Раздел программы: “Декоративно-прикладное творчество”.
Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по разработке несложных эскизов и изготовлению шаблонов для аппликаций (приложение № 3, 4, 5).
На изучение темы отводится 2 занятия по 2 учебных часа..
Тип урока: Урок – практическая работа; закрепление знаний и умений.
Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.
Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.
Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, картины, прихватки, сумка).
Технологические карты: порядок выполнения аппликаций, швы, применяемые при выполнении аппликации.
Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).
Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный драп, кримплен, плотный трикотаж), синтепон, ватин, клеевая ткань, бусинки, бисер, калька, копирка, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, швейные нитки, ножницы, линейка, мел портновский, электрический утюг.
Ход и содержание урока.
Вводная часть.
Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка рабочего места.
Содержание урока.
Вступительная беседа учителя. Эпиграф к уроку:
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою
жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое
воображение людей и уважение к их труду.
М.Горький.
Украшать интерьер своего дома вещами, изготовленными своими руками, становится модным. Сегодня мы познакомимся с одним из видов рукоделия – аппликацией.
Показ изделий: картина (рисунок № 4), наволочки (рисунок 9, 10), прихватки (рисунок 7), сумка (рисунок № 3).
Один из древнейших способов отделки ткани – накладное шитье. Принцип выполнения этого вида работы на протяжении многих веков остался неизменным. Техника аппликационных работ заключается в том, что рисунок или узор создается из больших цветовых пятен какого-либо материала.
Аппликации являются декоративными элементами, которые следует тщательно подбирать и экономно использовать.
Аппликации бывают:
а) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей (рисунок № 6);
б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта (рисунок № 5);
в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб (рисунок № 1, 2).
При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп). Тонкие материалы приклеиваются на клеевую основу, после чего производится раскрой деталей.
Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.
Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.
1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.
2.Рассмотрим технологическую карту (приложение № 1) и образец (рисунок № 8) “Последовательность выполнения аппликации
3.Рассмотрим технологическую карту “Швы, применяемые при выполнении аппликации” (приложение № 2).
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?
Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?
Учитель.
Вы выбрали эскизы и выкройки-шаблоны (приложение № 3, 4, 5), на столах находятся технологические карты (приложение № 1, 2) и образцы выполнения аппликации (рисунок № 8), все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.
Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.
Практическая часть урока.
Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, трикотаж, кримплен).
Во время практической работы звучит инструментальная музыка (сборник “Токката”, Поль Мориа; “Жертва”, Джейм Ласт; “Охота на оленей”, Шадоус; “Романс любви”, Френсис Гойя и т.п.
Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.
Заключительный инструктаж.
Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани мелкими сметочными стежками. Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы! На следующем уроке мы закончим прикреплять аппликацию к ткани и оформим изделие.
Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.
Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.