Программное содержание:
- Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
- Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.
- Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски.
- Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
- Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.
- Развивать диалогическую речь и умение отстаивать свое мнение.
- Формировать навыки работы за мольбертом.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций
- дидактические игры с цветом;
- наблюдения в природе, экскурсия в зимний лес;
- чтение и заучивание стихов о зиме;
- рисование различными художественными материалами.
Материал к занятию: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.
Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра “Цветные капельки”, кукла Незнайка.
Дети приходят в изостудию, воспитатель предлагает им отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зима)
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, конечно, это зима.
В это время из-за ширмы появляется Незнайка.
Незнайка.
- Ой, ой! Я к вам так спешил, хотел про зиму кое-что спросить.
Воспитатель.
- Здравствуй, Незнайка!
Незнайка.
- А, да, здравствуйте!
Воспитатель.
- Ребята, вы, конечно, узнали нашего гостя? Что же ты, Незнайка, хотел у нас узнать о зиме?
Незнайка.
– Я решил стать художником, вчера столько картин про зиму посмотрел, только мне не понятно, почему у художников в картинах зима всегда разная?
Воспитатель.
– Конечно разная, ведь все люди разные! Когда наши ребята рисуют, у них тоже одинаковых рисунков не бывает. Правда, ребята?...
Незнайка.
– Интересно, а почему зимние картины бывают разными даже у одного и того же художника?
Воспитатель.
– А с этим вопросом мы тебе тоже сейчас попробуем помочь разобраться. Ребята, скажите – какой может быть зима? (Вьюжная, снежная, веселая, морозная…)
- Вот видишь, Незнайка, оказывается зима бывает разная, поэтому у зимних картин бывает и разное настроение!
Незнайка.
– Вот это да! А как это?
Воспитатель.
– Давайте, ребята, посмотрим на зимние пейзажи и попробуем найти среди них картины с веселым настроением. (Дети показывают выбранные пейзажи)
Незнайка.
– Почему это вы так решили, что-то я не пойму?
Воспитатель предлагает детям объяснить свой выбор Незнайке, они рассказывают, что определили веселое настроение пейзажей по оттенкам.
Воспитатель.
– Ребята, назовите, какие краски помогли здесь художникам?
(Дети называют различные оттенки, которые видят в репродукциях.)
Затем воспитатель предлагает показать для Незнайки пейзажи с грустным настроением и объяснить свой выбор.
Незнайка.
– Что-то и мне грустно стало.
Воспитатель.
– Незнайка, теперь ты понял, что настроение картин может разным, а изобразить его художникам помогают краски.
Незнайка.
- Да, понял, понял! Только вот не знаю, как это нарисовать?
Воспитатель.
– Чтобы тебе стало понятно, мы сейчас тебе покажем, а помогут нам разноцветные капельки.
Дети и воспитатель располагаются на ковре. Ребята выбирают и выкладывают на фланелеграфе оттенки
а) для грустного зимнего пейзажа (в один ряд);
б) для веселого зимнего пейзажа (в другой ряд).
Незнайке тоже предлагают подобрать оттенки, он, как всегда, ошибается, дети исправляют ошибки, объясняют свои действия.
Воспитатель.
– Незнайка, теперь ты все хорошо запомнил?
Незнайка.
– Да, я теперь запросто смогу нарисовать настроение для зимней картины…, сейчас все красочки перемешаю и по бумаге размажу…
Воспитатель.
– Ты думаешь хорошо получится?
Незнайка.
– А что такого? Раз, два и готово!
Воспитатель предлагает ребятам взять краски и показать Незнайке, как надо рисовать настроение для пейзажа (подмалевок). Каждому предлагается изобразить настроение для той зимы, которая ему больше нравится. Дети готовят все необходимое, закрепляют бумагу на мольберте и рисуют.
Незнайка тоже уходит рисовать.
Дети выполняют подмалевки, приносят их на поляну в страну Рисовандию, убирают краски с мольбертов.
Воспитатель предлагает рассмотреть все рисунки, появляется и Незнайка со своим подмалевком. Дети определяют настроение для будущих пейзажей, рассказывают, какие краски и оттенки им помогли, отмечают, что Незнайка тоже постарался. (Рисунок 1)
Незнайка благодарит детей и собирается что-нибудь нарисовать на подмалевке, чтобы его рисунок попал на выставку.
