Цель урока:
- познакомить учащихся со словами обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и с их ролью в речи
- развивать орфографическую зоркость.
- следить за посадкой учащихся
Оборудование: таблица с частью речи, карточки для групповых занятий, ежика для индив. работы.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их.
Улыбнитесь гостям и друг другу. Садитесь!
Начинаем урок.
Руки?
На месте.
Ноги?
На месте.
Локти?
У края.
Спина?
Прямая.
Итак, начинаем урок.
2. Словарно-орфографическая работа.
Откройте тетради, оформите запись.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря, вы должны запомнить, как оно пишется.
Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
Кто догадался, какое это слово?
Возможно, вам нужно открыть одну из букв?
Это слово медведь.
В тетрадях у вас записано это слово.
М…дведь, м..двежонок, м..дведица.
Какую безударную гласную нужно вставить? (е).
А еще медведь – это мед едящий зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов.
Подчеркните безударную гласную и поставьте ударение.
Подберите такие слова, которые помогут догадаться, что это медведь.
прил. прил. прил. гл. сущ.
(Косолапый, неуклюжий, большой, любит мед)
Найдите и подчеркните слово, которое обозначает действие предмета.
Какой частью речи является, укажите.
Найдите и подчеркните слово, которое обозначает предмет. Какой частью оно является?
Прочитайте слова, которые остались.
(косолапый, неуклюжий, большой)
3. Работа над новым материалом.
Вот сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну, где живут разные части речи, и узнаем, к какой части речи относятся эти слова.
И у ворот нас встречает принц имя его прилагательное.
Так что же такое прилагательное?
Прилагательное (часть речи)
Обозначает признак предмета.
цвет
форма
размер
вкус
материал, из которого сделан предмет
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Да, как же называются оставшиеся слова (прил.)
Какую часть речи мы узнали?
4. На доске записаны слова.
З…ма, пришла, дует, м…розная, ветер, х…лодный, л…тят, сн…ж…нки, пуш…стые.
Прочитайте, объясните пропущенную орфограмму.
Составьте предложения.
1 ряд – со словом зима
2 ряд – ветер
3 ряд – снежинки
Работа в паре.
Подписать части речи.
Проверка.
5. Физминутка.
А сейчас поиграем.
Если я назову признак, который относится к зайцу, то вы подпрыгиваете, если к лисе – приседаете.
косой, рыжая, белый, хитрая, длинноухий, ловкая, осторожная.
6. Закрепление.
Работа по группам.
1) Образуйте прил. от сущ.
Река - речной
Вкус - вкусный
Рука - ручной
(на доске проверка)
2) Выберите имя прил., противоположное данному по смыслу.
1. новый 3. острый а) чистый а) тупой б) яркий б) колючий в) старый в) ржавый
2. низкий 4. сухой а) железный а) желтый б) высокий б) мокрый в) каменный в) дождливый
3)У кого на парте фигурка животного, вам задание:
Перед вами загадка, выписать прилагательные.
Добродушен, деловит
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель……(ежик).
Проверка. Можете в подарок взять ежика,
только вам дома нужно будет его раскрасить.
7. Итог урока
Как называется страна по которой, мы совершили путешествие?
(части речи).
С какой новой частью речи познакомились?
Что можете рассказать о прилагательном?
Вот сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока.
Тест.
Запишите на одной строчке:
Сущ. | Гл. | Прил. |
лиса | прыгает | большой |
луна | играет | красивый |
воробей | скачет | веселый |
Дополните по одному своему слову к каждой части речи.
Зачитайте сущ, гл, прил.
8. Задание на дом: стр.141, упр. 269.