В системе учебно-воспитательной работы суворовских военных училищ патриотическое воспитание является ведущим. Оно является необходимой частью всего учебного процесса.
Решая задачи патриотического воспитания, мы должны всегда иметь в виду слова нашего замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Воспитать патриота, готового отдать жизнь за Родину, - это значит - наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает”.
На своих уроках с суворовцами мы изучаем такие военные темы, как:
- Наше суворовское училище (история создания)
- Организационная структура суворовского училища
- Распорядок дня в СВУ
- Великие русские полководцы: А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и др.
- Героизм русского народа в годы ВОВ
- Офицер – профессия героическая
Воспитанию высоких моральных качеств патриотизма, преданности, воинской профессии, беззаветной любви к Родине способствует изучение темы: “Великие русские полководцы”. Героическая жизнь несравненного русского полководца А.В. Суворова глубоко волнует юношей.
На уроках английского языка эту тему проходим в несколько этапов: знакомство с детством Суворова, подготовка к службе и служба в армии. В тексте особо подчеркиваем воспитание волевых качеств при подготовке к военной службе. На следующем этапе рассматриваем службу в армии и, каждый отвечающий суворовец, с гордостью рассказывает о том, что во славу русского оружия великий полководец дал 63 боя и выиграл все сражения. Суворовцы рассказывают о многих блестящих сражениях. Здесь красной нитью проходит основная идея - Суворов горячо любил Россию, был предан ей до конца своей жизни. Мы говорим суворовцам, что они должны гордиться тем, что носят имя Великого полководца, должны учиться у него побеждать неприятеля не числом, а умением.
Тема: “Офицер – профессия героическая” дает богатый материал для патриотического воспитания. Этой темой мы помогаем суворовцам в правильном выборе профессии – офицера Российской Армии.
Можно говорить о патриотическом воспитании, на основе изучаемых текстов, долго, но итак ясно, что военные темы дают богатые для этого возможности.
Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулированию их активности по выработке у себя этого морального качества. Для этих целей мы используем самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Рассказывая о научных трудах и открытиях ученых, во время прохождения темы: “Космос. Достижения науки и техники”, мы даем характеристику эпохи, экономического развития страны, проводим параллели между развитием военного дела в то время и сейчас. Обязательно останавливаемся на героических поступках таких выдающихся личностей, как С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, А.С. Попов. А.С. Попов на неоднократные предложения жить и работать за границей отвечал: “Я русский человек и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только свой Родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи”.
Каждый год суворовцы ЕкСВУ посещают музей Радио и слушают историю жизни этого замечательного человека, патриота своей Родины, нашего земляка.
Существенный вклад в формирование идейно-патриотического воспитания суворовцев оказывает посещение музеев военной направленности нашего города (музей “Шурави”, музей ВДВ, музей ОДО).
Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы, позволяющие наблюдать образцы боевой техники российских Вооруженных Сил. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Видеофильмы связаны с военно-профессиональной направленностью обучения, что позволяет учителю познакомить суворовцев с требованиями к моральным качествам военных специалистов. Важно, чтобы при отработке каждой темы, каждого урока учебный материал отвечал бы на вопрос: “Где это применяется в военном деле? Как это пригодиться для будущей профессии военного?”.
Немалую роль в утверждении правильности выбора, воспитании черт характера, присущих будущему офицеру, играет насыщенные фактами и примерами уроки иностранного языка. Проблемные задачи по военной тематике (провести допрос военнопленного) служат реальной связью между наукой и практикой, дает суворовцам не только знание предмета, но и профессиональные сведения.
Использование наглядности (картинки, фотографии военной техники) позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия.
Таким образом, в познавательном аспекте эффективность патриотического воспитания определяется уровнем патриотических и профессиональных знаний.
Иногда воспитатель ощущает эффект своего воздействия непосредственно, но “чаще всего от посева до урожая проходит значительный срок: ведь сев проводится по весне человеческой, а урожай снимается летом и осенью жизни человеческой, когда он взрослее и складывается как личность”.
С окончившими училище суворовцами проводятся встречи, беседы. Они рассказывают сегодняшним суворовцам о своей учебе, службе, о необходимости знания иностранного языка. Само училище закаляет суворовцев, закладывает основы преданности Родине, служению в Армии.