Открытый урок "Творческая лаборатория"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обобщение материала по теме “Массивы”. Закрепление программистских навыков путем решения задачи методом модульного программирования;
  • Развивать навыки нестандартного мышления, умения выбрать верный алгоритм решения;
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, умение работать в коллективе, готовить к осознанному выбору профессии, работе с современной техникой и в современных условиях.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме “Массивы”.

Технология урока: метод проектов.

Класс: 11.

Оборудование: компьютерный класс, таблица с исходными данными, карточки с названиями отделов, нагрудные знаки.

Ход урока

I. Постановка задачи.

Сегодня мы представляем НИИ, который занимается постановкой, сбором данных, программированием практических задач. В институт прибыл представитель фирмы, желающий приобрести наш программный продукт. Представитель будет наблюдать за процессом работы и вынесет свое суждение о результатах работы.

Класс разбивается на 5 групп, каждая из которых получает свое задание (см. приложение).

1 группа

“Палата мер”

Вывести фамилии сотрудников, имеющих максимальный и минимальный рост.
2 группа

“Палата весов”

Найти средний вес юношей и девушек.
3 группа

“Хронометристы”

Найти количество сотрудников, родившихся в заданном месяце.
4 группа

“Мед. бригада”

Найти количество сотрудников с нормальным зрением (в процентном отношении) и выдать список сотрудников в порядке ухудшения их зрения.
5 группа

“Архивариусы”

Выдать результаты переводных экзаменов (количество отличников и двоечников и их фамилии).

II. Распределение ролей в группе.

Учащиеся внутри группы распределяют роли:

  • Начальник отдела – управляет работой отдела
  • Теоретик – отвечает на теоретические вопросы
  • Программист – записывает программу в компьютер и отвечает на вопросы по ней
  • Статистик – отвечает за выбор нужных сведений их таблицы и за заполнение массива данными

III. Объявляются критерии оценки работы

  • Отчет по проделанной работе
  • Теоретический ответ
  • Хорошо поставленный вопрос по другому отделу
  • Найденную ошибку в программе
  • Обращение к консультанту
+10 баллов
+5 баллов
+2 балла
+3 балла
-2 балла

IV. Работа в отделах.

1. Статистики заполняют массивы элементами. В это время начальники организуют работу в отделах.

2. Начальники отделов удаляются на Координационный Совет, задача которого – обеспечить решение главной задачи (программирование главного модуля).

Требования к программе:
  1. Сообщается название программы (например, “Многофункциональная программа 11 “а”)
  2. Сообщаются возможности программы.
  3. Запрашивается номер выполняемого блока.
  4. Существует защита от неправильно введенных данных.
  5. Обеспечен переход на запрошенный блок.
  6. После выполнения блока обеспечивается выполнение одного из следующих вариантов:
  • выполнение еще одной подзадачи
  • выход из подпрограммы.

3. Программисты выносят результаты работы на главный компьютер.

4. Проводится производственное совещание.

Повестка дня:

1. Обсуждение результатов работы (защита собственных программ)
2. Подведение итогов работы:

  • Выступление начальников отделов с оценкой вклада каждого в общую работу;
  • Выступление представителя фирмы.

3. Распределение фонда зарплаты.
4. О перспективах.

Примерное начало программы:

CLS

PRINT "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА '11-Б'"

30 PRINT "ЭТА ПРОГРАММА МОЖЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:"

PRINT "1. Вывести фамилии сотрудников, имеющих максимальный и минимальный рост"

PRINT "2. Найти средний вес юношей и девушек"

PRINT "3. Найти количество сотрудников, родившихся в заданном месяце"

PRINT "4. Найти количество сотрудников с нормальным зрением (в процентном отношении)"

PRINT "5. Выдать результаты переводных экзаменов (количество отличников и двоечников)"

INPUT "Какую из предложенных задач будем решать?"; n

100 IF n < 1 OR n > 5 THEN PRINT "Задача с таким номером не предлагается": GOTO 100

ON n GOSUB 1000, 2000,3000,4000,5000

INPUT "Выходим из программы? (д/н)"; otv$

IF otv$ = "н" OR otv$ = "Н" THEN 30

PRINT “До свидания!”: END

1000 CLS

INPUT "Ввести количество сотрудников"; n1

DIM f$(n1), r(n1)

FOR i = 1 TO n1

PRINT "Введите"; I ; "-ю фамилию сотрудника";

INPUT f$(i)

INPUT "его рост"; r(i)

NEXT i

max = r(1): p = 1: min = r(1): p1 = 1

FOR i = 1 TO n1

IF max < r(i) THEN max = r(i): p = i

IF min > r(i) THEN min = r(i): p1 = i

NEXT i

PRINT f$(p); " имеет максимальный рост"; max

PRINT f$(p1); " имеет минимальный рост"; min

RETURN

2000 CLS

INPUT "Введите количество сотрудников"; n2

DIM p$(n2), v(n2)

FOR i = 1 TO n2

PRINT "Введите пол (м/ж)";I;”-го сотрудника”;

INPUT p$(i)

INPUT "его вес"; v(i)

NEXT i

s = 0: s1 = 0

FOR i = 1 TO n

IF p$(i) = "м" THEN s = s + v(i): c = c + 1

IF p$(i) = "ж" THEN s1 = s1 + v(i): c1 = c1 + 1

NEXT i

s = s / c: s1 = s1 / c1

PRINT "Средний вес юношей"; s

PRINT "Средний вес девушек"; s1

RETURN

и т.д.

Приложение