Тема урока: "Операции в математике"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся представления об операции, объекте операции; учить находить операцию, объект и результат операции;
  • развивать и закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел;
  • развивать логическое мышление, математическую речь.

Оборудование: задания для индивидуальной работы, карточки.

Девиз: Как вы предполагаете, чем будем заниматься на уроке?

Ход урока

1. Оргмомент.

Индивидуальные задания:

1 в. – желтые карточки

2 в. – красные карточки

Ц 50-2 П 76-20 Е 61-7 Р 23+29
А 46+4 О 28+30 Я 38+6 И 60- 14

Расположи в порядке убывания:

58 56 54 52 50 48 46 44
О П Е Р А Ц И Я

Фронтальная работа:

- посмотрите на числовой ряд, найдите закономерность и продолжите ряд:

18, 20, 24, (32, 48, 80) 12, 4, 8, 16, 32

- какое число пропущено?

5 4
4 + 6 3 + 5 2….8 3…9

(верхнее число равно полусумме нижних)

- а теперь я предлагаю вам анаграммы, здесь нужно не только отгадать слово, но и найти лишнее

ЛТОС (стол) АОЗР (роза)
НВАИД (диван) ЛТУС (стул)

II. Постановка целей урока.

  1. Давайте проверим, как справились ребята со своими заданиями (индивидуальные задания)
  2. Ребята работают с карточками красного цвета, должны были расшифровать слово:

- Какое же получилось слово?

- Ребята, а вы знаете, что означает слово “операция”?

(хирургическая операция, антитеррористическая операция, швея выполняет операции и др.)

- А что значит это слово в математике?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Какую цель поставим перед собой? (установить, что означает слово “операция” в математике).

III. “Открытие” нового знания.

- Как же нам найти ответ на поставленный вопрос?

Алгоритм действий:

- решать

- думать

- сравнивать

- находить закономерность

- преобразовывать

- Давайте попробуем сами разобраться в том, что же в математике называется “операцией”?

- Рассмотрим несколько операций над предметами, словами и числами.

1. Что получится, если белые стены покрасить в зелёный цвет? (зеленые стены)

В таком случае говорят, что произвели операцию и в результате операции получили зеленые стены.

- Над чем еще можно выполнить операцию?

2. На доске:

Выполним операцию над словами (уберем первую букву)

ВХОД – ХОД

ФРАК –

МУХА –

- Какое нужно взять слово, чтобы получилось слово ПЯТЬ? (опять)

3. На доске:

27 -------72

Посмотрите на запись и скажите:

- Какую выполнили операцию с числами? (поменяли местами цифры десятков и единиц)

- Какое число было вначале?

- Какое число получилось?

- Проделайте такую же операцию со следующими числами:

54 -----

207 -----

358 -----

Проверка. Какое число было вначале, если в результате получилось 38?

IV. Первичное закрепление.

Обратимся к учебнику:

Задание №1, стр.1.

Рассмотрите рисунок и скажите, какую операцию проделал Миша над игрушками? (переставил)

Задание №2.

Посмотрим на 2 задание. В этом задании необходимо сказать, что было вначале, какую операцию выполнили, и что получилось в результате. (комментирует 2 ряд)

- Как вы понимаете, что такое ОПЕРАЦИЯ?

(вывесить слова – таблички “действия”, “изменения”, “преобразования”)

- Сравним наш вывод с учебником.

Задание №3.

Называем объект, операцию и результат.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Будь зеркальным отражением,
Повторяй мои движения.

Продолжаем работу. Решаем задачу.

Лена налила в кастрюлю молоко, положила крупу, соль и поставила на огонь. Что у неё получилось в результате этой операции. Что забыла положить? Что было объектом? Какая произведена операция? Какой результат?

V. Самостоятельная работа в парах.

Дети на листах пишут примеры операций.

фрукты компот
мука хлеб
нитки свитер
гусеница бабочка
400 4
стол сто
45 54
3 м 300 см
сом дом
ток кот
5+1 6
нераскрашенная раскрашенная картинка
большой предмет уменьшенный в размерах

- Что такое операция?

VI. Обратимся к учебнику.

Задание № 6.

По вариантам ( 1,2 и 3 ряд соответственно 1,2 и 3 варианты)

- Какую операцию вам предлагают выполнить?

- Почему на вычитание потратили мало времени?

VII. Решение задачи № 7, с.3 (в парах)

- Зачеркни лишние вопросы.

Детям 1 варианта дается схема.

Проверка. Даны несколько схем, необходимо выбрать подходящие.

VIII. Решают примеры по группам (№ 10, с.3)

Самопроверка. Решения даны на красных карточках.

Оценки.

Домашнее задание (с.3 № 8,9).

ИТОГ:

  • Что понравилось на уроке?
  • Какое задание было наиболее интересным?
  • С чем познакомились на уроке?
  • Что узнали нового?
  • Что называется операцией в математике?
  • Что такое объект? Результат?
  • Как вы думаете, сможете ли вы сегодня объяснить маме и папе, что такое операция, объект и результат операции?