Тема занятия: Число 4. Цифра 4.
Тип занятия: Сообщение новых знаний.
Форма занятия: Занятие-путешествие.
Методы: диалог, иллюстрации, поисковый, элементарный анализ, практической работы.
Цель: Развитие образного и ассоциативного мышления при знакомстве с цифрой 4.
Задачи:
1. Познакомить с образованием числа 4 (путем прибавления единицы к предыдущему числу), его графическим изображением; сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов;
2. Развивать образное и ассоциативное мышление, мелкую моторику
руки, творческие способности детей.3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы,
чувство коллективного взаимодействия.
Оборудование: доска, магниты, парты, стулья.
Методическое оснащение:
демонстрационное:
- картинки с изображением Папы Карло, Буратино, Пьеро, Арлекина, Мальвины, Артемона;
- цифры 1, 3, 4, знаки +, =;
- картинка-ассоциация: стул.
раздаточное:
- веер с цифрами 1-10 – 12 штук,
- шаблоны цифры 4 – 12 штук,
- тарелочки с опилками и мелкой стружкой – 12 штук.
Этапы занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия:
1. Вступительная беседа;
2. Образование числа 4;
3. Знакомство с цифрой 4;
4. Закрепление представлений о графическом изображении числа 4;
5. Физкультминутка;
6. Практическая работа .
III. Итог занятия.
Ход занятий:
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, садитесь поудобнее, следите за тем, чтобы спинка была прямой, и мы начнём занятие. Сегодня у меня для вас много сюрпризов. Мы отправимся в гости к героям сказки Буратино, познакомимся с новой цифрой и попадём в “Волшебную мастерскую” к папе Карло.
II. Основная часть занятия.
1. Вступительная беседа.
Педагог: Много лет назад в одном городке жил шарманщик, звали его Карло. Весь день он играл на своей старой шарманке, а вечером сидел дома один-одинёшенек. Однажды когда ему стало совсем грустно, решил он сделать себе деревянную куклу. Взял он полено и принялся за работу. Каково же было его изумление, когда он увидел, что кукла хохочет и болтает ногами.
(На доску с помощью магнитов крепится изображение Папы Карло).
- Как назвал свою куклу Папа Карло?
Дети: Буратино.
2.Образование числа 4.
Педагог: У Буратино появились верные друзья. С которыми он хотел бы нас познакомить. Буратино предлагает нам отправиться в гости к Мальвине. Она как раз (На доску с помощью магнитов крепится изображение Мальвины) пригласила всех своих друзей на День рождения. К ней пришли Буратино, Арлекин. Ребята, сколько друзей собралось у Мальвины. Сосчитайте.
Дети: (пересчитывают сказочных героев) Один, два, три. Трое друзей.
Педагог: Последним пришел Пьеро. (На доску с помощью магнитов крепится изображение Пьеро). Сколько теперь друзей собралось за праздничным столом?
Дети: (пересчитывают сказочных героев) Один, два, три, четыре. Четверо друзей.
Педагог: Как получили число 4?
Дети: Сначала сказочных героев было трое: Мальвина, Буратино, Арлекин, потом пришел ещё один герой – Пьеро и их стало четверо. (Педагог выставляет на доске цифры 3+1=).
3. Знакомство с цифрой 4.
Педагог: Ребята, число четыре
обозначается цифрой 4 ( показ графического изображения
числа четыре).
Теперь мы сможем показать ответ в примере: 3+1= (ставит
цифру 4 после знака =).
Прочтём пример: к трём прибавить один –
получится четыре.
(слова Буратино озвучивает педагог).
Буратино: Какая красивая цифра 4! Мне она очень нравится. Она очень похожа…(задумывается). На что же она похожа, ребята?
Дети: (выдвигают различные версии. Наиболее часто встречающаяся – стул). (На доску с помощью магнитов крепится картинка-ассоциация: стул.).
