Цели:
- сформировать у учащихся представления об операции, объекте операции; учить находить операцию, объект и результат операции;
- развивать и закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел;
- развивать логическое мышление, математическую речь.
Оборудование: задания для индивидуальной работы, карточки.
Девиз: Как вы предполагаете, чем будем заниматься на уроке?
Ход урока
1. Оргмомент.
Индивидуальные задания:
1 в. – желтые карточки
2 в. – красные карточки
Ц 50-2 П 76-20 Е 61-7 Р 23+29 А 46+4 О 28+30 Я 38+6 И 60- 14
Расположи в порядке убывания:
58 56 54 52 50 48 46 44 О П Е Р А Ц И Я
Фронтальная работа:
- посмотрите на числовой ряд, найдите закономерность и продолжите ряд:
18, 20, 24, (32, 48, 80) 12, 4, 8, 16, 32
- какое число пропущено?
5 4 … … 4 + 6 3 + 5 2….8 3…9
(верхнее число равно полусумме нижних)
- а теперь я предлагаю вам анаграммы, здесь нужно не только отгадать слово, но и найти лишнее
ЛТОС (стол) | АОЗР (роза) |
НВАИД (диван) | ЛТУС (стул) |
II. Постановка целей урока.
- Давайте проверим, как справились ребята со своими заданиями (индивидуальные задания)
- Ребята работают с карточками красного цвета, должны были расшифровать слово:
- Какое же получилось слово?
- Ребята, а вы знаете, что означает слово “операция”?
(хирургическая операция, антитеррористическая операция, швея выполняет операции и др.)
- А что значит это слово в математике?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какую цель поставим перед собой? (установить, что означает слово “операция” в математике).
III. “Открытие” нового знания.
- Как же нам найти ответ на поставленный вопрос?
Алгоритм действий:
- решать
- думать
- сравнивать
- находить закономерность
- преобразовывать
- Давайте попробуем сами разобраться в том, что же в математике называется “операцией”?
- Рассмотрим несколько операций над предметами, словами и числами.
1. Что получится, если белые стены покрасить в зелёный цвет? (зеленые стены)
В таком случае говорят, что произвели операцию и в результате операции получили зеленые стены.
- Над чем еще можно выполнить операцию?
2. На доске:
Выполним операцию над словами (уберем первую букву)
ВХОД – ХОД
ФРАК –
МУХА –
- Какое нужно взять слово, чтобы получилось слово ПЯТЬ? (опять)
3. На доске:
27 -------72
Посмотрите на запись и скажите:
- Какую выполнили операцию с числами? (поменяли местами цифры десятков и единиц)
- Какое число было вначале?
- Какое число получилось?
- Проделайте такую же операцию со следующими числами:
54 -----
207 -----
358 -----
Проверка. Какое число было вначале, если в результате получилось 38?
IV. Первичное закрепление.
Обратимся к учебнику:
Задание №1, стр.1.
Рассмотрите рисунок и скажите, какую операцию проделал Миша над игрушками? (переставил)
Задание №2.
Посмотрим на 2 задание. В этом задании необходимо сказать, что было вначале, какую операцию выполнили, и что получилось в результате. (комментирует 2 ряд)
- Как вы понимаете, что такое ОПЕРАЦИЯ?
(вывесить слова – таблички “действия”, “изменения”, “преобразования”)
- Сравним наш вывод с учебником.
Задание №3.
Называем объект, операцию и результат.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Будь зеркальным отражением,
Повторяй мои движения.
Продолжаем работу. Решаем задачу.
Лена налила в кастрюлю молоко, положила крупу, соль и поставила на огонь. Что у неё получилось в результате этой операции. Что забыла положить? Что было объектом? Какая произведена операция? Какой результат?
V. Самостоятельная работа в парах.
Дети на листах пишут примеры операций.
фрукты компот мука хлеб нитки свитер гусеница бабочка 400 4 стол сто 45 54 3 м 300 см сом дом ток кот 5+1 6 нераскрашенная раскрашенная картинка большой предмет уменьшенный в размерах
- Что такое операция?
VI. Обратимся к учебнику.
Задание № 6.
По вариантам ( 1,2 и 3 ряд соответственно 1,2 и 3 варианты)
- Какую операцию вам предлагают выполнить?
- Почему на вычитание потратили мало времени?
VII. Решение задачи № 7, с.3 (в парах)
- Зачеркни лишние вопросы.
Детям 1 варианта дается схема.
Проверка. Даны несколько схем, необходимо выбрать подходящие.
VIII. Решают примеры по группам (№ 10, с.3)
Самопроверка. Решения даны на красных карточках.
Оценки.
Домашнее задание (с.3 № 8,9).
ИТОГ:
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание было наиболее интересным?
- С чем познакомились на уроке?
- Что узнали нового?
- Что называется операцией в математике?
- Что такое объект? Результат?
- Как вы думаете, сможете ли вы сегодня объяснить маме и папе, что такое операция, объект и результат операции?