
– К чему это может привести?
– Планета может погибнуть. Но есть один выход – создать проект по ее спасению.
– Напомните, что же такое проект.
VII. Создание проектов.
– Вы разработаете проект по спасению планеты Земля, в котором изобразите, какой бы вы хотели видеть нашу Землю с помощью пластилина.
– Для этого берете маленький кусочек пластилина, разогреваете его в руках, накладываете его на лист и начинаете растирать по листу. Такая техника называется рисованием пластилином.
(Учитель показывает.)
(Под тихую спокойную музыку учащиеся коллективно разрабатывают проект и выполняют его в предложенной технике.)
VIII. Защита проектов.
– Во что же превратилась наша планета.
(Один ученик от группы защищает проект.)
– Галактический совет уверен, что вы не допустите гибели планеты.
(Подготовленный ученик читает стихотворение, держа в руке глобус, на фоне чтения показываются слайды с изображением природы.)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги”.
Остановил олень свой бег: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Е. Шкловский
Исполняется песня “Давайте сохраним”.