Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о животных типа Членистоногие;
- расширить кругозор;
- развивать общеучебные умения и навыки – логику изложения, анализ и синтез,
- умения делать выводы и обобщения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, окружающей среде.
Оборудование:
- карточки с занимательными заданиями, вопросами;
- карточки с загадками;
- наборы открыток с изображением членистоногих или рисунки;
- планшет с терминами; планшет с изображением членистоногих;
- планшет с кроссвордом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Эй, покупатель не стой,
Здесь товар лежит живой.
Подавай копейку
И ищи лазейку.Каждый может, если смел
И удачлив, и умел.
Получить товару на рублишко
Целый воз и даже слишком.Подходи! Не скупись!
И с покупкой торопись!
Решив задачу с толком,
Можешь получить пятерку.А за просто так –
Только трояк.
Никто не будет в накладе,
Всем покупателям рады.
Предлагаются туры заданий – отделы ярмарки с количеством максимально закупленного товара в условных единицах (баллах), учащиеся выбирают сами тур на основе своих знаний, желания, интереса, экономической выгоды.
1 тур - “Весь товар задаром,
Ответ равен 3 баллам”
Вопросы на карточках по изученной теме. Время письменного ответа – 5-7 минут.
1). Какие насекомые считаются самыми опасными? Почему?
2). Назовите отличительные признаки насекомых.
3). Почему тип называется Членистоногие, а объединяет наземных и водных животных?
4). Каковы особенности зрения членистоногих?
5). Назовите отличительные особенности кровеносной системы жука, паука и рака.
6). Каких представителей членистоногих можно занести в книгу “Рекордов Гиннеса”, за какие заслуги?
7). Перечислите типы ротового аппарата насекомых. С чем это связано? Приведите примеры.
8). Что означают термины – развитие с метаморфозом и развитие без метаморфоза. Назовите отличительные особенности. Приведите примеры
9). Какие органы дыхания у мокрицы, паука - серебрянки, жука - плавунца. Почему?
10). На какие экологические группы можно разделить насекомых? Примеры.
2 тур – “Ловись рыбка и мала и велика” - цена 1 балл.
Загадки:
В бурном море мне не страшно,
Я всегда готов к борьбе.
Я еще имею стражу
Постоянно при себе. (Рак-отшельник)В синем море до рассвета
На охоту выхожу.
В час я по два километра
На ходулях прохожу. (Краб).У меня клешня похожа
Неспроста на пистолет:
Пусть водой, но громко все же
Я стреляю с давних лет. (Креветка)Впрямь похожи мы на раков…
Но средь рыб, морских ежей
Мы глядим на них, однако,
Вроде как на малышей. (Омар)В чаще леса за лугами,
Меж дерев устав висеть,
И руками, и ногами
Я вяжу за сетью сеть. (Паук-крестовик)Я паук, но вам признаюсь:
Тем лишь только знаменит,
Что больней осы кусаюсь,
А ничуть не ядовит. (Тарантул).
Никому меня, пожалуй,
Ни за что не одолеть.
Я своим паучьим жалом
Сею боль и даже смерть. (Скорпион).На своем паучьем свете –
Неумейка, так сказать:
Не вязал ни разу сети,
И не думаю вязать. (Паук-сенокосец).
По воде зеркальной, чистой,
Как по синей глади льда,
Мы не хуже хоккеистов
Носимся туда – сюда. (Водомерки).Летом жарким, летом душным
Набираю воздух ртом
И из воздуха воздушный
Под водою строю дом. (Жук-серебрянка).Никогда – ни днем, ни ночью
Жить без дела не хочу:
Я из тутовых листочков
Золотую нить сучу. (Тутовый шелкопряд)
Неприметен в чаще леса.
Я, малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто десять раз. (Муравей).Рост травы могу подслушать,
Перебравшись в дальний лог.
Ведь не зря имею уши
На коленях задних ног. (Кузнечик)Был бы больше и смелее –
Напугать бы многих мог:
Как – никак усы имею
В десять раз длиннее ног. (Таракан)Все едим – бумагу, мебель,
Все, что только рядом есть.
И на спящем человеке
Можем мы одежду съесть. (Термиты)
3 тур - “Аукцион” - цена – 2 балла.
На продажу выставляются рисунки или фотографии членистоногих. Товар берет тот, кто последним назовет какой – либо признак, характеризующий это животное. Признаки не должны повторяться. Ученики, принимающие участие в аукционе обязаны все по очереди повышать цену, т. е. называть следующий признак.
Возможен другой вариант – зачитывается совокупность признаков какого-либо членистоногого, ученики должны его назвать. Покупает тот, кто назовет первым.
4 тур – “Балаган” - цена – 2 балла.
1 вариант – назвать и коротко охарактеризовать членистоногих, занесенных в Красную книгу данной территории.
2 вариант – “Один из четырех” - указать кто лишний и почему? (можно написать названия животных на полосках и вывешивать на магнитную доску).
1). Оса, майский жук, божья коровка, пчела. (пчела – опылитель, питается нектаром).
2). Паук – крестовик, каракурт, клоп, клещ. (клоп – насекомое)
3). Рак, омар, скорпион, креветка. (скорпион – паук).
4). Слепень, овод, наездник, комар. (наездник – перепончатокрылое насекомое).
5). Оса, пчела, скарабей, муравей. (скарабей – жесткокрылое насекомое)
3 вариант – занимательные вопросы – цена 1 балл.
1. К известному рыбному блюду добавьте 1 букву и получите название представителя отряда двукрылых. (уха – муха)
2. Парализующее вещество, которое паук вспрыскивает в тело жертвы? (яд)
3. Видоизмененный яйцеклад у самок перепончатокрылых? (жало)
4. Маленький рачок, названный по имени древнегреческого мифического великана? (циклоп)
5. Парящие в воде мелкие ракообразные и другие живые организмы? (планктон)
6. Процесс превращения личинки в куколку, а куколки во взрослое насекомое по латыни называется … (метаморфоз).
7. Отверстие на теле насекомых? (дыхальца)
8. Дополнительная стадия развития у насекомых с полным превращением? (куколка)
9. Орган дыхания насекомых? (трахея)
10. Одна клетка сложного глаза членистоногих? (фасетка)
5 тур (дополнительный) – “Игорный дом – казино” - цена – 10 баллов.
А) Классификация членистоногих. Распределить членистоногих, изображенных на планшете по классам и отрядам. На планшете членистоногие обозначены номерами, которые и записываются в тетрадь для экономии времени. (Приложение № 1)
Б) Разгадывание кроссворда. (Приложение № 2)
В) Разгадывание чайнворда. (Приложение № 3)
Г) Расшифровать термины, указанные на планшете:
1. Метаморфоз.
2. Трахея.
3. Фасетка.
4. Жало.
5. Хоботок.
6. Яйцо.
7. Дыхальце.
8. Куколка.
Итоги: тот купец получил прибыль, который купил больше товара и дороже, затратив при этом меньше времени.
Максимальное количество баллов:
- 15 и более – “5” - отлично;
- 12 – 14 - “4” - хорошо;
- 7 – 11 - “3” - удовлетворительно;
- 6 и менее - обокрали купца.
III. Д/з: приготовить по 1 карточке-заданию по типу Членистоногие.