Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема занятия: Число 4. Цифра 4.

Тип занятия: Сообщение новых знаний.

Форма занятия: Занятие-путешествие.

Методы: диалог, иллюстрации, поисковый, элементарный анализ, практической работы.

Цель: Развитие образного и ассоциативного мышления при знакомстве с   цифрой 4.

Задачи:

1. Познакомить с образованием числа 4 (путем прибавления единицы к предыдущему числу), его графическим изображением; сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов;

2. Развивать образное и ассоциативное мышление, мелкую моторику
руки, творческие способности детей.

3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы,
чувство коллективного взаимодействия.

Оборудование: доска, магниты, парты, стулья.

Методическое оснащение:

демонстрационное:

  • картинки с изображением Папы Карло, Буратино, Пьеро, Арлекина, Мальвины, Артемона;
  • цифры 1, 3, 4, знаки +, =;
  • картинка-ассоциация: стул.

раздаточное:

  • веер с цифрами 1-10 – 12 штук,
  • шаблоны цифры 4 – 12 штук,
  • тарелочки с опилками и мелкой стружкой – 12 штук.

Этапы занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия:

1. Вступительная беседа;

2. Образование числа 4;

3. Знакомство с цифрой 4;

4. Закрепление представлений о графическом изображении  числа 4;

5. Физкультминутка;

6. Практическая работа .

III. Итог занятия.

Ход занятий:

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, садитесь поудобнее, следите за тем, чтобы спинка была прямой, и мы начнём занятие. Сегодня у меня для вас много сюрпризов. Мы отправимся в гости к героям сказки Буратино, познакомимся с новой цифрой и попадём в “Волшебную мастерскую” к папе Карло.

II. Основная часть занятия.

1. Вступительная беседа.

Педагог: Много лет назад в одном городке жил шарманщик, звали его Карло. Весь день он играл на своей старой шарманке, а вечером сидел дома один-одинёшенек. Однажды когда ему стало совсем грустно, решил он сделать себе деревянную куклу. Взял он полено и принялся за работу. Каково же было его изумление, когда он увидел, что кукла хохочет и болтает ногами.

(На доску с помощью магнитов крепится изображение Папы Карло).

- Как назвал свою куклу Папа Карло?

Дети: Буратино.

2.Образование числа 4.

Педагог: У Буратино появились верные друзья. С которыми он хотел бы нас познакомить. Буратино предлагает нам отправиться в гости к Мальвине. Она как раз  (На доску с помощью магнитов крепится изображение Мальвины) пригласила всех своих друзей на День рождения. К ней пришли Буратино, Арлекин. Ребята, сколько друзей собралось у Мальвины. Сосчитайте.

Дети: (пересчитывают сказочных героев) Один, два, три. Трое друзей.

Педагог: Последним пришел Пьеро. (На доску с помощью магнитов крепится изображение Пьеро). Сколько теперь друзей собралось за праздничным столом?

Дети: (пересчитывают сказочных героев) Один, два, три, четыре. Четверо друзей.

Педагог: Как получили число 4?

Дети: Сначала сказочных героев было трое: Мальвина, Буратино, Арлекин, потом пришел ещё один герой – Пьеро и их стало четверо. (Педагог выставляет на доске цифры 3+1=).

3. Знакомство с цифрой 4.

Педагог: Ребята, число четыре обозначается цифрой 4 ( показ графического изображения числа четыре).
Теперь мы сможем показать ответ в примере: 3+1= (ставит цифру 4 после знака =).
Прочтём пример: к трём прибавить один – получится четыре.

(слова Буратино озвучивает педагог).

Буратино: Какая красивая цифра 4! Мне она очень нравится. Она очень   похожа…(задумывается). На что же она похожа, ребята?

Дети: (выдвигают различные версии. Наиболее часто встречающаяся – стул). (На доску с помощью магнитов крепится картинка-ассоциация: стул.).

