Для проведения устного счёта можно использовать следующие игры и упражнения:
“Ромашка” На лепестках цветка ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знаки “+” или “-” (во 2 классе знаки “х” или “:”) и сделана прорезь, куда вставляются числа. Данную игру можно использовать для отработки навыков сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания с переходом через разряд, а также табличного и внетабличного умножения и деления.
Цепочки могут быть записаны на доске или даваться в устной форме. Используются для отработки различных вычислительных навыков.
Сложение и вычитание в пределах 10.
5 + 4 10 – 7 6 + 2 - 6 +5 - 7 +3 - 6 +4 - 4 +4 +5 +8 - 3 - 6 и т. д.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
7 + 8 13 – 8 18 – 9 - 6 +9 + 6 + 5 - 6 - 7 - 7 +3 + 5 +9 - 7 - 4 и т. д.
Табличное умножение и деление.
6 • 4 40 : 5 6 • 6 : 8 • 3 : 4 • 4 : 6 • 2 : 2 • 9 : 3 и т. д.
Внетабличное умножение и деление.
12 • 6 45 : 3 84 : 6 : 4 • 4 • 5 • 5 : 5 : 2 : 2 • 7 : 7 и т. д.
Сложение и вычитание в пределах 100.
47 + 35 90 – 46 28 + 49 - 28 + 17 - 39 - 39 - 35 + 15 +56 - 29 - 26 и т. д.
В цепочках можно комбинировать все перечисленные выше вычислительные приёмы.
48 увеличить в 2 раза, разделить на 16, умножить на 12, увеличить на 28, найти 2/5.
75 уменьшить в 5 раз, увеличить в 4 раза, уменьшить на 12, увеличить на 37, найти 1/5. и т. д.
Магические квадраты используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.
Круговые примеры. Смысл данного задания в том, что каждый последующий пример начинается с результата, полученного в предыдущем примере. Можно использовать при отработке различных вычислительных приёмов.
|
|
Для устного счёта можно использовать карточки, на которых напечатаны примеры. (сложение, вычитание в пределах 10, сложение, вычитание с переходом через разряд, табличное, внетабличное умножение и деление).
Игра “Составь пример”. Даются числа, например: 5, 8, 12, 18, 36. Задание: составить различные примеры на табличное умножение и деление с данными ответами.
Игра “Угадай пример” Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример, записанный на доске.
При изучении темы “Деление с остатком” можно предложить детям следующее упражнение: даётся число, например: 34. Задание: назовите наибольшее число до 34, которое без остатка
делится на 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Для устного счёта можно использовать таблицы компонентов действий.
Слагаемое 7 3 4 Слагаемое 6 5 Сумма 9 10 8 7 9
Делимое 64 36 Делитель 7 5 4 Частное 6 8 6 9 8
Преобразование единиц измерения.
а). Длины: | |
6 км 800 м = … м 5 м 60 см = … см 4 км 85 м = … м 3 м 45 см = … мм |
3900 м = … км …м 862 см = … м … см 586 см = … м … дм … см 6400 мм = … см |
б). Массы: | |
4 т 800 кг = … кг 6 кг 230 г = … г 8 т 9 ц = … кг |
5200 кг = …т … кг 930 кг = … ц … кг 6800 кг = … т … ц |
в). Времени: | |
6 ч = … мин 2 сут 8 ч = … ч 5 мин 30 с = … с |
620 с = … мин … с 72 ч = …сут 380 мин = … ч … мин |
Полезно устно решать несложные задачи различных типов.
- Простые задачи на сложение и вычитание
- Простые задачи на умножение деление
- Задачи на нахождение площади и периметра
- Задачи на нахождение доли и части числа, числа по его доле
- Простые задачи с тремя величинами
Можно включать в устный счёт работу с долями и дробями.
Какая часть фигуры закрашена?
б) Найти 1/4 чисел 36, 48, 56, 68, 72.
в) Найти 3/5 чисел 25, 40, 55, 60, 85.
г) Найти число, если 1/3 его равна 6, 8, 14, 18, 25.
Игра “Почтальон” может быть использована при отработке различных вычислительных навыков.
Правила игры: “Почтальон” несёт письмо в тот дом, где результат вычислений отличается от результата “почты” (отмечена знаком *). Каждому дому соответствует буква. Определяя маршрут “почтальона”, дети составляют ключевое слово.
Ключевое слово: игра.