Использование игровых форм на уроках биологии

Разделы: Биология


Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о животных типа Членистоногие;
  • расширить кругозор;
  • развивать общеучебные умения и навыки – логику изложения, анализ и синтез,
  • умения делать выводы и обобщения;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, окружающей среде.

Оборудование:

  • карточки с занимательными заданиями, вопросами;
  • карточки с загадками;
  • наборы открыток с изображением членистоногих или рисунки;
  • планшет с терминами; планшет с изображением членистоногих;
  • планшет с кроссвордом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

Эй, покупатель не стой,
Здесь товар лежит живой.
Подавай копейку
И ищи лазейку.

Каждый может, если смел
И удачлив, и умел.
Получить товару на рублишко
Целый воз и даже слишком.

Подходи! Не скупись!
И с покупкой торопись!
Решив задачу с толком,
Можешь получить пятерку.

А за просто так –
Только трояк.
Никто не будет в накладе,
Всем покупателям рады.

Предлагаются туры заданий – отделы ярмарки с количеством максимально закупленного товара в условных единицах (баллах), учащиеся выбирают сами тур на основе своих знаний, желания, интереса, экономической выгоды.

1 тур - “Весь товар задаром,

Ответ равен 3 баллам

Вопросы на карточках по изученной теме. Время письменного ответа – 5-7 минут.

1). Какие насекомые считаются самыми опасными? Почему?

2). Назовите отличительные признаки насекомых.

3). Почему тип называется Членистоногие, а объединяет наземных и водных животных?

4). Каковы особенности зрения членистоногих?

5). Назовите отличительные особенности кровеносной системы жука, паука и рака.

6). Каких представителей членистоногих можно занести в книгу “Рекордов Гиннеса”, за какие заслуги?

7). Перечислите типы ротового аппарата насекомых. С чем это связано? Приведите примеры.

8). Что означают термины – развитие с метаморфозом и развитие без метаморфоза. Назовите отличительные особенности. Приведите примеры

9). Какие органы дыхания у мокрицы, паука - серебрянки, жука - плавунца. Почему?

10). На какие экологические группы можно разделить насекомых? Примеры.

2 тур – “Ловись рыбка и мала и велика” - цена 1 балл.

Загадки:

В бурном море мне не страшно,
Я всегда готов к борьбе.
Я еще имею стражу
Постоянно при себе. (Рак-отшельник)

В синем море до рассвета
На охоту выхожу.
В час я по два километра
На ходулях прохожу. (Краб).

У меня клешня похожа
Неспроста на пистолет:
Пусть водой, но громко все же
Я стреляю с давних лет. (Креветка)

Впрямь похожи мы на раков…
Но средь рыб, морских ежей
Мы глядим на них, однако,
Вроде как на малышей. (Омар)

В чаще леса за лугами,
Меж дерев устав висеть,
И руками, и ногами
Я вяжу за сетью сеть. (Паук-крестовик)

Я паук, но вам признаюсь:
Тем лишь только знаменит,
Что больней осы кусаюсь,
А ничуть не ядовит. (Тарантул).

Никому меня, пожалуй,
Ни за что не одолеть.
Я своим паучьим жалом
Сею боль и даже смерть. (Скорпион).

На своем паучьем свете –
Неумейка, так сказать:
Не вязал ни разу сети,
И не думаю вязать. (Паук-сенокосец).

По воде зеркальной, чистой,
Как по синей глади льда,
Мы не хуже хоккеистов
Носимся туда – сюда. (Водомерки).

Летом жарким, летом душным
Набираю воздух ртом
И из воздуха воздушный
Под водою строю дом. (Жук-серебрянка).

Никогда – ни днем, ни ночью
Жить без дела не хочу:
Я из тутовых листочков
Золотую нить сучу. (Тутовый шелкопряд)

Неприметен в чаще леса.
Я, малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто десять раз. (Муравей).

Рост травы могу подслушать,
Перебравшись в дальний лог.
Ведь не зря имею уши
На коленях задних ног. (Кузнечик)

Был бы больше и смелее –
Напугать бы многих мог:
Как – никак усы имею
В десять раз длиннее ног. (Таракан)

Все едим – бумагу, мебель,
Все, что только рядом есть.
И на спящем человеке
Можем мы одежду съесть. (Термиты)

3 тур - “Аукцион” - цена – 2 балла.

На продажу выставляются рисунки или фотографии членистоногих. Товар берет тот, кто последним назовет какой – либо признак, характеризующий это животное. Признаки не должны повторяться. Ученики, принимающие участие в аукционе обязаны все по очереди повышать цену, т. е. называть следующий признак.

Возможен другой вариант – зачитывается совокупность признаков какого-либо членистоногого, ученики должны его назвать. Покупает тот, кто назовет первым.

4 тур – “Балаган” - цена – 2 балла.

1 вариант – назвать и коротко охарактеризовать членистоногих, занесенных в Красную книгу данной территории.

2 вариант – “Один из четырех” - указать кто лишний и почему? (можно написать названия животных на полосках и вывешивать на магнитную доску).

1). Оса, майский жук, божья коровка, пчела. (пчела – опылитель, питается нектаром).

2). Паук – крестовик, каракурт, клоп, клещ. (клоп – насекомое)

3). Рак, омар, скорпион, креветка. (скорпион – паук).

4). Слепень, овод, наездник, комар. (наездник – перепончатокрылое насекомое).

5). Оса, пчела, скарабей, муравей. (скарабей – жесткокрылое насекомое)

3 вариант – занимательные вопросы – цена 1 балл.

1. К известному рыбному блюду добавьте 1 букву и получите название представителя отряда двукрылых. (уха – муха)

2. Парализующее вещество, которое паук вспрыскивает в тело жертвы? (яд)

3. Видоизмененный яйцеклад у самок перепончатокрылых? (жало)

4. Маленький рачок, названный по имени древнегреческого мифического великана? (циклоп)

5. Парящие в воде мелкие ракообразные и другие живые организмы? (планктон)

6. Процесс превращения личинки в куколку, а куколки во взрослое насекомое по латыни называется … (метаморфоз).

7. Отверстие на теле насекомых? (дыхальца)

8. Дополнительная стадия развития у насекомых с полным превращением? (куколка)

9. Орган дыхания насекомых? (трахея)

10. Одна клетка сложного глаза членистоногих? (фасетка)

5 тур (дополнительный) – “Игорный дом – казино” - цена – 10 баллов.

А) Классификация членистоногих. Распределить членистоногих, изображенных на планшете по классам и отрядам. На планшете членистоногие обозначены номерами, которые и записываются в тетрадь для экономии времени. (Приложение № 1)

Б) Разгадывание кроссворда. (Приложение № 2)

В) Разгадывание чайнворда. (Приложение № 3)

Г) Расшифровать термины, указанные на планшете:

1. Метаморфоз.

2. Трахея.

3. Фасетка.

4. Жало.

5. Хоботок.

6. Яйцо.

7. Дыхальце.

8. Куколка.

Итоги: тот купец получил прибыль, который купил больше товара и дороже, затратив при этом меньше времени.

Максимальное количество баллов:

  • 15 и более – “5” - отлично;
  • 12 – 14 - “4” - хорошо;
  • 7 – 11 - “3” - удовлетворительно;
  • 6 и менее - обокрали купца.

III. Д/з: приготовить по 1 карточке-заданию по типу Членистоногие.