Буратино: Молодцы, ребята. Вы придумали отличные образы цифры 4.

3. Закрепление представлений о графическом изображении числа 4.

Буратино: Ребята, Мальвина очень серьёзная девочка. Она каждый день занимается со мной, Арлекином и Пьеро математикой. Вот и сегодня она предложила провести занятие. Мальвина дала нам задачки, которые мы решить не можем. Помогите нам, ребята, пожалуйста.

Педагог: Поможем Буратино?

Дети: Да.

Педагог: Тогда возьмите в руки веер с цифрами. Буратино будет читать задачки, а ответ на них мы будем показывать на своих веерах (дети берут в руки веера).

Буратино: Приготовились? Слушайте внимательно.

***

Потеряла Крольчиха Крольчат,
А Крольчата лежат и молчат:
За кадушкой – 1,
За кормушкой – 1,
Под листом – 1,
Под кустом – 1,
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти.

( дети показывают на своих веерах ответ – цифру 4).

***

В садике гулял павлин,
Подошел ещё один.
2 павлина за кустами,
Сколько их считайте сами.

(дети показывают на своих веерах ответ – цифру 4).

Хорошо, ребята вы очень помогли мне и моим друзьям, спасибо.

 4. Физминутка.

Буратино: У Мальвины есть пудель. Его зовут Артемон.

(На доску с помощью магнитов крепится изображение Артемона, дети встают в круг).

Он очень строгий. Сегодня утром он начал меня будить так:

- Просыпайся!
Дети: - Просыпаюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Поднимайся!
Дети: - Поднимаюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Умывайся!
Дети: - Умываюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Обливайся!
Дети: - Обливаюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Вытирайся!
Дети: - Вытираюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Одевайся!
Дети: - Одеваюсь! (делают имитирующие движения),
Буратино: - Собирайся!
Дети: - Собираюсь!
Буратино: А куда, собираться? Тебе пора возвращаться домой

Педагог: Тебе пора возвращаться домой к папе Карло.

5. Практическая работа.

Буратино: Ура, мы пришли домой! А вот и папа Карло. Ребята познакомьтесь (слова Папы Карло озвучивает педагог).

Папа Карло: Здравствуйте, ребята! Вы пришли вовремя. А я как раз собираюсь делать стульчик для Буратино. Ребята, а вы хотите научиться мастерить стульчик?

Дети: Да.

(детям раздают шаблоны в форме цифры 4, тарелочки с опилками, клей, салфетки).

Буратино: Ребята, какую цифру напоминает этот шаблон?

Дети: Цифру 4.

Папа Карло: Какие вы догадливые, ребятки. Правильно, это цифра 4. Четвёрка – сегодня моя самая надёжная помощница. Моя мастерская не простая, а волшебная. И в этом вы сейчас убедитесь сами. Итак, за работу. Для начала нужно шаблон хорошо намазать клеем.

(дети намазывают шаблон клеем).

Далее мы хорошенько обсыпаем шаблон опилками и мелкой стружкой.

(дети обсыпают шаблон опилками и мелкой стружкой).

Вот, стульчик готов.

Ребята, теперь вы поняли, почему я назвал цифру 4 своей верной  помощницей? Во что превратилась цифра 4?

Дети: Цифра 4 похожа на стул, поэтому она и была рядом с нами в волшебной мастерской.

Педагог: Ребята, скажем спасибо Папе Карло и попрощаемся со сказочными героями.

III. Итог занятия:

Педагог: Наше путешествие подошло к концу.

  • С какими сказочными героями мы сегодня встретились?
  • Какая цифра помогла нам изготовить стульчики в “волшебной” мастерской? Почему именно цифра 4?
  • Мальвина передала вам задание, которое попросила выполнить дома  со взрослыми.

(Приложение №6).

Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке. Вы правильно и быстро пересчитали всех друзей Мальвины, решили её задачки. Молодцы.

Прозвенел звонок, и я с вами прощаюсь ровно на одну неделю.