Буратино: Молодцы, ребята. Вы придумали отличные образы цифры 4.
3. Закрепление представлений о графическом изображении числа 4.
Буратино: Ребята, Мальвина очень серьёзная девочка. Она каждый день занимается со мной, Арлекином и Пьеро математикой. Вот и сегодня она предложила провести занятие. Мальвина дала нам задачки, которые мы решить не можем. Помогите нам, ребята, пожалуйста.
Педагог: Поможем Буратино?
Дети: Да.
Педагог: Тогда возьмите в руки веер с цифрами. Буратино будет читать задачки, а ответ на них мы будем показывать на своих веерах (дети берут в руки веера).
Буратино: Приготовились? Слушайте внимательно.
***
Потеряла Крольчиха Крольчат,
А Крольчата лежат и молчат:
За кадушкой – 1,
За кормушкой – 1,
Под листом – 1,
Под кустом – 1,
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти.
( дети показывают на своих веерах ответ – цифру 4).
***
В садике гулял павлин,
Подошел ещё один.
2 павлина за кустами,
Сколько их считайте сами.
(дети показывают на своих веерах ответ – цифру 4).
Хорошо, ребята вы очень помогли мне и моим друзьям, спасибо.
4. Физминутка.
Буратино: У Мальвины есть пудель. Его зовут Артемон.
(На доску с помощью магнитов крепится изображение Артемона, дети встают в круг).
Он очень строгий. Сегодня утром он начал меня будить так:
- Просыпайся!
Дети: - Просыпаюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Поднимайся!
Дети: - Поднимаюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Умывайся!
Дети: - Умываюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Обливайся!
Дети: - Обливаюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Вытирайся!
Дети: - Вытираюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Одевайся!
Дети: - Одеваюсь! (делают имитирующие
движения),
Буратино: - Собирайся!
Дети: - Собираюсь!
Буратино: А куда, собираться? Тебе пора
возвращаться домой
Педагог: Тебе пора возвращаться домой к папе Карло.
5. Практическая работа.
Буратино: Ура, мы пришли домой! А вот и папа Карло. Ребята познакомьтесь (слова Папы Карло озвучивает педагог).
Папа Карло: Здравствуйте, ребята! Вы пришли вовремя. А я как раз собираюсь делать стульчик для Буратино. Ребята, а вы хотите научиться мастерить стульчик?
Дети: Да.
(детям раздают шаблоны в форме цифры 4, тарелочки с опилками, клей, салфетки).
Буратино: Ребята, какую цифру напоминает этот шаблон?
Дети: Цифру 4.
Папа Карло: Какие вы догадливые, ребятки. Правильно, это цифра 4. Четвёрка – сегодня моя самая надёжная помощница. Моя мастерская не простая, а волшебная. И в этом вы сейчас убедитесь сами. Итак, за работу. Для начала нужно шаблон хорошо намазать клеем.
(дети намазывают шаблон клеем).
Далее мы хорошенько обсыпаем шаблон опилками и мелкой стружкой.
(дети обсыпают шаблон опилками и мелкой стружкой).
Вот, стульчик готов.
Ребята, теперь вы поняли, почему я назвал цифру 4 своей верной помощницей? Во что превратилась цифра 4?
Дети: Цифра 4 похожа на стул, поэтому она и была рядом с нами в волшебной мастерской.
Педагог: Ребята, скажем спасибо Папе Карло и попрощаемся со сказочными героями.
III. Итог занятия:
Педагог: Наше путешествие подошло к концу.
- С какими сказочными героями мы сегодня встретились?
- Какая цифра помогла нам изготовить стульчики в “волшебной” мастерской? Почему именно цифра 4?
- Мальвина передала вам задание, которое попросила выполнить дома со взрослыми.
Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке. Вы правильно и быстро пересчитали всех друзей Мальвины, решили её задачки. Молодцы.
Прозвенел звонок, и я с вами прощаюсь ровно на одну неделю.