Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.
Всем известно, что художественное восприятие – это способность человека воспринимать художественные произведения, непременным условием которой является внутренняя активность субъекта.
Показателями художественного восприятия как важнейших его сторон являются образность восприятия, его адекватность, осознанность, целостность, непрерывность, прочность восприятия. Комплекс этих критериев позволяет оценить художественное восприятие людей наиболее полно и разносторонне.
Однако следует отметить, что вследствие технического прогресса и бурного развития науки в современном обществе изменились взгляды, мышление, восприятие людей. Для образования подрастающего поколения требуются новые технологии.
У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой “нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.
Проблемной является и интеллектуальная сторона восприятия, подразумевающая осознание средств художественной выразительности, их обоснованность и логику в использовании композиторами, художниками, поэтами и т.д. для создания тех или иных художественных образов. Поэтому актуальной становится необходимость учить “размышлять об искусстве”. Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов.
В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с “экранными искусствами” (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие, когда при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, абстрагированный образ предмета, а при слушании музыки ухо создаёт, так называемый “портрет” звука. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.
Использование на уроках музыки и изобразительного искусства материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.
С этой целью мной были разработаны уроки с введением в них материалов видео- и киноискусства, направленные на развитие художественного восприятия. Они же могут быть использованы учителями музыки и изобразительного искусства в качестве дополнения к типовым Программам по музыкальному образованию и изобразительному искусству.
Введение в уроки материалов видео и киноискусства позволяет использовать музыкальный и изобразительный материал, как из программы, так и дополнительный. Так, я широко использую в своей практике следующие фильмы: “Уроки рисования”, “Шопен. Сверкающий мир”, “Амадей”, “Овод” (с музыкой Д. Шостаковича), “Большой вальс” (о жизни и творчестве Иоганна Штрауса), “Антонио Вивальди”, “Иоганн Себастьян Бах”, фильмы-балеты “Щелкунчик”, “Спящая красавица” и “Лебединое озеро” и др.
Однако ребята младшего и среднего школьного возраста ещё не могут охватить фильм целиком и часто выделяют из него один или несколько эпизодов, эмоционально более сильных по впечатлению. Поэтому работа с эпизодом соответствует как психофизиологическим особенностям младших школьников, так и структурным особенностям киноповествования. На практике, начиная вводить в определённом классе экранные искусства, я первоначально уделяю время даже простому пересказу того или иного эпизода, при этом обращаю внимание на звуковую среду фильма, а также на сочетание изображения и звука.
При работе с тем или иным эпизодом использую разные вопросы и типы творческих заданий.
Примерные вопросы и творческие задания
Какой из эпизодов фильма наиболее понравился, запомнился? Почему?
Как музыка помогает нам понять характер того или иного героя?
Что рассказывают нам о герое его песни?
Что нового и интересного вы узнали из этого эпизода?
“Сочинение фильма по музыке”. Послушай фонограмму фрагмента неизвестного тебе фильма и постарайся представить себе, где происходит действие, как выглядят герои, пение которых ты слышал?
“Монтаж фильма”. Тебе предлагаются несколько фрагментов из фильма. Посмотри и попробуй собрать их в единое целое, учитывая изображение и звук в каждом фрагменте.
“Сочинение музыки к фильму”. Вспомни рассказ (сказку, повесть) “…”. Представь, что по нему будут снимать фильм и тебе надо написать к нему музыку. Какой ты её себе представляешь?
“Сочинение собственного краткого сюжета – с предложенными героями или предлагаемыми обстоятельствами”. Представь, что тебе необходимо придумать и снять фильм с участием таких героев, как … Какую музыку ты возьмешь для этого? Как будут двигаться твои герои? Где будет происходить событие?
“Написание мини-рецензии на киномузыку”. Послушай фрагмент фильма. Напиши на него мини-рецензию.
“Озвучивание фильма”. Посмотри фрагмент из фильма без звукового (музыкального) сопровождения. Подумай, какая музыка здесь может звучать?
“Сочинение финала к предлагаемому незавершённому сюжету (или отрывку из фильма)”
“Придумывание движения к музыке”. Послушай фонограмму фрагмента неизвестного тебе фильма и постарайся представить движения, жесты, мимику героев под эту музыку. Под звучащую фонограмму постарайся двигаться так, как двигались бы герои фильма, голоса и пение которых ты слышишь.
“Рисование музыки”. Послушай музыкальное произведение. Какие цвета ты использовал бы для изображения этой музыки на экране. Нарисуй рисунок к этой музыке.
Так, например, изучение творчества И. Штрауса и жанра концертного вальса, я организую следующим образом:
1. “Рисуем музыку”. До просмотра видеофрагмента, снятого на основе вальса И. Штрауса “На прекрасном, голубом Дунае”, детям предлагается послушать его на аудиокассете и определить его настроение. Затем им предлагается “нарисовать музыку”. После этого детям демонстрирую версию уже прослушанной музыки в кино, которую надо сравнить с собственной – нарисованной ими.
2. “Подбираем музыку к фильму”. Это задание учит детей придумывать музыку к определённому фрагменту из фильма, описывать её вербально, обосновать выбор тех или иных средств выразительности и инструментов, которым они отдают предпочтение, как дирижёры оркестра, принимающие участие в озвучивании фильма. Организуется слушание вальса Штрауса, записанного на аудиокассете, и после этого вновь обсуждение и сравнение своего варианта с авторским – композиторским, реально существующим.
3. “Придумываем фильм”. К прослушанной музыке Штрауса ребятам предлагается придумать сюжет фильма. После обсуждения организуется просмотр фильма и сравнение собственного и кинематографического вариантов.
Как показывает практика, разные творческие задания способствуют восприятию детьми различных средств выразительности. Они нацеливают ребят на внимательное слушание-восприятие музыки и изобразительного искусства, делая его более полноценным, потому как звучание музыки сопровождается не просто картинами, а образами в динамике, а образы, в свою очередь, сопровождаются звучанием музыки.
Определяя роль кинематографии в развитии художественного восприятия, следует отметить, что кинематограф сохраняет важные для него образность, адекватность, осознанность, целостность, прочность и непрерывность образов и способствует их развитию. А занятия, дополненные видеосюжетами, становятся более яркими, впечатляющими и эффективными.