Дети прощаются с Незнайкой и уходят в группу.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе “Зимняя сказка”
(изображение зимнего пейзажа по подмалевку)
Программное содержание.
- закреплять знания детей о жанре живописи – пейзаже;
- развивать эмоции;
- учить передавать цветовую гамму зимнего леса;
- использовать прием вхождения в картину;
- продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;
- формировать умения изображения деревьев в зимнем лесу используя различные художественные материалы (гуашь, сангину, уголь).
Материалы: гуашь, кисти, уголь, сангина, подмалевки, палитры, мольберты.
Демонстративный материал:
Репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей; репродукция картины “Зимняя сказка” (Александрова Д. А.); еловая и сосновая хвоя; большой конверт с рисунком Незнайки.
Предварительная работа:
Экскурсия в зимний лес, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций по теме, рисование гуашью подмалевка “Зимнее настроение”.
Дети входят в изостудию, где их ждет сюрприз – большой конверт с почты. Воспитатель предлагает открыть его и достает рисунок с изображением зимнего леса.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, кто нам его прислал?
Дети догадываются, что это Незнайка. Рассматривают рисунок, высказывают свое мнение: понравился он им или нет.
Воспитатель:
- А как вы думаете, где мог Незнайка увидеть такую красоту?
(Предположения детей …)
Воспитатель обращает внимание на то, что от конверта пахнет лесом, предлагает детям вспомнить, как хотел назвать Незнайка свой рисунок. (“Зимняя сказка”). Затем воспитатель показывает детям репродукцию картины “Зимняя сказка” (Александровой Д. Я.), обращает внимание на похожее название, называет фамилию художника. Предлагает детям рассмотреть ее и высказать свое мнение.
Воспитатель.
– Если вам понравилась эта картина, то, может быть, мы немного попутешествуем по ней? Согласны?
Посмотрите, от самого края картины в лес убегает тропинка, словно приглашает нас в гости, нужно сделать всего лишь один шаг!
Воспитатель предлагает детям одеться потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание) и закрыть глаза, представить, что шагнули в картину.
Воспитатель.
– Раз… и мы в лесу, открывайте глаза, ребята. (Звучит спокойная музыка) Чтобы лес нам показал свою красоту, послушайте стихотворение:
Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь ветвями днем и темными ночами?
Что ты шепчешь на заре весь в блестящем серебре?
Кто в глуши твоей таится, что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель.
– Ребята, давайте остановимся в самом начале, на поляне (показывает указкой), здесь нет ни одного дерева, как будто специально оставили место для нас. Посмотрите, какие загадочные тени на снегу! Оглянитесь по сторонам и пофантазируйте, если вы будете внимательными, то лес, как волшебная книга, раскроет вам свои тайны и загадки.
Обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вам встречаются. Какие они по высоте? Нет ли деревьев с искривленными стволами? Какого цвета у них кора?
Может быть, кто-то из вас увидел что-нибудь интересное и расскажет об этом?..
(выключается музыка).
Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики? А за это загадочное дерево никто не заглядывал? Что там?.. Ребята, если мы будем рисовать эти деревья, то чем можно изобразить веточки?...
Давайте послушаем лесную тишину, знаете, почему так тихо?..
Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении: “Дремлет лес под сказку сна…”
Пройдем дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Ребята, поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают?.. Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? Хорошо ли им здесь?.. Почему?..
Представьте, что мы осторожно приподняли еловые веточки, какую лесную картину можно там увидеть? Посмотрите внимательно, но пока не говорите, что увидели, держите в секрете, запомните. А когда мы вернемся из леса, каждый нарисует то, что увидел! Пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
А нам, ребята, пора возвращаться. Закроем глаза и шагнем обратно. Раз... Все на месте?.. Тогда раздеваемся, отряхиваем снег, погреем руки и за дело! (Дети разогревают руки с помощью массажного коврика).
Дети готовятся к рисованию за мольбертами, выбирают необходимые материалы, берут свои подмалевки, нарисованные на предыдущем занятии и выполняют рисунок “Зимняя сказка” используя гуашь, сангину и уголь.
После завершения рисунков – просмотр и обсуждение, путешествие по пейзажам. (Рисунок 2)
Воспитатель благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки с помощью различных художественных материалов, предлагает разместить детские пейзажи на выставке.