Приёмы организации устного счёта на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Для проведения устного счёта можно использовать следующие игры и упражнения:

“Ромашка” На лепестках цветка ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знаки “+” или “-” (во 2 классе знаки “х” или “:”) и сделана прорезь, куда вставляются числа. Данную игру можно использовать для отработки навыков сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания с переходом через разряд, а также табличного и внетабличного умножения и деления.

Цепочки могут быть записаны на доске или даваться в устной форме. Используются для отработки различных вычислительных навыков.

Сложение и вычитание в пределах 10.

5 + 4 10 – 7 6 + 2
- 6 +5 - 7
+3 - 6 +4
- 4 +4 +5
+8 - 3 - 6 и т. д.

Сложение и вычитание с переходом через разряд.

7 + 8 13 – 8 18 – 9
- 6 +9 + 6
+ 5 - 6 - 7
- 7 +3 + 5
+9 - 7 - 4 и т. д.

Табличное умножение и деление.

6 • 4 40 : 5 6 • 6
: 8 • 3 : 4
• 4 : 6 • 2
: 2 • 9 : 3 и т. д.

Внетабличное умножение и деление.

12 • 6 45 : 3 84 : 6
: 4 • 4 • 5
• 5 : 5 : 2
: 2 • 7 : 7 и т. д.

Сложение и вычитание в пределах 100.

47 + 35 90 – 46 28 + 49
- 28 + 17 - 39
- 39 - 35 + 15
+56 - 29 - 26 и т. д.

В цепочках можно комбинировать все перечисленные выше вычислительные приёмы.

48 увеличить в 2 раза, разделить на 16, умножить на 12, увеличить на 28, найти 2/5.

75 уменьшить в 5 раз, увеличить в 4 раза, уменьшить на 12, увеличить на 37, найти 1/5. и т. д.

Магические квадраты используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.

Круговые примеры. Смысл данного задания в том, что каждый последующий пример начинается с результата, полученного в предыдущем примере. Можно использовать при отработке различных вычислительных приёмов.

6 + 3
1 + 3
2 + 1
5 + 2
7 - 6
3 + 3
9 – 4
4 – 2
46 + 14
55 + 37
33 + 12
71 – 44
45 + 26
27 + 28
92 – 46
60 – 27

Для устного счёта можно использовать карточки, на которых напечатаны примеры. (сложение, вычитание в пределах 10, сложение, вычитание с переходом через разряд, табличное, внетабличное умножение и деление).

Игра “Составь пример”. Даются числа, например: 5, 8, 12, 18, 36. Задание: составить различные примеры на табличное умножение и деление с данными ответами.

Игра “Угадай пример” Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример, записанный на доске.

При изучении темы “Деление с остатком” можно предложить детям следующее упражнение: даётся число, например: 34. Задание: назовите наибольшее число до 34, которое без остатка

делится на 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Для устного счёта можно использовать таблицы компонентов действий.

Слагаемое 7   3 4  
Слагаемое   6     5
Сумма 9 10 8 7 9
Делимое   64 36    
Делитель 7     5 4
Частное 6 8 6 9 8

Преобразование единиц измерения.

а). Длины:
6 км 800 м = … м

5 м 60 см = … см

4 км 85 м = … м

3 м 45 см = … мм

3900 м = … км …м

862 см = … м … см

586 см = … м … дм … см

6400 мм = … см

б). Массы:
4 т 800 кг = … кг

6 кг 230 г = … г

8 т 9 ц = … кг

5200 кг = …т … кг

930 кг = … ц … кг

6800 кг = … т … ц

в). Времени:
6 ч = … мин

2 сут 8 ч = … ч

5 мин 30 с = … с

620 с = … мин … с

72 ч = …сут

380 мин = … ч … мин

Полезно устно решать несложные задачи различных типов.

  • Простые задачи на сложение и вычитание
  • Простые задачи на умножение деление
  • Задачи на нахождение площади и периметра
  • Задачи на нахождение доли и части числа, числа по его доле
  • Простые задачи с тремя величинами

Можно включать в устный счёт работу с долями и дробями.

Какая часть фигуры закрашена?

б) Найти 1/4 чисел 36, 48, 56, 68, 72.

в) Найти 3/5 чисел 25, 40, 55, 60, 85.

г) Найти число, если 1/3 его равна 6, 8, 14, 18, 25.

Игра “Почтальон” может быть использована при отработке различных вычислительных навыков.

Правила игры: “Почтальон” несёт письмо в тот дом, где результат вычислений отличается от результата “почты” (отмечена знаком *). Каждому дому соответствует буква. Определяя маршрут “почтальона”, дети составляют ключевое слово.

Ключевое слово: игра.